Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC

Никита Казимиров
К сериалу «Титаны» с самого момента анонса было приковано пристальное внимание. Это первое шоу на стриминговом сервисе DC Universe, первая адаптация достаточно известной (во многом — благодаря мультсериалу) команды супергероев с живыми актерами и очередная попытка DC выбраться из глубокой ямы, в которую издательство само же себя и загнало. Первые отзывы оказались довольно восторженными, так что появилась надежда, что мы получили первоклассную историю. На деле вышло все как обычно у DC образца 2018 года — неоднозначно. Но в двух словах тут не объяснить.

Для начала сразу расставим точки над одним моментом — нет, никакого отвращения местные версии Старфаер и Бистбоя не вызывают, даже малейшего отторжения при взгляде на них в действии не ощущается. Однако вам все равно может быть неприятно на них смотреть, если в душе еще теплятся хорошие воспоминания о мультфильмах про Титанов или же их юных версиях. Говоря проще, внешний вид героев — фактор исключительно субъективный, не влияющий на итоговые впечатления от сериала.

Нам рассказывают о создании супергеройской команды, то есть в начале сезона Робин (Дик Грейсон), Рэйвен (Рэйчел Рот), Старфаер (Кори Андерс) и Бистбой (Гарфилд Логан) даже не знают о существовании друг друга, а подобие союза образуют лишь к середине сезона. Подобный ход позволил сценаристам подробнее сконцентрироваться на личности и предыстории каждого из центральных персонажей, но это как раз то необходимое условие, которое и превращает пустой сериал в хотя бы терпимый. Гораздо интереснее, что каждая сюжетная линия подана в своей тональности и вполне могла бы претендовать на отдельный сериал.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3984

События вокруг Рэйчел показаны в духе современных молодежных сериалов вроде «13 причин почему» или же «Ривердейла». Я бы даже привел в пример «Импульс», но «Титаны» по качеству в несколько раз сильнее. История Рэйвен — это история девочки, страдающей от внутренних конфликтов, как в прямом, так и в переносном смысле, о зажатой персоне, которую боится мама, ненавидят одноклассники и, кажется, даже собственное отражение в зеркале.

Ее суперсилы становятся довольно прямолинейной и простоватой, но все же метафорой взросления и принятия своих отличий от стандартов общества. Для супергероики это отличный ход, потому моменты с мрачной девушкой с синими волосами и кучей комплексов смотрятся бодро и интересно.

Для Грейсона авторы припасли адаптацию не самых многочисленных, но довольно регулярных комикс-сюжетов, которые можно охарактеризовать как «Бэт-семья не согласна с Темным Рыцарем и ищет свой путь». И опять у нас попадание в точку, ведь какой толк строить повествования вокруг хоть пяти Робинов сразу, если все они — лишь тени и отголоски Бэтмена? Местный Робин пытается абстрагироваться от своего наставника. Для этого он переезжает в Детройт, устраивается в отделение полиции и пытается найти свои методы борьбы с криминалом.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3985

Начало линии Старфаер получилось наиболее сильным. Впервые мы видим ее в разбитой машине, а спустя минуту ее преследует русская мафия с явно недобрыми намерениями. В довершении всего она страдает от амнезии и находится в Австрии. Кори приходится по крупицам восстанавливать информацию о себе и своих мотивах, с ней сериал превращается в настоящий детектив, полный напряжения. А способность управления огнем создает отличный контраст с тяжелым положением Старфаер и показывает, что испепелением всего и вся некоторые проблемы решить невозможно.

Наконец, у нас есть Бистбой, весельчак и балагур, для которого своровать диски с видеоиграми — норма вещей. Пожалуй, его можно сравнить с Флэшем из Лиги справедливости или Ртутью из Людей Икс по функциональной роли в команде. Все, от поступков до мимики с жестами, напирает на крутость его суперспособностей, на то, как они способны возвысить отдельных личностей над скучной жизнью и бытовыми заботами.

Гарфилд вобрал в себя дух бунтарства в его лучших проявлениях, благодаря чему шоу не скатывается в бесконечный потока мрака и проблем.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3986

И вот эти первые серии, когда зрители только знакомятся с центральными действующими лицами, а последние — друг с другом, как раз и можно назвать лучшими. В них есть нужные эмоции, экшен подается дозированным порциями, синергия персонажей на максимальной высоте, а занимательный жанровый микс ни на секунду не дает заскучать. Черт, да они даже Шерилин Фенн (Одри Хорн их сериала «Твин Пикс») умудрились позвать, и пускай ее роль очень маленькая, но всем поклонникам Линча явно запомнится. Будь «Титаны» выдержаны в таком духе, а весь пафос и эпик создатели оставили бы на второй сезон, можно было бы рекомендовать их всем и каждому. Ведь тогда каждый зритель нашел бы нечто свое в этом любопытном эксперименте.

