Рецензия на Elex
Мне очень понравился мир игры, даже несмотря на все оговорки — с этим «пираньи» традиционно справляются хорошо. Он больше, чем в той же третьей «Готике», но все равно компактный и снова предельно детализированный: и в плане лора, и в плане проработки локаций. Более того — он, несмотря на жуткое в целом качество графики, очень даже красив. Хоть и сделан на старых технологиях, что иногда неприятно бросается в глаза, когда, к примеру, листочки на всех окрестных деревьях под порывами ветра колышутся синхронно.
Здесь же — весьма толковая смесь фэнтези, постапокалиптики и научной фантастики, хотя местами фэнтезийность перетягивает внимание на себя, а в прочих элементах чересчур сквозят «источники вдохновения» разработчиков. Но даже так, хоть какой-то отход от классического фэнтези для «пираний» — большой шаг и за это я разработчиков хвалю.
В мире Elex можно найти кучу отсылок и заимствований. Есть очевидные: Fallout, Mad Max, та же Gothic. А есть и довольно внезапные — Command & Conquer, например. В определенный момент заимствований становится очень много — настолько, что уже не можешь понять, отсылка это, или разработчикам было лень делать что-то новое. Мы же сеттинг поменяли? Ну и все, и так перетрудились!
Местами разработчики повторяют самих себя настолько точно, что становится неловко: часть стартового ролика повторяет вступление Gothic практически покадрово. Хочется верить, что «пираньи» так подмигивают фанатам, но я что-то сомневаюсь.
Отойти от привычных канонов Piranha Bytes попытались и в сюжете. Истории «Готики» и Risen явно лепились по одним лекалам и в этом плане Elex выделяется. Сценарий стал более «личным», гораздо больше времени уделяется главному герою и его развитию. У него даже имя есть! Но основной фокус по прежнему на спасении мира — разработчики снова чересчур увлекаются масштабностью и эпичностью.
Но у меня не было совсем серьезных вопросов к сюжету, пока я не прошел Elex до конца. Я наконец-то узнал, что такое «элекс», и что ждет мир игры в будущем. Скажу честно — столь беспардонного копирования других игровых серий я уже давно не видел.
Внимание! Следующий блок раскрывает финальный сюжетный твист игры
В финале выясняется, что минерал элекс прилетел из космоса не просто так — его прислала раса инопланетян, которая таким образом подготавливает миры ко вторжению. Ничего не напоминает, нет?
Если нет, то подсказываю — работает элекс один в один, как тибериум из Command and Conquer. На мой взгляд — это натуральный плагиат, а не отсылка. Скрины из C&C, напомню, точно также рассылали тибериум с целью последующего захвата «пораженных» планет. Просто совпадение? Да бросьте, вы поверите, что «пираньи» не играли в C&C?
Тибериум зеленый, а элекс — синий, вот вам и вся разница. Элекс, как и тибериум, «живое» существо, он может менять генетическую структуру организмов и «расползается» по планете. Для полноты картины не хватает разве что Тацита и Кейна. Хотя… в конце игры чуть ли не прямым текстом говорится о продолжении, там, может, и дождемся.
Конец жестких спойлеров
Если вкратце и без спойлеров, то дело обстоит так. На технологически развитую планету Магалан падает Комета, и почти уничтожает местную цивилизацию. Оправившиеся от падения люди довольно быстро узнали, что космический булыжник принес с собой не только смерть и разрушения, но и неизвестный науке минерал под названием элекс. Он оказался отличным источником энергии, позволил людям освоить магию, и, конечно же, моментально стал причиной чудовищных распрей между четырьмя фракциями — клириками, берсерками, изгоями и альбами.
Главный герой по имени Джакс — один из командиров альбов. Он прилетает на территорию берсерков с целью найти их духовного лидера. Однако глайдер Джакса терпит крушение, а его самого ждет расстрельная команда. Предательство и интриги! Герой в итоге выживает, но, разумеется, теряет все. Теперь Джакс ведом чувством мести. Его главная цель — понять, кто же пытался убрать его с доски чужими руками.
