Рецензия на Until Dawn
А ведь поначалу играть в Until Dawn даже немного стыдно. Первые два часа вам показывают не хоррор, а сериал «Одинокие сердца». История про маньяка превращается в головоломку «разберись, с кем трахаются подростки». Авторы представляют одного героя за другим, выдают подробности их интимной жизни и рассчитывают, что вы все это запомните.
Мой вам совет, воспользуйтесь ручкой и бумагой, потому что в голове вся эта важная информация сразу не уложится: Крис влюблен в Эшли, а Эшли симпатизирует Крису, но они при этом не вместе, Майк сейчас встречается с Джессикой, а недавно он расстался с Эмили, которая теперь встречается с Мэттом, но продолжает видеться с Майком за спиной у Мэтта, потому что Майку нужно только одно — чтобы ему «отполировали его флагшток»… Персонажи спорят, просят друг друга не «мандить», парируют обидным «тебе всю жизнь только ноги раздвигать» и, конечно же, по-кошачьи дерутся из-за парней (особенно если девушек подначивают, а такие варианты есть).
В компании Until Dawn приносит невероятное удовольствие
Если в эти моменты вокруг вас будут ходить женщины, вы стыда не оберетесь от творящегося на экране «Дома-2» (если, конечно, эти женщины не сидели рядом с самого начала). И — предупреждаю! — не признавайтесь, что все эти подростковые склоки, скандалы и грязные намеки в духе «сейчас ты меня оттарабанишь прямо вот на этой кровати», они… ну… увлекают. Да, вы взрослый мужчина, и пиво вам продают, и курить мама разрешает, но Until Dawn подло цепляет своей постановочной наивностью и наигранностью, присущей всем молодежным хоррорам.
Это как читать Дэна Брауна в публичном месте — пытаешься обернуть все в шутку, цокаешь языком, мол, какая глупая книжонка, а в итоге сдаешься и признаешься себе, что нравится. И Браун нравится, и глупости его нравятся, вот только перед людьми стыдно… Тут же стыдно не перед общественностью, а перед «домашними», которые, как говорится, просто пыль перед экраном протирали — при внеконтекстном знакомстве Until Dawn и правда вызывает вопросы.
Но «Дожить до рассвета» и не могла быть другой, и вот почему. Until Dawn — это очень компанейская игра, и все ее элементы, начиная с легкомысленных и иногда раздражающих персонажей, и заканчивая дешевыми скриммерами и НЕОЖИДАННЫМИ сюжетными поворотами, создают благодатную среду для того, чтобы вы развлекали сами себя. Все как с тупыми фильмами, когда удовольствие получаешь не от кино, а от своего окружения — друзей, которые шутят по поводу и без, едких комментариев, превращающих серьезные сцены в фарс. И здесь точно так же, только авторы, студия Supermassive Games, нарочно оперируют жанровыми штампами (разработчики не раз заявляли, что делают оммаж молодежным ужастикам) и подкидывают темы, которые гарантированно не останутся без внимания ваших приятелей.
Неудивительно, что Until Dawn в одночасье покорила Twitch — в компании игра дарит невероятное удовольствие, и неважно, находитесь ли вы за одним диваном или смотрите чей-то стрим, параллельно общаясь в чате. Ее совместное прохождение дарит десятки мемов, которые вы еще пару дней будете с улыбкой вспоминать (уверен, большая часть таких моментов заранее просчитана разработчиками).
Например, на нашем шестичасовом марафоне любимцами зрителей стали кровожадные олени, погубившие одного из героев (на соседнем стриме их заменили детеныши росомахи). Бедных животных обвиняли во всех смертных грехах до самого конца трансляции! А стоило нам пошутить про паиньку Эшли, которая не заболеет СПИДом, потому что умница и носит шапку, как пользователи тут же подхватили тему, развивая и дополняя шутку и периодически возвращая ее в обсуждение.