Однако очевидные проблемы начинаются уже серии к шестой, когда становится понятно, что толковой команды из Титанов не вышло. Дело вовсе не том, что ее члены во многом не согласны с друг другом и не готовы идти на уступки. Нет, просто ты не веришь, что эти четыре человека действительно могут адекватно работать вместе. Когда дело касается пар — пожалуйста, четверку можно распределить любыми комбинациями, и тогда, скажем, никакие Кори с Рэйчел или Дик с Гарфилдом не покажутся надуманными. Но вот трио и тем более квартет протагонистов не вызывают никаких эмоций, кроме недоумения. Они будто пазл из четырех кусочков, в котором все время остается лишний паз.

Когда Титаны дерутся, то не взаимодействуют на достаточном уровне, чтобы поверить в них, как в единый механизм. Вспомните тех же «Мстителей» Джосса Уидона с шикарнейшей финальной битвой в Нью-Йорке. В ней никто не казался лишним, даже Соколиный глаз, у которого кроме лука и стрел ничего особо и нет. В сериале DC все герои прекрасны и могущественны, как на подбор (да, даже Робин), но в отдельных экшен-сегментах кажется, что кто-то вечно чувствует себя лишним, не на своем месте.

То же самое можно сказать и про мирные сцены — но тут, кажется, авторы поняли свои слабости, потому всю четверку в сборе мы видим относительно редко. Когда же герои наконец встречаются в полном составе, то кажется, что отдельные фразы писались совершенно разными командами сценаристов. В итоге в шоу о становлении Титанов собственно становления мы и не увидели — лишь жалкие полунамеки и невыстрелившие ружья, которые так ярко сверкали на стенах в первых сериях.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3987

Частично вновь виноваты попытки уместить слишком много в одну историю. Казалось бы, в сериале про Титанов стоит сконцентрироваться исключительно на них. Если знать немного о персонажах, то можно понять, что им даже центральный злодей особо не нужен.

Но кто-то из руководства DC, видимо, во время работы над второй половиной сезона открыл для себя комиксы-кроссоверы. И пускай еще недавно издательство сильно обожглось о свою киновселенную, в «Титанах» вас снова ждет нагромождение героев и концепций.

Первое стало уже привычным, но от этого не менее мерзким. Титаны повстречаются с Ястребом и Голубем, еще одним Робином, в истории промелькнет Роковой патруль, который получит свой спин-офф уже совсем скоро, а среди злодеев засветились Ядерная семья, семейство Зукко и персонажи полюбопытнее. Однако им уделяется не так много времени, чтобы из «монстров недели» и пасхалок для фанатов они стали полноценными действующими лицами. Помните, как все жаловались на презентацию Киборга, Аквамена и Флэша в «Бэтмене против Супермена»? Тут аналогичная ситуация.

С концепциями же несколько сложнее. По первым эпизодам кажется, что тебя ожидает достаточно приземленная история лишь с одним осевым сверхъестественным элементом, центром которого становится Рэйвен. Но по мере развития сюжета всплывают инопланетные цивилизации, другие миры, секретные эксперименты, нераскрытые тайны прошлого и многое другое. Однако эти элементы не дополняют друг и друга и не расширяют вселенную, а лишь конфликтуют между собой, расслаивают и без того не слишком цельную историю.

Пытаясь откусить слишком большой кусок, можно запросто вывихнуть себе челюсть, и в руководстве DC кто-то упорно отказывается принимать этот факт.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3988

Чем глубже начинаешь вдумываться в суть происходящего и всматриваться в отдельные моменты, тем больше всплывает глупостей или как минимум спорных моментов. Повествование вдруг может переключиться на флешбэк или побочную историю, которые в данный момент совершенно не нужны.

Некоторые тропы вроде злых русских в конце 2018 года должно быть просто стыдно показывать. Персонажи спонтанно появляются и так же неожиданно исчезают, то ли выступая в роли филлера, то ли пытаясь полнее раскрыть происходящее. Не удается ничего, ведь ни заполнять, ни дополнять зачастую нечего — сценаристы словно сами не понимают в отдельных сценах и эпизодах, куда хотят завести сюжет.