Большую часть времени основной сюжет никак себя не проявляет и тонет в куче квестов по собиранию репы. Тем не менее, если соскрести историю со всей игры, то в ней найдутся и заговоры, и семейная драма, но все это сделано поверхностно — чтобы не отвлекать от спасения мира. Правда, спасать мир придется от своих же — вот она, минутка оригинальности! Впрочем, на сюжет можно забить и отправиться ходить по миру и сайдам. Заданий много, компактность карты компенсируется ее разнообразием (и тоннами бэктрекинга, чего уж греха таить), а также кучей разных приятных (и не очень) встреч. И тут в первую очередь стоит рассказать о хорошем — о спутниках.
Всего у Джакса будет шестеро компаньонов. С каждым связан квест-другой, раскрывающий его личность. Настоящая детективная история, завоевание доверия путем демонстрации силы, помощь в делах фракции — это, пожалуй, одни из самых интересных заданий в «Элексе».
Характеры напарников Джакса раскрываются не только по ходу их заданий, но и во время путешествий по миру, благодаря прогрессии отношений, и даже по сюжету. Иногда герои проявляют себя с совершенно неожиданной стороны — спойлерить не буду. Просто знайте, что в этом плане у «пираний» все получилось достойно.
Вот бы еще ролевой элемент был сделан на том же уровне! С одной стороны — полная свобода как в плане прокачки, так и в плане исследования мира. Идите куда хотите, сходу вступайте в любую фракцию, хамите и убивайте или же будьте вежливым добрячком, помогающим всем вокруг. Но при этом выбор фракции тут почти ничего не значит и есть ряд проблем с диалогами и с навыками, которые за них отвечают.
Сама ролевая система тоже взята из «Готики» — стандартные очки параметров и навыки, которые можно улучшать только у учителей. Все привычно, разве что статов и очков поначалу ни на что не хватает. Не повторяйте моей ошибки, и не забывайте пить элексовые зелья. Только маленькие не трогайте — перерабатывайте их в средние.
Так же и с квестами. В игре есть навыки, отвечающие за харизму, а в некоторых квестах можно решить проблему через разговор, но полезность этого занятия под вопросом. Я выполнил около четырех сотен заданий, и большая часть из них вообще не потребовала никаких скилл-чеков. Да, там были разного рода развилки в сюжете, — разнообразие и все такое, но вот повлиять на мнение NPC можно очень редко.
Вот пример: если вы вступаете к клирикам, они могут научить вас заклинанию, которое позволяет обращать собеседников на вашу сторону. Но не любых, а строго определенных и не во всех квестах. Как «Аксий» в «Ведьмаке», только еще реже. Дипломата в Elex особо не отыграешь.
Впрочем, фракционная система, пожалуй, еще бестолковее, чем разговорные навыки. Здесь снова «Готика» и Risen — три противоборствующих фракции к которым можно присоединиться, плюс парочка тех, к которым присоединиться нельзя. И как только вы вступите в партию, в надежде, что ну вот сейчас-то начнется мясо, игра вас жестко обломает. Фракциям по барабану, где вы там состоите — я вот был клириком, и зайдя в столицу к берсеркам ожидал, что те на меня набросятся с мечами. В итоге же единственное место, где мне оказались не рады — кабак. Даже глава фракции общался со мной нормально.
Но однажды на меня все-таки ополчилась одна из фракций. Когда я уже прошел всю игру, и после титров забрел в город. И произошло это только из-за того, что я сделал определенный выбор в конце игры.
Компаньонам тоже абсолютно плевать на то, клирик вы, изгой или берсерк — могут иногда съязвить да и только. На бумаге у нас вражда, а на деле — пофигизм. Игра не соблюдает свои же правила.
Вот так мы потихоньку и добрались до главной проблемы Elex — до боевой системы. Я уже вкратце рассказывал о ней после 20 часов, проведенных в игре, и мое мнение с тех пор не сильно изменилось. Здешние хитбоксы способны удивить даже того, кто знает толк в кривых хитбоксах. А я знаю — я прошел Dark Souls 2! Мешает и сама анимация — очень сложно понять, что враг вообще собирается сделать. Со временем свыкаешься и запоминаешь все кривые ужимки местных монстров, но общей кривости это не отменяет.
