5 лучших фильмов Майкла Бэя — ко дню рождения режиссера
5. «Плохие парни 2» (Bad Boys II), 2003
Вторые «Плохие парни» были намного больше похожи на классический продукт от Майкла Бэя, который в перерыве успел снять превосходную «Скалу», бездарный «Перл-Харбор» и ужасный комок пафоса «Армагеддон».
Феноменальное количество взрывов по поводу и без. Расистские шуточки. Отстреленные в пылу боя задницы греческих статуй в поместье наркобарона и полное понимание того, что смотришь полнометражный клип, а не кино в его классическом понимании.
Эти нововведения попытался повторить и триквел «Часа пик» в 2007 году, но потягаться с умением Бэя стильно подавать на экране полнейшую безвкусицу уже никто не мог, так что сиквел Rush Hour не получил ожидаемых продюсерами цифр в прокате. Примерно в то же время сам жанр бадди-муви, начавший свой ренессанс после выхода «Плохих парней», вместе с ними вновь начал погружаться в мир непрекращающейся стагнации. Что, согласитесь, даже немного символично.
Автор: Денис Юрьев, в оригинале опубликовано в материале «За что любить „Плохих парней 1-2“ в 2020 году»
4. «Плохие парни» (Bad Boys), 1995
Если всерьез задуматься над жанровой принадлежностью «Плохих парней», то очень трудно ответить на вопрос, чего же было в двух фильмах франшизы больше, шуток или взрывов. С одной стороны, первая, а тем более вторая части были стопроцентными боевиками о бравых копах. Погони, перестрелки, разорванная в клочья в сиквеле вилла эксцентричного наркобарона и летающие максимально низко над улочками Майами полицейские вертолеты.
Вторая часть достигла буквально идеального баланса, подавая мирные сцены максимально коротко, а экшен-моменты растягивала на 10, а порой и 20 минут хронометража.
Но при этом самые запоминающиеся моменты франшизы вообще никак не связаны с излюбленными Бэем отблесками горящего мира на солнцезащитных очках главных героев. Вспоминая о «Плохих парнях» вы в первую очередь приведете в пример сценку из первой части, где герои поменялись ролями, и один из них клеил сексапильную фотомодель.
Это смешение комичного и блокбастерного начал, наверно, и стало главной изюминкой в рецепте «Плохих парней», которую не смогли повторить, или просто не поняли многие конкуренты. Зритель, выйдя с сеанса, не мог в итоге четко сформулировать, какие моменты ему больше понравились, и чего во время просмотра он больше всего ждал. Перестрелок, или очередной колкости Уилла Смита в сторону Лоуренса?
Автор: Денис Юрьев, в оригинале опубликовано в материале «За что любить „Плохих парней 1-2“ в 2020 году»
3. «Кровью и потом: Анаболики» (Pain & Gain), 2013
Можно долго спорить о наличии режиссерского таланта у Майкла Бэя или о том, как Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон убивают жанр кинобоевиков. Но когда эти три переменные сошлись, то на свет появилась картина «Кровью и потом: Анаболики». Она рассказывает о реально существовавшей банде Sun Gym. Несколько утрировано, но в целом — вполне неплохо.
Дуэйн Джонсон тут играет культуриста Пола Дойла, которого фитнес-тренер Дэниел Луго (Марк Уолберг) перетащил на противоположную от закона сторону. Перекачанный Скала в образе такого же перекачанного и немного глуповатого начинающего преступника — это идея настолько же глупая, насколько и почти гениальная. А еще она интересным образом коррелирует с карьерой самого Джонсона.
Впрочем, это просто любопытный нюанс, а не смысловой пласт фильма. Мы же о работе Майкла Бэя говорим. Но тут постановщик все-таки сумел выделиться, сняв довольно low-key не то триллер, не то комедию, в которой двое совсем не умных и один чуть менее не-умный человек пытаются получить все блага мира быстро и без проблем. Проблемы их, само собой, находят очень скоро. А концовка фильма стала одной из ярчайших в карьере Бэя.
Автор: Никита Казимиров, в оригинале опубликовано в материале «Лучшие фильмы Дуэйна Джонсона»
2. «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» (13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi), 2016
11 сентября 2012 года в Ливии было совершено дерзкое нападение на американское консульство. Бравым американским солдатам пришлось 13 часов держать оборону от исламистов, которые обрушили на них всю свою оружейную мощь. А американское правительство в это время не очень-то и спешило на помощь.
