10 аниме-сериалов, которые лучше посмотреть вместо манги-первоисточника
Gyakkyou Burai Kaiji: Ultimate Survivor («Кайдзи», первый сезон, 2007-2008), Gyakkyou Burai Kaiji: Hakairoku-hen («Кайдзи», второй сезон, 2011)
Александр Башкиров
Манга Tobaku Mokushiroku Kaiji, больше известная просто как «Кайдзи», — основополагающий гэмблинг-комикс, выходящий с 1996 года. Сценарист и художник Нобуюки Фукумото одержим азартными играми во всех возможных формах, от простейшей «камень-ножницы-бумага» до монструозных пачинко-автоматов. В своем произведении он невероятно увлекательно рассказывает, как главный герой, Кайдзи Ито, проигрывает все большие суммы, погрязая во все более фантастических долгах. Кайдзи начинает мангу как простой молодой бездельник из Токио, рискнувший согласиться на чересчур заманчивый круиз, который должен был избавить его от всех финансовых затруднений, но быстро превращается в архетип заядлого игрока, ставящего на кон не только огромные деньги, но и части тела — или просто собственную жизнь.
По реалистичности отображения психологии игрока «Кайдзи» приближается к вершинам мировой литературы — «Казино Рояль» Яна Флеминга, «Пиковой даме» Александра Пушкина и «Человеку с юга» Роальда Даля. Но это не самая зрелищная и захватывающая манга — просто потому, что правила игр очень сложные, их надо долго объяснять и доводить до читателя, а большая часть поединков происходит глубоко в сознании игроков, сидящих друг против друга с каменными лицами. Казалось бы, что тут можно сделать средствами аниме?
Но два сезона аниме по мотивам, Kaiji: Ultimate Survivor и Kaiji: Against All Rules, сумели взять две самых качественных арки из манги и адаптировать их в произведения, где все происходит настолько же наглядно, насколько и динамично. Анимация, режиссура и озвучание очень качественные, похожие скорее на классическое аниме из ранних 90-х, чем на сериал из поздних 2000-х, все ключевые моменты манги подхвачены и подключены к простой и ясной истории.
Я особенно рекомендую Ultimate Survivor, у которого больше общего с «Бегущим человеком» Стивена Кинга и рассказами Роберта Шекли о Мире Охоты, чем с произведениями об азартных играх и ограблениях казино. История противостояния Кайдзи с таинственной корпорацией получилась настолько остросюжетной, что в определенных моментах аниме хочется поставить на паузу — просто чтобы перевести дух. Два полнометражных фильма с живыми актерами по мотивам аниме и манги тоже получились весьма адекватными (даром что исполнитель главной роли Тацуя Фудзивара совсем непохож на Кайдзи внешне и психологически), но в первом фильме отсутствует лучший фрагмент первоисточника — финальная дуэль Кайдзи с Председателем.
В аниме она отражена во всей красе, и вы никогда не поверили бы, что из настолько простой игры с использованием таких заурядных объектов можно извлечь ТАКОЙ уровень саспенса.
Почему аниме лучше: Как можно судить по фильму The Rounders («Шулера») и адаптации того же «Казино Рояль» с Дэниэлом Крэйгом, смотреть на азартную игру куда интереснее, чем читать о ней, как хорошо бы автор оригинального произведения не передавал атмосферу и нюансы психологии.
Initial D («Инициал „Ди“», 1998-2016)
Даже если вы никогда в своей жизни не сталкивались с аниме, то, вероятно, и так знакомы с Initial D, пускай и косвенно. Виноваты, конечно же, мемы, успешно проникшие во все сферы нашей жизни. И если словосочетание multi-track drifting еще может вызвать у кого-то недоумение, то характерное звучание евробита и крики DEJA VU в припеве тяжело с чем-то спутать. 73 миллиона просмотров на YouTube красноречиво все объясняют.
А ведь песни выше не существовало бы без манги Сигэно Сюити Initial D, выходившей с 1993-го по 2013 год. Сюжет в ней рассказывал о 18-летнем парне Такуми Фудзиваре, который на своем автомобиле Toyota Sprinter Trueno (AE86) познает удивительный мир гонок по извилистым горным маршрутам, в которых очень важно освоить дрифт. В Японии их называют «тогэ» и относятся с особым почитанием, потому пускай тема гонок в японских произведениях затрагивается не так часто, но манга именно про этот подвид соревнований продержалась на плаву очень долго и стала культовой.
