Рецензия на сериал «Мёрзлая земля» — мрачная история жены «абаканского маньяка»
7 апреля в цифровом видеосервисе Wink и на Кинопоиске состоялась премьера криминального триллера Оксаны Карас – «Мёрзлая земля». Как и недавно закончившийся «Фишер», сериал основан на реальных событиях и истории преступлений действовавшего на территории России серийного убийцы по прозвищу «Абаканский душитель». Автор «Канобу» Светлана Кириченко рассказывает, удалось ли «Мёрзлой земле» сделать внушительное высказывание?
Лариса (Светлана Ходченкова) живёт в небольшом северном городке, воспитывает дочь и работает в такси вместе с женихом Максимом (Антон Филипенко). После того, как в прибрежной зоне обнаруживают труп изнасилованной и убитой женщины, её уютный мир рушится – прибывший из столицы следователь Орлов (Юрий Чурсин) подозревает жениха Ларисы в убийстве. Найденные на месте преступления улики и свидетельские показания недвусмысленно указывают на причастность Максима к нескольким подобным преступлениям, однако уверенная в его невиновности Лариса начинает собственное расследование. Чтобы доказать непричастность любимого человека к совершённой жестокости, женщина готова не только рискнуть собственным благополучием, но и нарушить закон.
Сценарий многосерийного триллера «Мёрзлая земля» основан на истории расследования преступлений серийного убийцы и насильника Дмитрия Лебедя, более известного как «Абаканский душитель». В период с 2012 года, когда маньяк совершил своё первое нападение, и до момента задержания в 2017 году, Лебедь пять раз оказывался в руках полиции и каждый раз выходил на свободу. Невысокого полноватого мужчину с добродушным лицом близкие называли Винни Пухом, а одна из его бывших сожительниц до сих пор уверена в том, что Дмитрия осудили несправедливо.
Неторопливое повествование не фокусируется на личности преступника – Максим появляется в кадре эпизодически, его образ практически не получает развития. Вместо этого Оксана Карас постепенно разворачивает панораму нездорового общества, где равнодушие окружающих стало благодатной почвой для произрастания зла.
Лариса, движимая естественным желанием защитить возлюбленного, вынуждена бороться не только с полицией и общественной травлей, обрушившейся на её семью, но и с глубокой личной травмой, блокирующей осознание того, что мужчина, с которым она наконец обрела счастье – жестокий убийца и насильник.
Монотонность жизни провинциального городка, нормализовавшего в своём сознании будничность домашнего насилия и полицейского произвола, душит. И большую часть экранного времени героиня судорожно перемещается по городу, пытаясь собрать воедино расползающуюся картину рассыпающейся на глазах реальности.
Безусловным достоинством сериала является актёрский состав. Светлана Ходченкова создала образ невероятной глубины и сложности – хрупкой, измученной, цепляющейся за иллюзию счастья женщины, отрицающей даже малейшую вероятность того, что её кропотливо выстроенный рай оказался ложью. Столичный следователь Орлов в исполнении Юрия Чурсина – образ гораздо более неоднозначный, чем может показаться на первый взгляд. Безмерно преданный букве закона, он одновременно становится её заложником, противится порокам системы, породившей его, и закономерно ей проигрывает.
Оксана Карас создаёт образ провинциального Озёрска, избегая косметических улучшений и ярких декоративных деталей. Весенний город уныл и мрачен, а небо тяжелым куполом накрывает замёрзшую землю и всех её обитателей. Размеренный темп повествования помогает развить историю со всех сторон, не оставив без внимания ни малейшей детали, подсвечивая болевые точки общества и вытаскивая на свет традиционно замалчиваемые проблемы насилия.
Оксана Карас о своём проекте:
«Мёрзлая земля» — это история о том, насколько мы разделяем ответственность за совершаемые поступки с теми, с кем мы находимся в созависимых отношениях. Где заканчиваюсь я, где начинаешься ты? Есть ли моя вина в действиях того, с кем я мыслю себя одним целым? У каждого будет свой ответ, и он не так важен, как размышление над этим вопросом.