Бэклог: «Поколение убийц» — циничный и трезвый взгляд на психологию солдата и войну в 21 веке
«Поколение убийц» (Generation Kill) — достаточно громкий сериал нулевых. Но в 2022 году как никогда важно разобраться в том, как работает психология людей на войне и о чём они думают. Автор «Канобу» Мари Григорян предлагает и вспомнить один из наиболее честных сериалов о вторжении США в Ирак в 2003 году.
Предупреждение: в статье часто упоминается война и военные действия, содержатся сцены жестокости.
Что такое бэклог?
Так в разработке называют полный список задач, которые предстоит выполнить — либо по продукту в целом, либо за определённое время (спринт). Каждую неделю наши списки сериалов для просмотра только пополняются, а интересных шоу выходит всё больше и больше. В новой рубрике авторы и редакторы «Канобу» раз в неделю советуют один сериал, который вы могли пропустить (или вообще о нём не знали) из-за более громких релизов. Все проекты этой рубрики мы добавляем в специальную подборку.
Год выхода: 2008
Жанр: драма, военный
Время на просмотр: 7 эпизодов — 7 часов
Где смотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi, «Амедиатека»
Суть
Авторы сериала, американские сценаристы Эд Бёрнс и Дэвид Саймон, известны прежде всего созданием «Прослушки» — вдумчивой, подробной истории о противостоянии полиции и наркоторговцев в Балтиморе. Следующий их проект, «Поколение убийц», также основан на реальных событиях, и представляет собой очень дотошную летопись вторжения США в Ирак.
«Поколение убийц» основано на документальной книге журналиста The Rolling Stone Эвана Райта, лично прошедшего большую часть описываемых событий. Подполковник по прозвищу «Крёстный отец» (Чэнс Келли) ведёт разведывательный батальон морской пехоты к столице Ирака, Багдаду. По пути они выполняют различные миссии и часто сталкиваются с армейскими проблемами: нехваткой боеприпасов и оборудования, банальными болезнями и сложными моральными дилеммами.
В сериале много персонажей, которые в равной степени делят экранное время. Нет одного связного сюжета: события происходят очень хаотично, решения командования и задачи батальона меняются на лету. Намного больше шоу сосредоточено на тонкостях и трудностях войны, забытых и безнаказанных преступлениях, психологии солдат… и бесконечно жестоком юморе. Ведь молодых и полных сил морских пехотинцев больше интересуют сигареты, гомоэротичные шутки и судьба певицы Дженнифер Лопес, которая важнее будущего их батальона.
Чем запоминается
Характеры персонажей, жёсткий юмор, поп-культурные отсылки и постоянно напевающий популярные мелодии Рэй Персон (Джеймс Рэнсон из «Оно 2») — всё вместе это гарантированно озадачивает зрителя. Настолько странно, непривычно и несуразно поначалу выглядит сочетание обычных человеческих разговоров и шуток с жестокостью, убийствами и постоянной угрозой смерти. Минутное благородство в людях быстро сменяется мстительностью: например, сержант Колберт (Александр Скарсгард) несколько эпизодов кажется более человечным и справедливым, чем другие; именно он подстрекает всех устроить бунт начальству, чтобы оно согласилость спас раненного иранского мальчика. Но позже Колберт сокрушается, что ему не дают выйти на более серьёзную и кровавую миссию: «Они засунули нас сюда, а я — охотник, парень».
В глазах рядовых морпехов война имеет множество характеристик: она кровава и несправедлива, но также бывает безмерно скучной и, как ни ужасно, весёлой. Война влияет на каждого персонажа и вытаскивает из него всё самое сокровенное, как хорошее, так и тёмное и опасное.
Со временем даже самые тихие парни из отряда начинают хвастаться своими убийствами, как знаками отличия, а захват позиций превращается в увлекательное соревнование.
Лишь в финале — уже войдя в охваченный хаосом Багдад — солдаты вспоминают, что ценность человеческой жизни не зависит от языка или исповедуемой религии.
Но главный плюс сериала — в том, как в нём показано военное командование. В шоу нет президента Джорджа Буша и его администрации, или именитых экстремистов — они вынесены за кадр. Зато показаны те, кто отправляет отряды на верную смерть. Это точно подметил автор газеты Washington Post Том Шелл:
«Киноделы точно знают, что война — ад, война — зло. Но мысль в том, что война также глупа, эта — больше, чем остальные. И чем выше командиры в иерархии, тем они тупее».
В «Поколении убийц» принимают решения и отдают приказы конкретные, реальные люди, которые хотят выслужиться на войне. Именно они допускают трагические ошибки, без разбора уничтожают местное население, тратят впустую припасы и при случае не брезгуют унижением своих же соотечественников. И эту беспощадность, мелочность, периодическую тупость и цинизм тех, кто воюет в сериале, так мастерски изобличают сценаристы «Прослушки».
На что похоже
- «Тихий океан» (The Pacific)
- «Братья по оружию» (Band of Brothers)
- Роман Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен»