03 февраля 2022Сериалы
Обновлено 07.02.2022

Аниме, «Город грехов» и русская классика: из каких отсылок и сюжетов собрана «Карамора» Козловского

Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START
Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START

На стриминге START продолжает выходить «Карамора» от режиссёра Данилы Козловского и сценариста Александра Фомина («Восьмидесятые»). В одном сериале соединились российская история, фэнтези-существа, герой рассказа Горького и даже образы из аниме и «Города грехов». Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, какие отсылки, пасхалки и явные мотивы из других произведений легко угадываются в «Караморе».

1) Рассказ Максима Горького о провокаторе

Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START

Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START

Именем главного героя, Петра Каразина, и странным названием сериал обязан рассказу Максима Горького «Карамора» из сборника «Рассказы 1922–1924 годов». Повествование в рассказе идёт от лица анархиста Петра Каразина. В детстве отец прозвал его «караморой» — это народное название для комара с длинными лапами.

По сюжету рассказа, Карамора сидит в тюрьме и пишет о своей жизни: он состоял в ячейке анархистов, поддерживал идеи революции, и даже изобличил и убил подосланного к его товарищам шпиона Попенко. За убийство Попенко Караморе и его жене Саше грозит тюрьма. Начальник охранного отделения Симонов предлагает ему сделку: дело замнут, если главный герой согласится стать шпионом и провокатором. Кстати, в сериале Симонов тоже есть — это начальник полицейского отделения, на которое тайком работает Карамора с друзьями-анархистами.

При этом, как пишет образовательный проект «Арзамас», к концу произведения автор пришёл к неутешительному выводу: ни за революционерами, ни за контрреволюционерами «нет моральной правды». Карамора стал провокатором и как бы возвысился и над сотоварищами, и над жандармами — он не занял ни одну, ни другую сторону.

О развитии Караморы в исполнении Данилы Козловского пока говорить рано, но некоторые диалоги в сериале уже перекликаются с рассказом. Герой неоднократно задаётся вопросом, имела ли смысл его ячейка анархистов, нужно ли бросать вызов власти (и если да — то как), а также рассуждает о природе человека. Но в остальном «Карамора» Горького и Козловского очень разные.

2) Реалии Серебряного века

Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START

Кадр из сериала «Карамора». Источник: пресс-служба START

События сериала «Карамора» происходят в антураже Серебряного века, так что все персонажи, локации и стиль вдохновлены русской культурой начала XX века. За три вышедших на START эпизода нам показали: революционера Кобу — будущего диктатора Иосифа Сталина; мальчишку Гаврило Принципа — реального сербского националиста, который убил австро-венгерского принца Франца Фердинанда и этим поступком спровоцировал Первую Мировую войну; Дашкова — графа, явно списанного с дворянского рода Дашковых.

Сделать бомбу против вампиров Караморе должен Нобель — по-видимому, его списали с племянника Альфреда Нобеля (основателя известной премии), Людвига Эммануиловича, который действительно жил в Российской империи и управлял несколькими нефтеперерабатывающими заводами.

Также в сериале упоминается националистическая ячейка «Земля и воля», которая существовала с 1861 по 1864 годы и возродилась в 1876–1879 годах, вела пропаганду против государства, но прибегала и к политическому террору. В четвёртом эпизоде появились реформатор Пётр Столыпин и князь Юсупов — явная аллюзия на князя Феликса Юсупова, эксцентричного театрала, одного из участников заговора против Григория Распутина.

3) Псевдоистория в духе Assassin’s Creed и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров»

Сценарист сериала Александр Фомин назвал «Карамору» сказкой, игрой, «где приятно и весело находить отсылки». Одним из источников вдохновения для него действительно была компьютерная игра: Фомин рассказал, что писал сценарий в духе Assassin’s Creed. Эта серия игр разворачивается в разные эпохи, во многих странах мира — в них можно застать времена Крестовых походов, промышленную революцию XIX века в Великобритании, времена викингов и Древний Египет.

В серии игр, как и в «Караморе», используются реальные исторические личности, названия существующих мест и некоторые события из мировой истории. Они изменены в угоду сюжету, и иногда имеют мало общего с прототипами из жизни. В кино это не редкость: от исторических ситуаций отталкивался Квентин Тарантино с его «Бесславными ублюдками» и «Однажды… в Голливуде», авторы книги и экранизации «Гордость и предубеждение и зомби» поместили монстров поближе к героям Джейн Остин.

Кадр из фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» © 2012 Twentieth Century Fox Film Corporation

Кадр из фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» © 2012 Twentieth Century Fox Film Corporation

Но есть ещё один незаслуженно забытый фильм, в котором реальная история соединяется с фэнтези-сюжетом: «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» 2012 года. Ни Фомин, ни Козловский не упоминали этот голливудский проект, снятый Тимуром Бекмамбетовым («Ночной дозор») и спродюсированый Тимом Бёртоном. Его сюжет недалёк от «Караморы»: в фильме будущий президент США Авраам Линкольн становится свидетелем убийства матери, на которую напал вампир. Из-за этого Линкольн ненавидит монстров и клянётся отомстить им. По ходу действия герой встречает нескольких реальных исторических личностей — например, жену Линкольна Мэри Тодд или главу конфедерации Джефферсона Дэвиса.

