05 января 2020

Бессмертный доктор Лектер с клыками. Каким получился «Дракула» от создателей «Шерлока»

От дуэта Стивена Моффата и Марка Гэтисса всегда ждешь подвоха: сценаристы «Шерлока» заработали репутацию главных британских трикстеров на ТВ, способных извратиться над классическими сюжетами и сделать это красиво. «Дракула» — как раз тот сериал, который может ввести в ступор. И в случае с Моффатом и Гэтиссом это комплимент.
От дуэта Стивена Моффата и Марка Гэтисса всегда ждешь подвоха: сценаристы «Шерлока» заработали репутацию главных британских трикстеров на ТВ, способных извратиться над классическими сюжетами и сделать это красиво. «Дракула» — как раз тот сериал, который может ввести в ступор. И в случае с Моффатом и Гэтиссом это комплимент.

«Дракула» полностью заимствует структуру «Шерлока»: три эпизода по полтора часа, представляющих собой помесь оригинального сюжета писателя Брэма Стокера и художественного вымысла. Моффат и Гэтисс сплели несколько жанров, переосмыслили историю о самом знаменитом вампире всех времен и выдали три связанных, но во многом отличающихся друг от друга мини-фильма.

Первый эпизод — классический хоррор в духе старых лент, полный мрака, крови и летучих мышей. С юмором пересказанная на новый лад избитая история все также завлекает готикой и мифологией самого романтичного монстра поп-культуры, но в руках Моффата и Гэтисса звучит еще хлестче и смешнее.

Балансируя на грани пародии и подражании классическим фильмам, «Дракула» пытается одновременно быть похожим на все существующие ленты и шоу о вампирах. И, вместе с тем, строит из себя нечто большее, кричит во весь голос «я не такой как все».

Бессмертный доктор Лектер с клыками. Каким получился «Дракула» от создателей «Шерлока» - фото 1

Новый граф Дракула в исполнении Класа Банга — не одержимый кровью монстр, но своего рода Мориарти вампирского мира. Отчасти весь «Дракула» ощущается как хэллоуинский спешл «Шерлока», где Холмс сменил пол, взял имя Ван Хельсинг и гоняется за гениальным умом, который все время на шаг впереди. Сериал все так же построен на игре в «кошки-мышки»: в роли детектива выступает монашка Агата (как раз из рода Ван Хельсинг), дедуктивным способом пытающаяся выявить страхи вампира — не столько чтобы сразить его, сколько понять.

В этом плане «Дракула» деконструирует образ графа: в нем человеческое преобладает над чудовищным, а безжалостный кровопийца выступает как сложная личность, а не просто машина для убийств, которую протагонистам нужно остановить.

Мы вступаем в самую близкую связь с Дракулой: сначала безумно мечемся между сужающихся стен готического замка, а во второй серии полтора часа проводим на борту небольшого корабля, болтаемся в узких пространствах с убийцей. Второй эпизод строго следует структуре знаменитого романа Агаты Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“», разве что вместо поезда мы оказываемся посреди океана (на пути в Новую Англию), а члены экипажа и гости судна пропадают, не оставляя и следа.

Бессмертный доктор Лектер с клыками. Каким получился «Дракула» от создателей «Шерлока» - фото 2

Третий эпизод уже без всяких церемоний выводит на диалог с дьяволом лицом к лицу; подражая, скорее, фильмам и сериалам о Ганнибале Лектере. «Дракула» окончательно отходит от классической интерпретации вампира, рисуя его как своеобразного психопата из современных детективных сериалов, собирательный образ всех культовых маньяков разом.

При этом Моффат и Гэтисс не пренебрегают свойственной предыдущим совместным проектам графоманией и самолюбованием: сериал играет по собственным правилам, которые, во многом, отдают абсурдом. Пытаясь показать заезженную историю с максимально нестандартного ракурса, «Дракула» перебарщивает с градусом сатиры, все больше и больше опускаясь до уровня фанатской пародии.

Эта проблема была и в «Шерлоке», однако с мифическим контекстом она набрала обороты. Моффат и Гэтисс пустились во все тяжкие, а попытки перевернуть оригинальный концепт вверх дном стали чуть ли не маниакальными. Свежий взгляд кому-то может показаться чересчур свежим: слишком постмодернистским, который одновременно порочит классику, но в то же время делает ее более универсальной, доступной.

Бессмертный доктор Лектер с клыками. Каким получился «Дракула» от создателей «Шерлока» - фото 3

«Дракула» — определенно самый необычный проект о вампирах на малом экране. Он артхауснее «Реальных упырей», романтичнее «Сумерек», а единственное, в чем откровенно проседает — передаче страха, какого-либо нагнетания.

Дракула Моффата и Гэтисса много острит, на харизматичного Банга хочется смотреть, но он не пугает — это единственная, но весомая проблема новой экранизации. Из-за которой история о вампире ощущается как ее веганский аналог — интересный и необычный, но далеко не для каждого.

Комментарии 33
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Stas Krupetsky
Stas Krupetsky
Получилось просто отличная история, Дракула вызывает большой интерес как личность, он не просто хищник или злодей на пафосе как его аналоги а личность со своими страхами , он практик и ученый и интересуется миром вокруг и исследует его как умеет . Агата в принципе на него похоже подходом , так что 2 сапога классная экранная парочка. Ну да не страшно , но психологизм и неоднозначность очень идет истории.
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Ещё раз спрошу, планируется ли продолжение или это законченная история?