И потому Until Dawn оказывается даже не столько интерактивным фильмом, сколько shared adventure (этот термин использовала Bungie в рассказах о Destiny, но да ладно). Суть не в том, чтобы испугаться, суть в том, чтобы пережить совместное приключение, получив объединяющий опыт и воспоминания. А с этим «Дожить до рассвета» справляется как ни одна другая игра на свете.
Until Dawn оказывается даже не столько интерактивным фильмом, сколько совместным приключением.
При этом вовлекает Until Dawn куда сильнее кино. Когда ваши друзья начинают откровенно дурить, пытаясь застрелить белку из ружья, кто-нибудь, возможно, ваша девушка, обязательно вмешается и попытается вырвать геймпад с криком: «Это же белочка, ты чего!» Ну, а в моменты, когда жизни ваших героев подвергаются опасности, когда уши закладывает от тревожной музыки, контроллер сам уходит в руки наиболее опытному игроку: «Держи, а то я точно всех угроблю».
И это забавно, какую бы антипатию ни вызывал персонаж (Эмили достала пилить «каблука» Мэтта, который вечно мямлил и во всем ей подчинялся), подсознательно всю компанию подростков хочется спасти и привести к счастливому финалу. Опять же, срабатывает фактор «черт, да я же их уже раза по два спасал, вот этими вот руками!» Когда же вытащить героя из передряги не удается, испытываешь абсолютно искреннее разочарование. Да как же так! Это же Джош, он же такой приятный парень! Ну почему, почему лучшие уходят первыми?! И да — готовьтесь, за «слитых» любимцев вас вполне могут поколотить. Уж за потерю волка — точно.
Словом, скептицизм и стыд, которые испытываешь по отношению к Until Dawn в первые часы, быстро сменятся искренним сопереживанием и заботой. Поверьте, когда придется выбирать между двумя симпатичными вам героями, от ответственности у вас закипит голова — ведь хочется, чтобы выжили оба!
Иногда выбор ни на что не влияет, и вне зависимости от ваших действий эпизод закончится одинаково. В конце концов, ключевые сцены обязательно должны случиться, иначе история не придет к финалу (но на первый раз вы о своей «бесполезности» все равно не знаете, потому и эмоции испытаете самые искренние). Многие «эффекты бабочки», читай, последствия вашего выбора, на первый взгляд оказываются несущественным пшиком, но ваши действия, которые вроде бы ни к чему и не привели, могут обидеть других персонажей и запустить неожиданную цепочку реакций — те не простят и в решающий момент захлопнут перед носом предателя дверь. И все — прощай, прощай, а разойтись нет мочи! Никогда не знаешь, что изменят мелочи, хотя тотемы, показывающие один из вариантов будущего, могут помочь. Но, допустим, отдельные улики, которые пропустить проще простого, могут изменить ход целой сюжетной линии (например, я получил сцену после титров, подняв в финальном эпизоде неприметную вещицу — без нее герой погибал).
На второе прохождение по-прежнему интересно экспериментировать с диалогами и решениями, вы наверняка попытаетесь спасти погибших любимчиков, но, буду честен, в третий раз запустить Until Dawn мне захочется, думаю, только через полгода-год, и уже в другой компании. Впрочем, 8–9 часов захватывающего интерактивного приключения это тоже немало.
Ну, а что про тех, кто будет проходить «Дожить до рассвета» один? Боюсь, в этом случае от оценки стоит отнять балл-полтора. В одиночестве наблюдать за злоключениями американских подростков уже не так интересно, а в моменты затишья, когда Джош и его друзья начинают скитаться по шахтам, лесам и психбольницам, становится откровенно скучно. К тому же, сотрудники Supermassive почему-то забыли про кнопку бега, из-за чего главные герои передвигаются по уровням словно жильцы дома престарелых (L1 не заставит их быстрее шевелить ногами).
Плюс при одиночном прохождении есть опасность принять этот балаган ужасов всерьез, а делать это не стоит — не на то расчет. Поэтому если хотите провести весело время, обязательно наберите друзьям. Ну или пройдите Until Dawn на стриме, общаясь с чатом — тоже ничего вариант. Главное помните, во всем виноваты олени.