4) Благородные и властные вампиры Брэма Стокера, «Баффи» и «Воинов света»

Кадр из фильма «Дракула» (1992). Источник: скриншот «Канобу»

Кадр из фильма «Дракула» (1992). Источник: скриншот «Канобу»

У вампиров «Караморы» две отличительных черты: во-первых, они не подчиняются некоторым классическим правилам из вампирского кино. В первой серии Руневский объясняет новообращённой Алине, что вампиры могут выходить под солнечный свет и не умирают от кола в сердце. Также они, по состоянию на третью серию, не превращаются в летучих мышей и не мерцают на солнце. Убить их можно только серебром, а при потреблении крови они регенерируют — восстанавливаются даже после очень серьёзных травм и ран.

В одном кадре Руневский смеется, читая роман ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула». Но у самого Руневского много сходств с книжным Дракулой и его экранизациями — особенно с версией Фрэнсиса Форда Копполы. Это харизматичный аристократ, обычно владелец богатого жилища (особняка или целого замка), который безупречно выглядит и красиво ухаживает за потенциальными жертвами. В какой-то степени это благородный образ, который позже — например, в «Вампирских хрониках» американской писательницы Энн Райс — стал ещё и гламурным.

Кадр из фильма «Воины света». Источник: скриншот «Канобу»

Кадр из фильма «Воины света». Источник: скриншот «Канобу»

Во-вторых, вампиры из «Караморы» работают на государство. Они состоят в специальном подразделении, которое уничтожает любую угрозу для Российской империи — убийц, террористов и революционеров, в том числе анархическую ячейку Караморы.

И здесь легко найти сходства со множеством других произведений, посвящённым вампирам. Например, в низкорейтинговом фильме «Отродье» 2001 года один из вампиров помогал ФБР, чтобы раскрыть заговор других упырей. «Воинов света» 2009 года называли критикой капитализма: это антиутопия, в которой вампиры захватили власть и используют человечество как источник питания.

В третьем сезоне сериала «Баффи — истребительница вампиров» мэр города Уилкинс III хотел совершить ритуал восхождения, чтобы переродиться в могущественного демона. В форме демона Уилкинс питался людьми и даже съел директора школы, где училась Баффи.

5) Аниме о крови и морали

Виктория Серас в Hellsing Ultimate. Источник: скриншот «Канобу»

Виктория Серас в Hellsing Ultimate. Источник: скриншот «Канобу»

Фомин назвал ещё один источник вдохновения — манга «Хеллсинг». Аниме от студии Gonzo на основе манги выходило в 2001–2002 годах, а в 2006-2012 году также шёл OVA-сериал Hellsing Ultimate (более близкий к первоисточнику). Основной сюжет разворачивался вокруг церковной организации «Хеллсинг», которая защищает Великобританию и королевскую семью от нежити.

Первым главой организации был охотник на вампиров Ван Хельсинг, который когда-то победил Дракулу. С тех пор могущественное чудовище поклялось служить людям под именем Алукард. Позже Алукард и очередная глава «Хеллсинг» леди Интегра узнают, что фашистская организация «Миллениум» хочет возродить Третий рейх и захватить Великобританию.

К третьему эпизоду «Караморы» сходств между сериалом и аниме не так много. Критики отмечали, что в каких-то частях манги речь вообще идёт скорее о разрушительной войне, чем о вампирах. Два произведения роднит, разве что, высокий уровень насилия.

Но один узнаваемый образ из «Хеллсинга» в сериале Фомина и Козловского есть: героиня Алина, возлюбленная Караморы, напоминает бывшую сотрудницу полиции Викторию Серас. Обе девушки в начале сюжета должны были скончаться от тяжёлых ран. Но Алукард и Руневский пожалели их примерно с одинаковой мотивацией — увидев недюжинную волю к жизни. При этом Серас продолжила служить на благо человечества в «Хеллсинге», а Алина получила возможность наказывать преступников вместе с Руневским.

6) Убийства Джека-потрошителя и поворот из «Города грехов»

Одна из побочных сюжетных линий сериала связана с Джеком-потрошителем, маньяком-убийцей, личность которого так и не была установлена. Маньяк жестоко убивал лондонских проституток во второй половине 1888 года. Из-за специфических манипуляций с телами женщин предполагалось, что у него есть хирургическое образование. По сюжету «Караморы» похожий серийный убийца по прозвищу Коровяник завёлся и в Санкт-Петербурге, на охоту за ним отправились Руневский и новообращённая Алина.

На наследии Джека-потрошителя строится ещё один отечественный сериал — «Шерлок в России», где история маньяка адаптирована менее логично и аккуратно.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Deathjupter
Deathjupter
Там, если присмотреться, по части вампиров и из Киндрета чутка взяли и из цикла романов Катрина, но больше такого стилистического, самой идеей вампиризма Карамора всё равно не дотягивает.