Автоспорт в играх и в жизни: играют ли пилоты болидов в гонки?
Чтобы занимать лидирующие позиции в «королевских гонках», одной воли к победе и умения крутить руль маловато. Современные болиды «Формулы 1» настолько технически сложны, что требуют максимально точной настройки под конкретную трассу, конкретные погодные условия и еще миллион обстоятельств. Когда не хватает времени и возможностей на физические тесты болидов, многие команды — от Red Bull до Williams — «переезжают» на тесты в виртуальную реальность, обзаводятся реалистичными симуляторами.
И это не просто программная оболочка: на создание тренировочных устройств у F1 уходит едва ли меньше денег, чем на строительство болидов. Современные технологии лазерного сканирования позволяют создавать полноценные копии настоящих гоночных трасс, продвинутое «железо» обеспечивает возможность манипуляций с тонкой настройкой спорткаров (от нюансов аэродинамики до степени износа резины), а мощные сервоприводы, интегрированные в платформу, на которой установлено кресло пилота, могут имитировать некоторые движения машины. Поговаривают, что автоспортсмены подсмотрели идею такого симулятора у летчиков.
В итоге у гонщиков есть возможность изучать конкретные трассы и осваивать нюансы управления болидами, а у инженеров — экспериментировать с настройками в различных гоночных условиях буквально не выходя из дома. В штате многих «конюшен» сейчас наравне с «физическими» тест-пилотами есть и специально натренированные пилоты симуляторов — скажем, большой поклонник rFactor Руди ван Бюрен из McLaren. К слову, упрощенные копии таких серьезных устройств порой появляются на игровом рынке (хотя и ориентированы, конечно, на достаточно обеспеченных геймеров), а профессиональные программные среды изредка трансформируются в игры.
Конечно, такие симуляторы используются в первую очередь для подготовки к кольцевым гонкам, в которых трасса представляет собой определенную константу. Однако, и продвинутые раллисты порой не чураются симрейсинга, заявляя, что даже обычная игра, но с реалистичной физикой может помочь в подготовке. Например, известный пилот Алексей Лукьянюк как-то признавался в своей симпатии к старенькой Richard Burns Rally.
Вообще, титаны мирового автоспорта (в первую очередь, уже упомянутая McLaren, японская команда Nismo, да и руководство F1 и FIA в целом) проявляют сейчас самое пристальное внимание к симрейсингу, считая это направление потенциальной кузницей молодых дарований для реальных гонок. Самым, пожалуй, ярким примером в этой сфере из относительно недавних стал крупный киберспортивный чемпионат McLaren Worldʼs Fastest Gamer, с которого и началась карьера ван Бюрена. А завершившийся в январе Shadow Project той же «конюшни», возможно, станет ступенью к реальному подиуму для 20-летнего Игора Фрага. Хотя он и заявлял, что не собирается покидать виртуальность.
Киберспорт и реальные гонки уже сблизились практически вплотную: симрейсеры и реальные пилоты сейчас соревнуются на самых разных площадках, как виртуальных, так и физических, мигрируя туда и обратно. Но самым масштабным проектом по выводу пилотов из игровой тени на свет полноценных трасс — и первым, по сути — стала GT Academy — итог коллаборации Nissan и студии Polyphony Digital, создателей гениальной Gran Turismo. Программу поддержки киберспортсменов по всему миру создали еще в 2008 году, и просуществовала она восемь лет.
В рамках GT Academy потенциальные пилоты отбирались при помощи виртуальных турниров, но ежегодный финал погружал игроков в суровый мир подготовки к настоящим трековым сражениям: помимо здорового духа, спортсмен должен обладать и здоровым телом. Тренировочная база GT Academy на британском Сильверстоуне включала даже полосу препятствий, построенную по спецназовским стандартам — и «курсантам» действительно приходилось попотеть.
Тем не менее каких-то действительно ярких звезд за годы существования «Академии» не появилось, хотя сама GT Academy стала знаковым проектом, который впервые открыл симрейсерам дорогу в настоящий автоспорт.
Впрочем, звучат заявления, что симрейсинг при всей его сегодняшней популярности и реалистичности не способен воспитывать полноценных гонщиков. Потенциально успешный пилот садится за руль едва ли сильно позже того момента, как научился ходить. К слову, среди финалистов и победителей той самой GT Academy немало игроков, имеющих за плечами реальный гоночный опыт как минимум в картинге. Соответственно, дни и недели, проведенные на диване за какой-нибудь Project CARS, вряд ли приведут к неожиданному превращению игрока в пилота. Подобное возможно только в случае грамотного совмещения симуляторов и реальных тренировок, что доступно далеко не каждому. Теория и практика не могут существовать в отрыве друг от друга. И если для уже состоявшихся гонщиков доступные в целом симуляторы служат лишь полезным дополнением, то поклонникам игр, как правило, остро не хватает возможности выехать на трек в реальной жизни.
Внимание же, которое проявляют сейчас вышеупомянутые титаны автоспорта к e-Sports, объясняется просто: любой успешный симулятор — это благодарная аудитория, миллионы потенциально платежеспособных поклонников по всему миру. И руководство Formula 1, и топ-менеджеры Formula E, и организаторы серии FIA GT уже успели это оценить.
Больше по теме
- За что компании Chevrolet стоит поблагодарить «Трансформеров» Майкла Бэя
- С каких автомобилей скопированы машины в GTA 5?
- 5 самых крутых машин с обложек Need For Speed
- История Колина Макрея
- Что такое Tesla Model Y и какую пасхалку Илон Маск спрятал в ее названии?
- Автомобили Дарта Вейдера — на чем мог бы ездить лорд ситхов?
- Российские машины в играх — от «Лады» до «Уазика»
>гениальной Gran Turismo
Кажется, вы слишком близки с Башкировым и что-то от него подцепили.