Каждое соревнование подано как судьбоносная конфронтация, от которой зависит будущее всего мира, и даже в переключении передач так и громыхают высокие эмоции. Однако не захлебнуться от пафоса помогают акценты на технических составляющих гонок. Как правильно входить в дрифт, в какой момент и на какую передачу лучше переключаться, чем важно сцепление с дорогой при различных погодных условиях — мангака выучил теоретическую часть на отлично, потому при чтении можно почерпнуть для себя нечто новое, а затем и попытаться применить на практике, если под рукой есть подходящий автомобиль и какой-нибудь полигон.
Все достоинства манги перенеслись и в аниме-адаптацию, которая пугает новичков разве что своей графикой. Дело в том, что все гонки в ней полностью трехмерные, а учитывая год выхода первого сезона, ожидайте графики уровня PS1 или Nintendo 64. Но не стоит смущаться, ведь такой уровень визуальной части лишь придает происходящему на экране большей аутентичности и позволяет не отвлекаться на второстепенные детали от важных вещей вроде идеального прохождения крутого склона.
Для создания аниме даже привлекли Кэйити Цутию, известного гонщика, заслужившего прозвище «короля дрифта». Он консультировал сценаристов из Studio Gallop и Studio Comet, так что будьте уверены, что почти все моменты, которые даже кажутся невероятными, соответствуют реальности. И не забываем, что история о гонках как раз и создана для того, что показать ее в динамике, раскрыв весь накал страстей.
Почему аниме лучше: Потому что местный евробит спокойно может перекочевать в ваши плейлисты, чтобы вы ездили на работу под Gas Gas Gas. Если оставить саундтрек в стороне, то именно анимация в полной мере передает все мастерство главного героя и его единение с автомобилем на горных трассах. Такое никакому «Форсажу» и не снилось.
JoJoʼs Bizarre Adventure («Невероятные приключения ДжоДжо», 2012-2013)
Однозначно сказать, о чем же «ДжоДжо», достаточно тяжело. Оригинальная манга поделена на восемь частей, каждая с уникальными персонажами и сеттингом. Пока полностью экранизировано четыре части, пятая выходит прямо сейчас.
В основе истории лежат злоключения семейства Джостаров. Из имени и фамилии каждого главного героя можно образовать прозвище ДжоДжо (Джорно Джованна, Джонатан Джостар, Джозеф Джостар). Всем им предстоит сразиться с великим злом и пережить события, которые даже вообразить трудно.
Большую часть манги составляют битвы, причем они не основаны на постоянных суперприемах. У героев «ДжоДжо» есть условная базовая способность, она может быть как крайне мощной (оживление неживого, восстановление прежнего состояния объектов, стирание пространства между предметами), так и довольно посредственной (превращение своего тела в нить, стрельба своими ногтями). И при конфронтации противники находят все новые и новые пути использования этих способностей, в итоге выливающиеся в умные и коварные стратегии.
Из-за этого за «ДжоДжо» никогда не скучно следить. Плотность действия настолько высокая, что порой отдельные моменты приходится специально пересматривать, чтобы уловить все детали. А некоторые события так и вовсе граничат с безумием.
Древнее существо, при малейшей ране начинающее плакать, как маленькая девочка? На месте. Переулок, в котором никогда нельзя оглядываться, иначе тебя затянет в потусторонний мир? Тоже есть. Младенец-убийца, которого после его поражения кормят собственными экскрементами, перемешанными с кашей?! Да, тут и не такое найти можно!
«ДжоДжо» всегда и все возводит в крайности и ходит по тончайшей грани, почти срываясь в бездну откровенного бреда. Но раз за разом он подает даже самый откровенный абсурд со стилем, шиком и лоском. Понятие скуки забывается во время просмотра подчистую.
