Что пошло не так с «Оскаром 2021»: как церемония упустила шанс на революцию
Бюджетный «Оскар»
Самую пышную американскую премию в этом году было сложно узнать: вместо кинотеатра Dolby на три тысячи человек — маленький уютный зал вокзала Union Station с минимум гостей и социальной дистанцией; никаких высокобюджетных, виртуозно смонтированных роликов между вручением статуэток. Самая известная кинопремия мира выглядела как звездный междусобойчик с коктейльным дресс-кодом, который нарушила разве что Хлоя Чжао, пришедшая в белых кедах.
«Рядом с результатами этого „Оскара“ нужно ставить сноску-звездочку», — анонимно заметил один из членов Киноакадемии, имея в виду особые условия, в которых отбирались фильмы и проводилось голосование. Дело не только в особенностях организации церемонии, но и в списке номинантов, где остро чувствуется нехватка блокбастеров. К примеру, бюджет некоторых прошлогодних номинантов на «Лучший фильм» превысил 90 млн долларов («1917», «Ford против Ferrari» и «Однажды в… Голливуде»), а бюджет «Ирландца» составил от 159 до 200 млн долларов. Самый высокий бюджет среди претендентов на «Лучший фильм» в 2021 году составил 35 млн долларов у фильма «Суд над чикагской семеркой».
Такой список номинантов, преимущественно фильмов на остросоциальную тематику, можно легко представить, например, на американской премии независимого кино Independent Spirit Awards, но никак не на «Оскаре». Деваться некуда: выпущенный на фоне пандемии «Довод» провалился в прокате, и голливудские студии решили не рисковать и повременить с релизом картин, на съёмки которых потратили сотни миллионов долларов, и, как следствие, лишили их возможности попасть в номинацию. В конце концов той же Warner Bros. пришлось выдвинуть вдобавок к «Доводу» «Иуду и черного мессию», а деньги с потенциальной «оскарной» кампании фильма Кристофера Нолана направить на расширенный прокат и печать Blu-ray. Так, вместо нолановского блокбастера за 200 млн долларов в основной номинации студию представляла историческая драма Шаки Кинга, снятая за 26 млн долларов.
Ключевые категории
В этом году в режиссерской категории впервые за всю историю премии оказались сразу две женщины: Эмералд Феннелл («Девушка, подающая надежды») и Хлоя Чжао («Земля кочевников») Чжао унесла домой статуэтку и стала второй после Кэтрин Бигелоу лучшей женщиной-режиссёром за 93-летнюю историю «Оскара», а вдобавок — первой лауреаткой азиатского происхождения.
В этой категории было меньше всего сомнений: Чжао проделала самую большую и сложную работу из всех представленных режиссеров, и ожидалось, что члены Академии это оценят. Ли Айзек Чун в «Минари», Дэвид Финчер в «Манке», Томас Винтерберг в «Еще по одной» и Эмералд Феннел в «Девушке, подающей надежды» снимали профессиональных артистов. Чжао работала с настоящими американцами-кочевниками, которых съёмочная группа встретила во время своих странствий по США, при этом не переступая грани между художественным кино и документалистикой. К тому же, в 2017 году «Наездника» Чжао обделили даже номинацией — в 2020 году Академия вернула должок.
«Земля кочевников» унесла и награду за «Лучший фильм». Здесь тоже ничего удивительного: фильм Чжао был абсолютным фаворитом всех списков с предсказаниями, а на пятки ему наступал разве что «Отец» Флориана Зеллера. Впрочем, это громко сказано. Перед церемонией Чжао успела получить признание как минимум «Золотого Глобуса», Гильдии продюсеров США, Гильдии режиссеров Америки и BAFTA. «Оскар» был лишь вопросом времени.
У остальных фильмов в главной номинации было слишком много неоднозначного. Издание IndieWire ежегодно публикует несколько анонимных колонок от членов Киноакадемии, которые в преддверии церемонии озвучивают и аргументируют свой выбор. Во много их отношение к номинантам совпадает. «Иуда и черный мессия» — яркий и дерзкий, но слишком сырой. «Манк» — чересчур мудреный и сумбурный. «Минари» и «Звук металла» — слишком медленные. «Девушка, подающая надежды» — свежо и оригинально, но тоже сыро. «Суд над чикагской семеркой» — все любят Аарона Соркина-сценариста, но недолюбливают Соркина-режиссера.
