Рецензия на Resident Evil 7: Biohazard
Resident Evil 6 хотела угодить всем и сразу – известное благое намерение, которые редко выливается во что-то хорошее. Кампания за Леона пыталась привлечь любителей классических частей: зомби, монстры, катакомбы, город в огне – вольный пересказ сразу и второй, и четвертой части. Крис, со своей историей трагичного спецназовца и нескончаемыми перестрелками, играл на аудиторию любителей шутеров. За Джейком гонялся бессмертный монстр – словно Немезис. Ада Вонг делала упор на стелс.
Распыляясь на столько элементов, разработчики измеряли их качество только часами геймплея – вы поглядите, по 10 часов на каждую кампанию!
Только что толку. Сегменты с зомби по атмосфере и в подметки не годились классическим выпускам. Перестрелки оставались все такими же неуместными и надоедливыми, как и в Resident Evil 5 – механика-то все еще строилась на совсем не шутерной Resident Evil 4. Стелс полноценным тоже не был. Излишняя заскриптованность происходящего и обилие дурацких QTE еще сильнее портили каждую из кампаний.
Почему я начал статью с воспоминаний о шестой части? Да потому что после нее даже самые преданные фанаты начали ставить на Resident Evil крест. Даже бюджетную Resident Evil Revelations 2 игроки приняли куда теплее. Неудивительно, что Capcom решила исправиться и снова переизобрести сериал, как это сделал однажды Синдзи Миками с Resident Evil 4. В качестве ориентира были выбраны ставшие в последнее время популярными хорроры от первого лица вроде Amnesia: The Dark Descent и Outlast. Выпущенная к анонсу на Е3 демоверсия была полностью лишена боев и врагов (потом их добавили, но совсем чуть-чуть) и больше напоминала «симулятор ходьбы» – еще один новомодный жанр сюжетных игр. Разработчики утверждали, что показанное в Beginning Hour не войдет в финальную игру, но позволит сложить впечатление о том, чего от Resident Evil 7: Biohazard стоит ждать. Оба этих утверждения оказались не совсем честными.
Как это ни странно, Resident Evil 7 при ее кардинальном отличии от предшественницы тоже пытается быть всем и сразу – и этого по короткой демке никак было не понять.
Resident Evil 7 рассказывает об Итане Винтерсе, человеке без истории, лица и характера. Это, очевидно, для того, чтобы игрок мог себя с ним ассоциировать, но ход слишком уж грубый. Зато у него есть жена Мия. Точнее, была – Мия исчезла три года назад. И вот стоило только Итану успокоиться и смириться с потерей, как он получает от нее новое сообщение, позволяющее проследить, откуда оно было отправлено. Естественно, герой мчится на поиски – в болота Луизианы, исследовать, казалось бы, заброшенный особняк семьи Бейкеров. Там-то его и приглашают стать частью семьи.
Бейкеры – люди не очень приятные. Отец семейства Джек одержим идеей внедрения Итана в семью и самоутверждения в роли патриарха, его жена Маргарита истерично выстраивает алтари, сынок Лукас – любитель глупо пошутить и поиграться с гостями. С ними резко контрастирует дочь Зоя, каким-то образом сохранившая рассудок и дающая Итану подсказки, как выбраться из этого в прямом смысле сумасшедшего дома.
Игра начинается именно так, как и можно было бы предположить по трейлерам. Итан бегает по особняку, собирает ключевые предметы, решает головоломки. Но при этом по дому также бродит и Джек, встреча с которым чревата неприятностями. Дело в том, что Бейкеры бессмертны – как это водится в Resident Evil, благодаря новому биологическому оружию. Даже если высадить в Джека весь свой боезапас и заставить его рухнуть на пол в изнеможении, он через пару минут снова примется искать вас по всему зданию.
Подобные кошки-мышки с бессмертным противником напоминают Alien: Isolation – не исключено, что ее любителям и Resident Evil 7 во многом придется по вкусу.
Мне, впрочем, Alien: Isolation не очень понравилась: постоянно мешающий неубиваемый враг очень быстро перестает пугать, превращаясь в обузу, в надоедливую преграду, которую невозможно никак обойти. Так же и тут – в довольно типичный для Resident Evil обход дома с постепенным получением доступа к новым комнатам вклинивается злыдень, постоянно бегающий за героем и вставляющий ему палки в колеса (лопату в голову). В игре нет толковой стелс-механики: разработчики всерьез предлагают просто «сидеть в тени», но нет ни индикатора видимости, ни понимания, когда Джеку надоест уже ходить кругами вокруг того места, где отсиживается несчастный Итан.