В качестве ближайшего примера боевой системы стоит вспоминать как Gothic, так и Dark Souls. Да-да, сравнивать все подряд с DS плохо, но еще с самых первых роликов было понятно, что «пираньи» в плане механики смотрят именно на игру From. Схожесть, в общем-то, понятная: максимально простые удары и фокус на отслеживание полоски выносливости и точном просчете таймингов. Это только звучит просто, на деле же нужно еще уметь заставить такую систему работать.
Удары — что ваши, что вражеские — кажутся слишком медленными. Анимации запаздывают. Если вы стоите на десять сантиметров ниже (или выше) врага, сражаясь, например, на холмистой местности, то урон вообще проходить не будет. Компаньоны же почти всегда беспомощно топчутся вокруг противников, не решаясь ударить. Лечится это или сохранением и загрузкой (да, прямо посреди боя), или прокачкой навыка, усиливающего спутников.
А еще противников можно попросту держать в «станлоке», осыпая градом слабых ударов. Как в Gothic 3. Работает это, правда, только с врагами-одиночками.
Хуже ближнего боя разве что стрельба. Кривая и неудобная — это понятно, но она еще и выбивается из баланса. Большая часть огнестрела — даже уникального — влет проигрывает одному-единственному луку, который позволяет с четырех-пяти выстрелов выносить роботов-колоссов. А топовое огнестрельное оружие требует совершенно безумных характеристик — так, нормальный плазменный бластер я смог нацепить на себя уровне на тридцатом, часов за пять до конца игры. Впрочем, и эффективность у такого оружия тоже запредельная — можно вообще не париться насчет того, что до вас кто-то добежит.
Самая же дичь здесь творится с магией. Она требует обязательного присоединения к одной из фракций (сам по себе Джакс колдовать не умеет), так еще и фактически бесполезна. Соотношение «урон — потраченная энергия» того совершенно не стоит — вам придется или заливать себя зельями, восстанавливающими энергию, или использовать заклинания пару-тройку раз за бой, а после сражения — искать ближайший спальный мешок.
Немного скрашивает впечатления от боевой системы джетпак, с помощью которого можно обрушиваться на головы врагов, вбивая их в землю, осыпать их с неба ракетами, ну и попросту исследовать мир. С ним становится куда проще переживать столкновения с противниками, хотя не стоит забывать, что вообще все враги в этой игре обладают оружием дальнего боя. Ну и о кривых хитбоксах тоже: получить топором в пятку, когда ты отлетел на высоту трех метров — это тут в порядке вещей.
А еще иногда во время боев приходится взаимодействовать с определенными объектами — в основном, с взрывоопасными бочками, которые разбросаны тут по всему миру, прямо как в каком-то шутере. С ними связан очень смешной момент: они взрываются от попадания стрелы, но никак не реагируют на взрыв гранаты.
Несомненно, свой шарм у Elex есть. Местами в нее можно залипнуть, иногда даже чувствуешь ту самую атмосферу. Она есть во всех играх «пираний», но с каждым разом ее становится все меньше.
К сожалению, когда выходишь из игры, вся магия рассеивается окончательно. Таким играм нет места в 2017 году, а поддерживать творческий кризис я отказываюсь. Можете обвинять меня в персональном хейте «пираний», но я знаю, что такое «Готика» и люблю эту серию. Более того, мы проходили Elex вместе с редактором Денисом Майоровым, который просто огромный фанат «Готики», пробежавший вторую часть больше десяти раз и до сих пор иногда запускающий третью. В «Элексе» он продержался часов двадцать и, кажется, окончательно утратил веру в Piranha Bytes.
И тут не спасает даже тот факт, что игру делали 25 человек с весьма ограниченным бюджетом. Если у вас не хватает людей и денег, зачем вы снова пытаетесь сделать «Готику»? Неужели нельзя хотя бы попытаться сделать что-то другое? Elex, конечно, на голову выше Risen 3, и даже в сравнении с той же Mass Effect: Andromeda выглядит неплохо. Но это только благодаря слабости своих конкурентов. Очень хочется пожелать Piranha Bytes вдохновения и смелости — оставьте уже прошлое в прошлом.