Остаются «Земля кочевников» и «Отец». Оба важны, оба трогают, оба гениальны. Но у фильма Хлои Чжао увязано больше компонентов: от режиссерской и актерской работы до истории и ее бэкграунда. А в «Отце» взгляд прикован к одному лишь Энтони Хопкинсу.
Дерзость «Девушки, подающей надежды» в итоге принесла фильму статуэтку за «Лучший оригинальный сценарий». Выбирать больше не из чего: на «Оскаре» не было ничего оригинальнее и необычнее картины Эмералд Феннелл — единственного «народного» фильма, который может и собрать неплохую кассу в прокате, и понравится фестивальным снобам.
С адаптированным сценарием все немного сложнее: в битве вновь сошлись «Земля кочевников» и «Отец». Фильм Хлои Чжао основан на книге, а драма дебютанта Зеллера — на его же пьесе. В рецензиях на «Отца» чаще всего, помимо Хопкинса, критики отмечали театральность — умелую трансформацию произведения для сцены в произведение для экрана. Это и сложнее, и красивее — результат получился соответствующим.
Номинации актеров второго плана ни у кого не вызывали сомнения. В списке актрис все блекнут на фоне 73-летней кореянки Юн Ё-джон («Минари»), которая даже на сцене не выходила из образа крутой бабули: она удивлялась тому, что смогла выиграть у Гленн Клоуз и заигрывала с Брэдом Питтом. Актера не менее заслуженно взял Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия») — критики и зрители сетуют лишь на то, что он должен был бороться за «Лучшего актера».
Самый неожиданный выбор академики сделали в главных актёрских категориях. «Лучшую актрису» прочили Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»). Остальные номинантки выглядели неконкурентоспособными: Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей») и Ванесса Кирби («Фрагменты женщины») сыграли свои лучшие и самые тяжелые роли в плохих фильмах, в чем признаются и киноакадемики (хоть и анонимно), и критики, и зрители (рейтинги обоих фильмов не самые «оскарные»). Виолу Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза») номинировали не в ту категорию — Ма Рейни появляется в собственной биографической драме реже, чем все остальные члены актёрского состава. Фрэнсис Макдорманд и так уже два раза становилась «Лучшей актрисой». Но фанатов «старой школы» в Киноакадемии оказалось больше — и «Земля кочевников» унесла третий «Оскар». Заслуженный, но осадок остался.
Примерно то же самое случилось с «Лучшим актёром». Энтони Хопкинс («Отец») получил вторую после «Молчания ягнят» статуэтку. Повод для радости есть, но не в тот год, когда «Оскар» могли посмертно присудить Чедвику Боузману («Ма Рейни: Мать блюза»), ушедшему из жизни в зените славы. Самая предсказуемая, после «Лучшего режиссёра», номинация, обманула ожидания зрителей. Во-первых, в этом году «Оскар» за «Лучший фильм» впервые вручили перед объявлением актёрских номинаций. Правда, никто так и не понял, зачем. «Лучшего актёра» вручали последним и, казалось, не просто так. Зрителям подарили надежду на красивый жест (возможно, даже какое-то шоу или видео, чтобы оправдать спонтанную перестановку) в честь Чедвика Боузмана. На деле — лауреата даже не оказалось в зале.
Вместо конструктивных итогов
Режиссёр лучшего документального фильма «Мой учитель-осьминог» Джеймс Рид выйдя на сцену произнес самую милую и умную фразу дня: «Если человеку удалось завести дружбу с осьминогом, то, наверное, возможно всё что угодно». В этом году у «Оскара» были все карты, чтобы разыграть не традиционное и пафосное вручение премии, а попробовать притвориться фестивалем авторского кино. Но даже с десятком малобюджетных и бодрых тайтлов и имён в номинациях «Оскар» провоцирует аудиторию на обидную реакцию — «Окей, бумер».
Странная и историческая 93-я церемония по-прежнему остается старомодной. Прежде всего это касается актерских номинаций. Вместо едкой роли подающей надежды Кэри Маллиган «Оскар» уходит уже давно великой и не нуждающейся в лишних поощрениях Фрэнсис Макдорманд. Вместо трибьюту вдохновившему целое поколение Чедвику Боузману «Оскар» уходит Хопкинсу — 83-летней легенде, которая уже давно выше любых наград и признаний.
Впрочем, что еще можно сказать про Киноакадемию, члены которой не могут зайти в приложение для просмотра скринеров и просят отправить им DVD куда-то за город. Человеку, может, и удастся завести дружбу с осьминогом. Но вот «Оскару» подружится с новым, современным миром — вряд ли.
Смотреть фильмы-номинанты премии «Оскар-2021» с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.
Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.