На создание ощущения «невероятности» происходящего работают все детали аниме. Цветовая палитра в нем намеренно вычурная и яркая, а каноничные цвета отсутствуют в принципе. Некоторые моменты, в другом произведении ставшие бы гигантскими логическими дырами и сюжетными упущениями, в «ДжоДжо» воспринимаются как данность. И когда очередной злодей испытывает сексуальное влечение к отрубленным рукам девушек, то ты просто пожимаешь плечами и думаешь: «Да, это то аниме, которое я люблю».
«ДжоДжо» показывает такие ситуации, на которые ни одно другое произведение не способно, а любят его даже те, кто на японскую анимацию смотрит с насмешкой. Можно сколько угодно выискивать недостатки, но факт остается фактом. «Невероятные приключения ДжоДжо» — самое крутое, безумное и безбашенное аниме в истории.
**Почему аниме лучше:**Однозначно сказать можно лишь про первый сезон. Он был создан в качестве подарка к 25-летию серии, потому студию David Production никто не ограничивал ни в бюджете, ни сроках производства. Ей удалось превратить откровенно скучную и вторичную первую часть манги (Phantom Blood) в захватывающее и яркое действо. А вот споры по поводу остальных сезонов и частей остаются открытым. В пользу аниме можно добавить драйвовую музыку Югу Канно и контрастную палитру цветов. Да и где вы еще увидите, как спагетти «разбирают» на составляющие, а во время пыток танцуют?
Впервые опубликовано в материале «Почему вам срочно нужно посмотреть JoJoʼs Bizarre Adventure — самое невероятное аниме в истории».
Monogatari Series («Цикл историй», 2009-2018)
Тут мы пошли на небольшую хитрость, потому что Monogatari Series в своей первоначальной форме — это серия ранобэ (японских романов с иллюстрациями) за авторством Нисио Исина и с иллюстрациями от Vofan, а вовсе не манга. Впрочем, этим мы докажем, что аниме может выигрывать и у литературного формата.
Сюжет рассказывает о старшекласснике Коеми Арараги, который в ходе одного инцидента во время каникул стал полувампиром. Однажды он поднимался по лестнице своей школы и увидел, как с нее падает застенчивая одноклассница Хитаги Сэндзегахара. Поймав ее, парень неожиданно обнаружил, что она почти ничего не весит, а заодно раскрылся скверный и высокомерный характер девушки, которая даже прибила скобу степлера к его щеке. Но Арараги все равно решил помочь бедствующей.
Это приводит его к целому ряду знакомств с другими девушками и огромному количеству странностей во всех сферах жизни. Можно сказать, что перед нами деконструкция «гаремника» — девушку Арараги находит уже в конце первого сезона и остается ей верен, пускай количество подруг вокруг только растет. И в каждой таится некая магическая загадка, по своей сущности связанная с буддизмом и синтоизмом.
Красной нитью в ранобэ проходит мысль, что странности преследуют нас всегда и везде, но они существуют лишь до тех пор, пока сам в них веришь. Параллельно нам рассказывают предыстории персонажей, которые в прошлом столкнулись с некой страшной трагедией и попытались закрыть на нее глаза, надеясь, что все решится само. Главный герой становится катализатором для возвращения «призраков прошлого», и теперь от них уже никуда не деться.
А еще, конечно же, «Цикл историй» рассказывает нам о любви, однако делает это почти без лишних соплей и сантиментов. Любовь в Monogatari — это нечто жестокое и почти безразличное, ранящее тебя сильнее любого монстра, а порой заставляющее и самого превратиться в чудовище. Однако она продолжается оставаться тем, за что стоит цепляться до конца. Целый комплекс проблем взаимоотношений Исин сумел показать на страницах своих книг, не забыв снабдить все огромным количеством отсылок на поп-культуру и юмора.
Студия Shaft и режиссер Акиюки Симбо сумели сохранить все достоинства первоисточника. Но они пошли дальше — избавились от слабых мест и поставили во главе всего авангардную анимацию, поражающую воображение. Осмелюсь сказать, что аниме-сериал Monogatari — это эталонная работа для всех японских аниматоров, а то и всего мира. Только взгляните, как тут поставлена одна (даже не самая крутая!) битва:
Контрастные цвета, необычные ракурсы и планы, грамотное сочетание рисованной и компьютерной анимации — здесь прекрасно все, а ведь это момент из самого первого сезона. Дальше авторы лишь повышают ставки, играя с композицией кадра, пейзажами и архитектурой, даже постановкой диалогов и визуальными отсылками. А необычная музыка Сотару Косаки лишь усиливает впечатление, что ты смотришь арт-хаус, а не популярное аниме.