Майл Бэй снял очень напряженную ленту по реальным событиям, которая чем-то напоминает «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера. Здесь недруги лезут со всех сторон. Их гораздо больше, чем героев, но тактически они им не ровня.
Бэй умеет сочно и зрелищно снимать экшен, а здесь это главное. История проста и понятна, а куча бородатых накачанных мужиков не получает какой-то слишком глубокой проработки. Так что все остальное время нужно только наслаждаться крутыми перестрелками, которых тут очень много.
И вроде в картине присутствует такая легкая критика американского правительства, но под финал все равно развеивается под грузом сурового патриотизма. Бэй не забывает много раз показать американский флаг. Вдруг зрители забудут, кто здесь герой.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
1. «Скала» (The Rock), 1996
Безусловно лучший фильм Майкла Бэя — а на мой взгляд, так и вовсе единственный хороший. Остальные картины в этой подборке разбиваются об отсутствующий («Парни-1»), отвратительный («Парни-2») или просто проходные и невзрачные («Бенгази», «Анаболики») сценарии. «Скалу» писали короли — в том числе Аарон Соркин и Квентин Тарантино.
Соркин, конечно же, написал потрясающую сцену диалога героев Майкла Бина и Эда Харриса в тюремной душевой… нет, не в том контексте, о котором вы подумали, если не смотрели фильм! Тарантино… ну наверняка же шутку о хоккеисте-Солженицыне?
Участие больших имен cреди сценаристов — далеко не всегда гарантия качества, особенно в продукции Бэя (попробуйте в 2020 году пересмотреть «Армагеддон»). Но в данном конкретном случае Брайан Хелгеленд проделал просто первоклассную работу, переписывая бездарный spec (голый сценарий-идею) — а его при этом преступно не упомянули в титрах после решения арбитража Гильдии сценаристов. Всего над проектом работали 7 авторов.
Чисто по описанию сюжета «Скала» — ничем не примечательный клон «Крепкого орешка» (мы даже включили картину в нашу подборку лучших фильмов в жанре Die Hard on…). Террористы-военные захватили заброшенную тюрьму Алькатрас и угрожают обстрелять Сан-Франциско ракетами с зарином, если им лично не заплатят денег, а семьям погибших во время секретных операций героев-спецназовцев не выплатят компенсацию.
Спасти положение — после гибели целого подразделения «морских котиков» в перестрелке с бывшими коллегами, — могут только безобидный эксперт-химик (Николас Кейдж) и отсидевший лет 40 в американской тюрьме британский шпион (Шон Коннери в последней своей великой роли).
Большую часть фильма составляют или изумительные диалоги, или мощнейшие драки и перестрелки — снятые в обычном для Бэя хаотичном стиле, но настолько мощно задуманные, что представление о географии и хореографии можно составить. Но за ними — второй и третий план (заставляющие, боже помоги, ЗАДУМАТЬСЯ о том, кто тут прав, а кто — не особенно) происходящего, первоклассные актерские работы и полное отождествление с попадающими во все более скверную ситуацию героями, которому позавидует и сам «Орешек».
С актерами Бэй работать не умеет — но тут снимаются такие титаны, что придраться ни к одному из центральных перформансов нельзя. Да что там — впечатляют даже второ- и третьестепеные прихвостни главного «злодея» (на самом деле — просто сломанного человека). А лучшая экшен-сцена в фильме вообще не имеет отношения к действию и нужна просто для заполнения дополнительных минут экранного времени. Но она настолько удивительно круто снята, что — в первый и последний раз в истории кино, — я ей это прощаю.
Речь, конечно же, о заезде Hummer vs Ferrari по улицам Сан-Франциско:
В свое время включение «Скалы» в состав элитной The Criterion Collection вызвало настоящий скандал: Куросава, Вайда… Майкл Бэй?!
Но я и тогда, и сейчас полностью поддерживаю решение кураторов. The Rock — единственный из клонов Die Hard, который заслуживает того, чтобы его изучали покадрово (и построчно) и религиозно пересматривали хотя бы раз в год, открывая все новые слои материала. Сам «Крепкий орешек», кстати, в Criterion Collection не входит.
Автор: Александр Башкиров