И даже центральные герои, получившие столь мощный старт, к концу сериала теряют первоначальное обаяние. Проще всего это сказать о Бистбое — кроме шуток, хохм и мостика к Роковому патрулю он особо «Титанам» и не нужен. Старфаер превратили в стервозную и высокомерную особу, которая даже при такой смене характера иногда умудряется поступать совершенно алогично, включая вдруг бессмысленную ярость или вдаваясь в пространные рассуждения.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3989

Робин — отдельная тема. Вся его арка сводится к тому, как он не хочет походить на Бэтмена, прячущегося от внутренних проблем за бесконечным избиением преступников. Однако даже при смене амплуа новой оказалась лишь внешняя оболочка, а суть осталась прежней.

Дело даже не в какой-нибудь мысли типа «от себя не убежать», пускай в последней серии зрителям упорно ее продвигают. Просто у авторов не вышло создать убедительную трансформацию образа. Превратиться из мстителя в немного другого мстителя — сомнительное достижение.

И лишь линия Рэйвен остается на минимальном уровне хорошего до самого конца. Подростковая драма в ней тесно смешивается с мистическим элементом и даже щепотками хоррора, а сама героиня получилась яркой, как бы это ни было иронично, и живой. Лишь ее можно назвать полноценным человеком в команде то ли недоделанных образов, то ли сценарных инструментов. Только вот сериал называется на «Рэйвен», потому и требования соответствующие.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3990

Впрочем, не все так плохо. Взять те же экшен-сегменты. Да, «Сорвиголова» от Netflix установил слишком недосягаемый уровень постановки, синематографии и хореографии, но в отрыве от него «Титаны» справляются неплохо. Пускай некоторые сцены отдают дешевизной (почему нужно было даже отдельные прыжки и движения делать на компьютере — загадка), но в целом битвы в шоу напряженные, жестокие и красочные.

А еще в сериале есть то, чего так не хватает супергероике, — самоиронии. Когда DC попыталась «осветлить» свои адаптации, то сначала пошла по пути Marvel с глупым панчлайнами, идиотскими уанлайнерами и убийством драматизма при помощи очередной дурацкой шутки. При перенесении на мир, в котором каждый второй чуть ли не полубог, этот подход оказался отвратительным. Помните, как в «Лиге справедливости» Брюс Уэйн пошутил, что его суперспособность — деньги? Да, я бы тоже хотел забыть. Так вот, в «Титанах» такого нет, зато через жесты героев, их легкие улыбки, умение и короткие фразы они словно устало подмигивают фанатам, которые долгое время обвиняли издательство в слишком сильных персонажах и излишней серьезности.

Теперь оно словно говорит: «Да, мы проштрафились и признаем это, потому давайте наши герои будут играть в видеоигры, тосковать о прошлом и вести себя, как нормальные люди, а не поехавшие машины для убийств».

Такое отношение спасает многие странные сцены, которых в сериале предостаточно. Но на каждый провал находится своя почти гениальная находка, потому эмоции при просмотре скачут словно на адских американских горках. Почему нельзя было сосредоточиться на одних лишь удачных моментах — большая загадка. Ведь, судя по всему, создатели прекрасно понимали, что именно в главных героях кроется главная ценность «Титанов», а все остальное — лишь фон, контекст и доля разнообразия. Причина возникшей сумбурности кроется, вероятно, в цифрах отчетов, маркетинговых политиках и прочих бизнес-планах, а истину мы так никогда и не узнаем.

Рецензия на «Титанов» — странный и неровный, но все еще лучший сериал по комиксам DC | Канобу - Изображение 3991

Итог

Адаптации комиксов DC с живыми актерами сейчас похожи на постоянно писающего в кровать ребенка. Стоит ему хоть одно утро проснуться сухим — так он уже заслужил похвалу от мамы с папой и конфету с игрушками.

Сериалам и фильмам по DC тоже достаточно быть хоть бы пригодными для просмотра и не откровенно тупыми, чтобы фанаты, критики и обыватели одобрительно закивали головой. «Титаны» ощутимо ушли от звания просто «смотрибельного» шоу и подобрались невероятно близко к «хорошему». Близко настолько, что грань становится исключительно субъективной.

Если брать «Титанов» в отрыве от всего остального — это неплохое шоу. Если учитывать реалии 2018-го — странное и местами устаревшее, хотя не без отличных идей. Как старт очередной сериальной вселенной DC — пойдет, все-таки героев представили интересных.

А как просто новый сериал из рода опальных адаптаций DC — вообще отлично. Его нельзя советовать всем и каждому, но и окрестить его провалом, который стоит смотреть лишь из огромной любви к персонажам, тоже не стоит. И если это только начало, а дальше будет больше и лучше — то пусть так. Клиффхэнгер в последней серии, кстати, на это намекает, даром что пользоваться такими дешевыми трюками уже давно моветон. В любом случае, вселенная DC видала настолько ужасные вещи, что просто противоречивый сериал ей никак не помешает.

Последние статьи