И при этом Джек постоянно болтает, ругается, несет какую-то чушь. Возможно, беготня от озверевшего матерящегося реднека для кого-то – эталон хоррора, но у меня это вызывает скорее брезгливость.
Но вот ведь поворот: стоит добраться до подвала особняка, и Джека как ни бывало. Там появляются новые враги – безликие Molded (в русской версии – «плесневики»), которые тут же меняют всю динамику игры. Одного такого можно было встретить в подвале в последней версии Beginning Hour.
Сражаться с Джеком было бессмысленно – приходилось убегать, прятаться и, сбросив «хвост», продолжать собирать ключи. Плесневики наоборот – не дают пройти дальше, не ввязавшись в драку.
Они многочисленны и одинаковы, с ними игра из пряток превращается в самый настоящий FPS. Корни этого сегмента, бесспорно, также кроются в «Резиденте», где экшена традиционно хватало, а патронов – далеко не всегда. Но здесь не только врагов много и боеприпасов вечно недостает, так еще и целиться очень неудобно. Как и во многих шутерах, нужно зажать кнопку прицела, чтобы пули летели не черте куда, а в цель, а это сильно замедляет героя и сужает угол обзора. Монстры постоянно качаются из стороны в сторону, а убить их можно или обезглавливанием, или полным расчленением (на которое, само собой, скудного арсенала Итана не хватит). Бесценные пули постоянно летят «в молоко»: так изначально задумано? Делает ли это игру более хоррорной? Все обстоит куда лучше, если играть в VR-режиме на PS4, но, возможно, клавиатура и мышь тоже могут спасти положение.
Впрочем, даже если ваш ответ на предыдущий вопрос – «да», Resident Evil 7 все равно совершает катастрофическую, непростительную для ужастиков оплошность: в ней есть только один тип врагов (не считая здоровых жуков, которые лишь однажды попадаются на одном из уровней), и это делает ее предсказуемой. А предсказуемость для хоррора – это смертный приговор.
Конечно, среди плесневиков есть 3-4 подтипа: одни ходят, другие ползают, третьи толстые и блюют. Но этого мало. В старых «Резидентах» зомби тоже ходили, ползали и блевали, но помимо них ведь было еще много противников. Отличный пример – самая первая часть: как только игрок привыкал к простым ходячим мертвецам, на него нападали змеи, растения и акулы, а по возвращении в особняк эффектно появлялись очень агрессивные и опасные (да и выглядящие совсем не по-человечески) охотники. А ближе к концу игры еще и химеры выходили. В ремейке первой части даже простые зомби, будучи убитыми один раз, оживали и обретали невероятную скорость и агрессивность.
Для хоррора критически важно уметь удивлять: если игрок знает, какие враги его ждут впереди, он начинает чувствовать себя комфортно. А комфорт – последнее чувство, которое уместно в игре-ужастике.
Так что как хоррор Resident Evil 7 меня совсем не впечатлила. В ней нашлась одна комната, где мне действительно стало не по себе – она была очень необычной, замечательно обставленной, и игра отлично нагнетала атмосферу – пока на пике напряжения не выпустила на меня еще одного такого же монстра, каких я десятками убивал ранее. Если вид врага вызывает облегчение, то что-то явно идет не так.
Отстрел монстров в Resident Evil 7 постоянно чередуется с более мирными сегментами, причем они настолько контрастируют, что складывается впечатление, будто разные куски игры делали разные команды разработчиков. Диссонанс не ограничивается геймплеем, но перекидывается и на антураж: то у нас «Ведьма из Блэр», то «Зловещие мертвецы» с прямыми цитатами из фильма, то «Пила», то самый настоящий F.E.A.R. (даром что сценарист RE7 ранее работал над аддонами к первой части шутера от Monolith). Нет целостности и в облике героя: где-то Итан реагирует на происходящее подобающим образом (то есть орет и ругается, конечно же), а в других моментах он до неправдоподобия флегматичен. В самом начале игры он получает серьезную травму и никак это не комментирует – словно происходящее никаких эмоций у него не вызывает. Всякое сопереживание герою в такие моменты испаряется полностью.
Не менее удивляет и влияющий на концовку выбор, который герою приходится сделать в середине игры. В нем два варианта: очевидный и очевидно неверный – и если отдать предпочтение второму, то последствия этого решения игра бесцеремонно обнулит в течение буквально пяти минут. И зачем тогда был нужен этот фарс?