Monogatari Series может многих отпугнуть своими многочисленными этти-моментами (да, это тут главный герой чистит зубы своей вполне самостоятельной младшей сестре и возбуждается от этого) и бесконечными разговорами, на которых и строится все повествование. Но чтобы не утратить качество, столько лет создавая максимально экспериментальную анимацию, нужно очень постараться. У Shaft это с легкостью выходит, она жонглирует жанрами, сценарными тропами и даже форматами показа, сохраняя свежесть «Историй» до сих пор.
Почему аниме лучше: Потому что это визуальное буйство в его первородном виде, торжество анимации над всем остальным. Именно ради такого и были созданы мультсериалы в принципе.
Akira («Акира», 1988)
Мангу Кацухиро Отомо «Акира» мы включили в наш топ комиксов и манги всех времен. Она успешно совместила киберпанк, постапокалипсис и дух бунтарства, когда хочется перечить всему на свете лишь потому, что тебе никто этого запретить не может.
За 6 томов Кацухиро смог смешать множество жанров в удивительную комбинацию. Тут вам и киберпанк, который сменяется постапокалиптикой, и политический триллер, и немного романтики, и жуткий бодихоррор, и даже рассуждения о сущности мироздания. А все многочисленные сюжетные линии и небольшие ответвления истории смотрятся уместно, прекрасно вписываясь в контекст происходящего.
Однако если манга получилась просто отличной и первоклассной, то аниме-полнометражка, сделанная по ней, представляет еще и важную историческую ценность. Именно с ее выхода на Западе началась популяризаций аниме по всему миру, принеся «странным японским мультикам» известность у массового зрителя. И вполне заслуженно.
Конечно, невозможно уместить все сюжетные линии 6-томного оригинала в 125 минут полнометражки, но кто мог справиться с адаптацией лучше, как не сам автор оригинала? Именно Отомо написал сценарий и выступил режиссером анимационного «Акиры». Он избавился от всех провисающих моментов и неудачных сюжетных решений, оставив нам лишь высоконасыщенный экшеном киберпанк.
История противостояния Тэцуо и Канэды, бывших друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад из-за череды случайностей и собственной гордости, постепенно обрастает все новыми оттенками и полутонами, из-за чего невозможно однозначно определить, кто же прав. А в это время все в Нео-Токио катится к чертям, сопровождалась колоссальными разрушениями и человеческими жертвами.
Переданы масштабы катастрофы очень качественно. В свое время «Акира» стал самым дорогим аниме с бюджетом в 10 миллионов долларов. Здесь нет промежуточных кадров, которые значительно уступают по качеству всему остальному. Каждое действие, план или скопление персонажей прорисованы с огромной тщательностью, а еще аниме сделало стандартом для анимации Японии частоту в 24 кадра секунду, а не 8-12, как было до этого.
Именно «Акира» в техническом плане сформировал аниме, которые мы смотрим и сегодня. Среди анимации не так часто можно встретить нечто столь высококачественное во всех смыслах. Потому это не просто фрагмент истории, а живая классика, которая с удовольствием смотрится и по сей день.
Почему аниме лучше: Отомо убрал в нем слабые и лишние моменты своей манги, оставив лишь все самое лучше. В визуальном плане это одна из высот аниме. Да и стоит взглянуть хотя бы ради фирменного торможения мотоцикла Канэды, которое авторы самых разных мультфильмов и фильмов повторили далеко не раз.
Attack on Titan («Атака титанов», 2013-2018)
Манге Хидзимэ Исаямы «Атака титанов» практически сразу же удалось завоевать огромную армию поклонников. Хороший рисунок, необычный сеттинг, приятные главные герои с понятной мотивацией, заимствование и адаптация некоторых западных элементов — в ней есть все, чтобы понравится самому широкому спектру читателей. Да и как можно не оценить историю, в которой гигантские гуманоиды без половых органов пожирают людей?
Причем автор не зацикливается на главных врага человечества. Из двигателя сюжета титаны быстро превращаются в фон для более интригующих событий, ведь, как и во время любых постапокалипсисов, главную угрозу таит в себе человек. И троице главных героев — Эрену, Микасе и Армину — нужно быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. В «Атаке титанов» нет ощущения «сюжетного щита», умереть может абсолютно каждый герой. Тем напряженнее выходит каждая битва.
Аниме развивает эти идеи. Цветовой фильтр намеренно красит картинку в темно-оранжевые оттенки, подчеркивая общую бедственность положения главных героев. А уж оркестровые завывания музыки, смешанные с чуть ли не дабстепом, и эпичные вокальные композиции за авторством Савано Хироюки окончательно убеждают, что легкой победы можно не ждать, а на пути к намеченной цели погибнет далеко не один персонаж.
Когда начинаются сами сражения, будьте готовы к зашкаливающему количеству адреналина, ведь их поставили тут с особой любовью к накалу страстей. Полеты главных героев сняты «с одного дубля» и с пролетами камеры со всевозможных сторон, спецэффекты так и сверкают, создавая на экране буйство красок. Это редкий для аниме случай, когда сюжет не строится вокруг битв, но именно на них бюджета явно не жалели.
Но и при наступлении мирных сцен никто не даст заскучать. Персонажи вечно выясняют отношения между собой, начинают открытые конфликты, идут на уступки, неловко шутят, пытаясь сгладить общий упадок — в общем, все как в жизни. Сценаристы сумели создать военную драму, в которой бойцы вынуждены идти в суицидальные атаки против заведомо более мощного врага, а общество их не поддерживает и даже осуждает. В такой обстановке тяжело оставаться людьми, что обыгрывается как в метафорическом, так и в прямом смысле.
Со временем в истории начинается прослеживаться антивоенный посыл, и титаны, вокруг которых строились первые серии, окончательно перестают казаться реальной угрозой. Моментами в сценарии хватает глупостей, а некоторые эпизоды кажутся специально растянутыми, но когда наступает очередная смертоносная потасовка с титанами, то обо всех недостатках забываешь.
Почему аниме лучше: Потому что в нем, пожалуй, лучше всего поставлен экшен. Композицию некоторых сцен изменили, чтобы они смотрелись лучше и насыщеннее действием. Да и музыка слишком уж хороша.
Neon Genesis Evangelion («Евангелион», 1995-1996)
Самый очевидный кандидат для этой подборки одновременно может вызвать ряд вопросов, ведь многие и не догадываются, что по «Еве» существует манга. А она даже стартовала почти на год раньше одноименного аниме. Нарисовал ее Садамото Есиюки, который, кстати, разработал дизайн персонажей Chrono Cross.
Завязка полностью соответствует аниме — мальчика Синдзи Икари вызывает к себе отец, чтобы заставить его пилотировать человекоподобного робота «Евангелиона» и сражаться с Ангелами, которые хотят уничтожить цивилизацию. Сначала герой отказывается, но видя раны другого пилота (Рэй Аянами), все-таки решается на битву. Так начинаются его новые будни, полные сражений и рефлексии.
Несмотря на ранее начало, последняя глава вышла лишь в 2013 году, а в сюжете предостаточно отличий. К примеру, в работе Садамото Ангелов не 17, а 12 (количество апостолов Христа), главный герой получился немного более решительным, о прошлом Кайдзи и Мари из Rebuild of Evangelion так и вовсе можно узнать лишь из манги. Да и финал получился гораздо оптимистичнее.
Для многих в этом и кроется причина, почему аниме лучше. Ведь «Евангелион» — это не приключение со счастливым концом, а история о непринятии себя и вытекающий из этого ненависти ко всему миру. Каждый персонаж аниме хранит внутри незаживающую рану, которая напоминает о себе каждый день. Пилоты «Евангелионов» могут сколько угодно спасать мир, но от своих проблем им не скрыться даже внутри биороботов.
Как я писал в небольшой оде аниме-сериалу, режиссер Хидэаки Анно умело использует историю о битве за мир на Земле, чтобы показать душевные терзания юных пилотов, втянутых в ненужную им войну. И тут кроется еще одна особенность аниме: оно гораздо больше опирается на лежащий в руинах внутренний мир своих персонажей, чем на эпичные сражения. Подумать только: самая первая битва была попросту пропущена и показана позже, потому что в ней важны не размах и спецэффекты, а ощущения персонажа.