Впрочем, несмотря на сценарные огрехи, сам сюжет в Resident Evil 7, пожалуй, наиболее адекватный среди всех выпусков серии. Понимаю, что это не такой большой комплимент, но общая адекватность предыстории, без сомнения, радует.
Говоря о Resident Evil 7, нельзя не затронуть очень важный для фанатов вопрос – ощущается ли игра как часть легендарной серии? С точки зрения сюжета она, конечно, оправдывает свое название (Biohazard – «Биологическая угроза»), но привязки к предыдущим выпускам тут, можно сказать, и нет.
Зато в геймплее – несмотря на полное переосмысление всех устоев – седьмая часть часто оказывается на удивление знакомой. Три типа дверей в особняке с разными характерными символами – и три ключа. Головоломки. Арсенал – точь-в-точь как в первой части. Необходимость тщательно осматривать предметы, крутя их перед собой – тоже. Про ограниченный инвентарь и сундуки для складирования лишних вещей, которые волшебным образом телепортируются в следующий такой же сундук, и говорить нечего.
Да и геймплей в целом – за исключением дурацких линейных сегментов – выдержан вполне в духе классических «Резидентов». Говоря прямо, если убрать из игры вид от первого лица, и развешать по поместью Бейкеров фиксированные ракурсы камеры – получится предельно «каноничная» часть Resident Evil.
Пожалуй, именно в этом и заключается главное достоинство RE7: ей удалось сделать новый выпуск серии совершенно не таким, как предыдущие, но в то же время очень узнаваемым.
Есть в игре и интересные находки – например, крафтинг предметов. Довольно часто встречающиеся химикаты (обычный и усиленный) сами по себе бесполезны, однако их можно смешивать с другими ингредиентами. В сочетании с зеленой травкой они дадут аптечку, с порохом – патроны, с топливом – заряд для огнемета или гранатомета, с медпрепаратами – таблетки, подсвечивающие все находящиеся поблизости предметы. Эта система позволяет игроку самостоятельно восполнять запасы того, чего ему недостает.
Также появилась возможность блокировать удары врагов, существенно снижая получаемый урон. Это делает сражения более напряженными, добавляет им азарта.
А еще Resident Evil 7 невероятно красива. Capcom вслед за Konami вложилась в создание движка, способного выдавать почти фотореалистичную картинку, и результаты на примере RE7 просто потрясающие. Многие пейзажи выглядят неотличимо от фотографий; у людей бывают огрехи в мимике (особенно у Маргариты), но в целом анимация также очень правдоподобная. Resident Evil 7 – настоящий пир для глаз. Впрочем, в VR-режиме все обстоит несколько иначе – об этом подробнее мы расскажем в другом материале.
Но при явной высокобюджетности Resident Evil 7 сильно не хватает контента.
Сюжетная кампания проходится часов за 10 уже в первый раз, даже если подолгу тупить и все исследовать, – а кроме нее тут ничего и нет. Ни кооператива, ни тех же «Наемников», что были неотъемлемой частью серии еще с 99 года. 4, 5 и 6 части цикла предлагали кучу дополнительного контента, за которым можно было проводить десятки и сотни часов. В седьмой же после прохождения можно попробовать себя на высочайшем уровне сложности (который, правда, сильно меняет многое, а не просто выкручивает цифры урона и здоровья врагов), да и только. Уверен, для многих этого будет мало.
Resident Evil 7 получилась очень странной. При огромном бюджете местами она ощущается экспериментальной инди-игрой, которая вряд ли сможет привлечь такое же количество фанатов, как четвертая или пятая части цикла. Наверняка разные ее сегменты найдут отклик у тех или иных игроков – но сложно представить себе человека, которому понравится вся игра целиком.
Но это все же и не концептуальный хоррор в духе P.T. – им, к сожалению, была только демо-версия. У полной игры гораздо больше общего с основной серией, чем можно было ожидать. От этой схожести, наверное, стоило отказаться совсем, либо же наоборот – усилить ее, чтобы угодить старым фанатам.
Я же больше всего рад тому, что сериал Resident Evil в очередной раз поменялся, дал мне новый опыт, заставил взглянуть с новой стороны на знакомые элементы. Пусть эта его попытка меня и не сильно впечатлила, я надеюсь, что следующая часть нащупает для себя верное направление и выложится в нем по полной, а не будет пытаться поочередно надавить на разные хоррор-фетиши. И тогда у нее все будет хорошо.