Потому пускай до заключительной полнометражки, которая должна расставить все по местам (или запутать еще больше), ждать еще два года, «Евангелион» живет и будет жить. Не на экранах, так в сердцах людей, место в которых он буквально выгрыз своими идеями и мыслями. Это умное, красивое аниме, совмещающее в себе как мейнстримовые течения, так и чуть ли не артхаусные приемы. Но самое главное — его все так же интересно смотреть и сегодня. Так что если вы еще не ознакомились с этой классикой, то сейчас отличное время наверстать упущенное.
Почему аниме лучше: «Евангелион» — это авторское произведение Хидэаки Анно, который воплотил в нем свою депрессию и все неудачи. Такое нужно смотреть в том формате, который задумывался создателем изначально.
Boku no Hero Academia («Моя геройская академия», 2016-2018)
О до неприличия огромном количестве серий в некоторых аниме наслышаны даже те, кто с жанром совершенно не знаком. На «Наруто» выросло сразу несколько поколений, а некоторые люди успели полюбить и разлюбить восточную анимации, завести семью и детей, пока One Piece все еще не закончился. А ведь в сенэнах есть свои уникальные достоинства, которые, увы, не всегда просто различить за несколькими сотнями эпизодов. Потому новичкам лучше посмотреть нечто высококонцентрированное и неперегруженное филлерами. Например, «Мою геройскую академию»,
Автор оригинальной манги Кохэй Хирокоси и не скрывает, что очень много почерпнул из «Наруто» Масаси Кисимото. Об этом он заявил после выхода ее заключительной главы. Также мангака упоминал всем известные One Piece и Akira, а также менее распространенные вещи — Tekkonkinkreet (про двух сирот с улицы, которые пытаются захватить власть в городе) и Boys on the Run (про торговца, который становится боксером, чтобы завоевать сердце девушки).
С другой стороны, большое влияние на автора оказали классические западные комиксы, в особенности от издательства Marvel. В одном интервью он признавался, что иногда при создании глав даже использует комиксы для создания визуальных отсылок или поиска вдохновения. Это, кстати, заметно в некоторых моментах, которые переиначивают культовые развороты, к примеру, историй о Человеке-пауке.
Сюжет разворачивается вокруг старшеклассника Идзуку Мидории. Во вселенной аниме у 80% населения есть хоть какая-нибудь суперспособность, которая называется «причуда» или «квирк». Увы, Мидория родился совершенно обычным человеком, но это не помешало ему с детства грезить о судьбе героя. На это его вдохновил самый сильный герой в мире — Всемогущий, спасающий мир с улыбкой на лице. Однажды судьба сталкивает парня со своим кумиром, когда в огромной толпе людей только Идзуку решился помочь ребенку. Всемогущий замечает его и решает сделать своим преемником, наделив его своим уникальным квирком Один За Всех, который заключается в накоплении силы и передаче способностей новому владельцу. Таким образом Мидория получает шанс поступить в Академию U.A., в которой обучают будущих героев.
Студия Bones ответственно подошла к своей работе, потому «Моя геройская академия» отличается высоким качеством анимации и подробной прорисовкой. Если сравнивать с тем же One Piece, некоторые серии которого состоят буквально из пары-тройки простых сцен, то разница очевидна и приятно радует. Тебе не приходится идти на сделки с совестью во время просмотра, проматывать неинтересные моменты или даже пропускать целые сюжетные арки. В истории Идзуку Мидории ровно столько всего, чтобы интерес не терялся на протяжении всех трех сезонов, а желание ждать четвертый никуда не исчезло.
Стандартная формула «тренировок-битв» в аниме играет новыми красками. Она не кажется надоевшим штампом, ведь именно обучению будущих супергероев и посвящена местная история. Все ошибки, поражения и победы персонажей обусловлены лишь их умением обращаться со своим квирком, которое они выработали на уроках или самостоятельных тренировках. Потому шутка об «очередном аниме про школьников» перестает быть смешной, ведь юный возраст героев — это не фан-сервис или потакание народным мнениям, а важный сюжетный инструмент.
Отсюда вытекает, что все аналоги «пляжных эпизодов», школьных фестивалей, соревнований между классами и прочие эпизоды, которые в иных многосерийных аниме должны лишь растягивать время до важных моментов, радовать подростков и экономить бюджет, играют свою роль в истории. «Моя геройская академия» показывает взросление со всех возможных сторон. Зрителей ожидают конфликты между старыми друзьями, первые неловкие чувства, претендующие на влюбленность, постоянный дух соперничества и огромное количества глупого, но приятного веселья.
Так как у нас тут все-таки сенэн, то главная роль в постановке отводится битвам. И они превосходны. Удалось обойтись без бесконечных полетов на мутном фоне, невнятных ударов и долгих выкриков названий способностей. С главным героем вообще все интересно, ведь использование квирка фактически разрывает его на части: тело Мидории не готово к столь огромной силе, полученной лишь недавно. Таким образом решили еще одно аниме-клише — постоянные «почти провалы» и последующие превозмогания главного героя, когда он неожиданно находит в себе силы победить. У Идзуку такого нет, ведь чем дольше затянется битва, тем выше вероятность, что он умрет от ран, нанесенных своей же силой. Тогда в ход идут умные тактики и попытки перехитрить соперника, отчего в конфронтациях побеждает более умный, а не более могущественный.
«Моя геройская академия» также затрагивает тему семейных отношений, которые порой оказываются напряженнее любых стычек со злодеями. Ученики Академии U.A. часто зависимы от своих родственников, которые возлагают на них слишком большие надежды или чересчур беспокоятся. Не забывает аниме и про второстепенных персонажей, которые не исчезают после своей сюжетной арки, ведь их истории продолжают развиваться на фоне остальных событий. В Boku no Hero Academia ничего не бывает просто так, у каждого поступка и даже фразы есть свои далеко идущие последствия. Сразу видно, что автор сюжета не пишет наобум — у него есть четкое представления о построении повествования.
После этого аниме вам будет проще смотреть на постоянно мельтешащий в аниме экшен-сцены, да и многие штампы покажутся привычнее. На сегодня Boku no Hero Academia удерживает титул лучшего сенэна, жанра, чье величие закончилось к концу «нулевых» годов. И сейчас отличный момент, чтобы приобщиться к, возможно, последнему великому произведению, строящемуся на концепции постоянных битв.
Почему аниме лучше: Любой сенэн будто изначально и задумывался под анимационный формат, однако дешевизна почти всех адаптаций способна изрядно огорчить. Но с «Моей геройской академией» такого нет, ведь сцены из манги тут воспроизведены в идеальном качестве. Всем бы студиям так к своей работе относиться.
Впервые опубликовано в материале «С чего начать смотреть аниме? Лучшая японская анимация для новичков»
Gintama («Гинтама», 2006-2017)
«Гинтаму» за авторством Хидэаки Сорати можно назвать срезом современного японского общества. В ней он высмеивает вообще все, начиная филлерами аниме и заканчивая излишней вежливостью жителей Японии. Если бы мангу нашли в далеком будущем и попытались по ней представить, каким было нынешнее население Японии, то картина вышла бы очень близкой к правде, разве что слишком карикатурной и очень смешной.
Во вселенной Gintama во время позднего периода эпохи Эдо на человечество напали инопланетяне аманто. Самураи пытались дать им отпор, но проиграли из-за разницы в уровне развития технологий и предательства сегунов. Япония была захвачена аманто. Главный герой — эксцентричный самурай Саката Гинтоки, кажущийся ленивым и инфантильным. Он вместе с парнем Синпати и девушкой-пришельцем Кагурой берется за абсолютно любую работу, лишь бы раздобыть денег. Это приводит троицу к самым невероятным приключениям.
И «невероятным» — это еще слабо сказано, ведь иные злоключения героев запросто превосходят даже «ДжоДжо». Герои успевают помочь Санте доставить подарки, подраться за свежий выпуск Shonen Jump, узнать, с чем можно есть майонез (спойлер: вообще со всем, хоть вместо крема в торте используй), сломать изнутри видеоигру, подтереться наждачкой и многое другое. А уж количество пасхалок настолько высокое, что из них одних запросто вышла бы отдельная энциклопедия.
Тем приятнее и удивительнее, что во время серьезных моментов «Гинтама» поднимает и даже развивает темы одного из лучших аниме всех времен — «Ковбоя Бибопа». За абсурдом и безумие Гинтоки с друзьями забывает о том, что их страна по факту оккупирована, а сами они не больше, чем пыль, в глазах пришельцев. Отдельные сюжетные арки способны дать фору даже Vagabond и Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan.
А многосерийное аниме переносит и пафос, и сортирный юмор на экраны в лучших проявлениях, приумножая их прелесть. Ведь некоторые гэги возможно воплотить лишь в формате анимации. И будьте уверены, что сериал «прожарит» все известные штампы и клише, которыми из сезона в сезон пестрят многочисленные тайтлы.
За общей несерьезностью «Гинтамы» скрывается отлично проработанная вселенная, нестандартные типажи персонажей, продуманная паутина сюжетных линий и, чего уж там, юмор на любой вкус. Новички не поймут многих отсылок, а вот заядлые фанаты аниме почувствуют себя словно на дружеской вечеринке единомышленников. И зажигать компания Гинтоки будет ночи напролет.
Почему аниме лучше: Битвы, которых в «Гинтаме» предостаточно, именно в аниме сияют во всей красе и становятся более жестокими. А отдельные визуальные шутки становятся в разы смешнее, когда видишь их в движении.
Ghost in the Shell («Призрак в доспехах», 1995)
Манга «Призрак в доспехах» Масамунэ Сиро тоже попала в наш топ комиксов и манги. Там я написал, что считаю ее эталоном киберпанка, потому что в вопросах изображения мрачного и высокотехнологичного будущего в ней хорошо вообще все. А еще никто в оригинальности мыслей ее не превзошел.
Пока какой-нибудь «Мир Дикого Запада» не может внятно объяснить, что же чувствуют получившие разум машины, пускай вопрос далеко не новый (тот же рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, но я должен кричать» справился неплохо), Масамунэ Сиро еще в прошлом веке написал историю с настоящей проблематикой будущего, до которой уровень общественного сознания пока так и не дорос.
Тягаться с таким колоссом — задача почти непосильная, но режиссер Мамору Осии доказал свою гениальность и сумел с ней справиться. Его «Призрак в доспехах» — это квинтэссенция киберпанка даже не как жанра, а принципа мышления. Из каждого кадра веет духом будущего, которое кажется более реальным, чем некоторые новости сегодняшних дней.
Успеху помогли два фактора. Первый — особое художественное видение Осии. Экспозиция полнометражного аниме так и давит на зрителя своим величием, во время просмотра ты ощущаешь себя частицей чего-то несоразмерно большего. Все сцены, от насыщенных экшеном боев до пространных диалогов, наполнены осмысленностью. Режиссер не вставил их ради красоты или заполнения времени — у всех есть свое предназначение. Навыки постановщика отметил и Александр Трофимов в разборе вселенной «Призрака в доспехах»:
Здесь есть потрясающая композиция кадра, изобретательные ракурсы, чарующие и мистические пейзажи города, плывущие перед камерой под завораживающую музыку, запоминающиеся боевые сцены и многое другое.
А вот вторую составляющую, которая внесла аниме в историю, объективно описать не так-то просто. Оперируя терминами самой полнометражки, дело в уникальности «призрака» Осии. Имея на руках все инструменты манги, он использовал их для создания чего-то совершенно иного, оставив от первоисточника лишь оболочку. И выводы о будущем человечества у него получились менее однозначными, из-за чего после просмотра можно долго не уснуть, обдумывая увиденное.
Почему аниме лучше: Используя аналогичный манге сеттинг, Осии создал произведение, более элегантное и изысканное во всех аспектах. Если манга — это масштабность работ Босха, то аниме — сюрреализм Дали, которому отчего-то веришь сильнее.
Атаку титанов лучше читать, геройскую академию тоже, кайдзи, акиру, еву- тоже читать. Но последняя глава Евы - уг:(
Сериал по академии же целиком из фансервиса состоит, там сюжет где то на заднем плане мешается