Code Vein — лучший аналог Dark Souls для фанатов аниме
Изначально Code Vein должна была выйти еще в 2018 году, на разработчики решили перенести релиз на год. Никто не знает, что конкретно изменилось в игре за столь длинный срок. Возможно, геймдизайнеру Хироси Ёсимуре, известному прежде всего серией God Eater, понадобилось дополнительное время, чтобы перестроиться под непривычный для себя жанр. Ведь все части God Eater всегда были про разудалое убийство гигантских монстров при помощи не менее гигантских видов оружия, а формула Souls-like требовала более тонкого подхода.
Сюжет рассказывает о безрадостной участи бессмертных (revenant). Раньше они были людьми, но затем им в сердце вживили особых БОР-паразитов в попытках создать мощную армию. Паразиты дают огромную силу и возможность возрождаться после смерти, но взамен у бессмертного появляется сильная жажда крови, а с каждой гибелью он теряет часть своих воспоминаний. При отсутствии крови или полной потери памяти бессмертный превращается в потерянного — безумного монстра, жаждущего лишь убивать. Причем стандартные потерянные сильно напоминают зараженных из Bloodborne.
Протагонист Code Vein тоже бессмертный, но уникальный в своем роде. Его кровь может оживлять кровавые родники — искусственные источники крови, которые заодно разгоняют сводящие с ума бессмертных миазмы. Способности героя придутся кстати, ведь на момент начала игры все персонажи заперты в руинах города из-за плотной стены красного тумана, превращающего бессмертных в потерянных. Ситуацию осложняет еще и тот факт, что ваш персонаж абсолютно ничего не помнит о своем прошлом. Ему предстоит быстро освоиться в мире, полном кровожадных монстров, иначе гибель неминуема.
Амнезия, суперспособности, обилие терминов, избранный главный герой — да, это классический набор шаблонных аниме, которые пачками выходят каждый сезон.
Но теперь у вас есть возможность непосредственно поучаствовать в разворачивающейся драме. Правда, если вы терпеть не можете японскую анимацию, то никакие достоинства Code Vein не помогут вам выдержать дух аниме, который тут сквозит в каждом предмете и персонаже.
Своего героя, кстати, для начала предстоит создать в довольно продвинутом редакторе. Настраивается тут практически все (но не размер груди, если вам важно), а нарядить своего бессмертного можно так, будто он только что записал самый крутой J-Rock альбом года. Но если вам не хочется возиться с расположением бликов в глазах или гримом, то на выбор есть предостаточно заготовленных шаблонов. И выглядят они так, что способны удовлетворить даже самые требовательные вкусы.
После создания бессмертного начинается классическая для «соулсборнов» рутина. За что вообще полюбили Dark Souls и Bloodborne? За высокую сложность, проработанный лор, который для начала нужно еще разгадать, и относительно простую боевую систему, которая в то же время не прощает ошибок. Создатели Code Vein будто по методичке пытались воссоздать все элементы, не забывая реализовывать собственные идеи. Получилось, скажем так, неуклюже.
Основы местной боевки будут знакомы всем фанатам Dark Souls. Ваш герой может выполнять легкие и тяжелые удары, последние усиливаются удержанием кнопки, для защиты есть блок, уклонение и парирование. За убийство вы получаете дымку, которая тратится на покупки и повышение уровня. Дымка теряется после смерти, но остается на месте гибели. Умрете второй раз — прощайтесь со всеми накоплениями. Осваивается все моментально, а чтобы вообще было идеально, можно перенастроить кнопки управления под вариант Dark Souls.
Из новшеств — шкала сосредоточения, заполняющаяся после удачных уклонений или получения урона. Когда она заполнится, ваш персонаж будет лучше ошеломлять врагов, а его самого в стан начнут вгонять дольше. Такая же шкала есть и у врагов, активируется она порой совсем не вовремя. Получается, что у каждого противника есть такая себе «вторая фаза».
Еще о «соулсборнах»:
Видов оружия в Code Vein предостаточно, все они уникальны и сильно различаются между собой, вот только почти полностью заточены под ближний бой. Исключение — ружья, да и те позволяют лишь совсем немного увеличить дистанцию до противников. Всего с собой можно взять два вида оружия и одну «кровавую вуаль». Вуали представляют собой особые накидки, которые могут выпускать лезвия разных форм. Для ударов ими даже выделили отдельную кнопку, а еще они позволяют создавать простые комбо.
На словах все звучит заманчиво, но в самой игре боям не хватает главного — ощущения веса и тактильности. Вы будете чувствовать удары разве что самыми тяжелыми молотами, а вот мечами и алебардами персонаж будто под водой размахивает.
Не спасают ситуацию и крайне долгие анимации почти всего, даже атак врагов. Вы будете очень часто получать урон лишь из-за того, что уклонились слишком рано. При таком раскладе от атаки проще неспешно отойти. С другой стороны, парирование в Code Vein освоить просто, ведь окна анимаций для успешного проведения приема достаточно большие.
Враги тоже особо положение не исправляют. Они слишком скучные и однотипные, а повторяются почти во всех локациях. На их фоне выделяются боссы, которые действительно заставляют попотеть. Но вот их дизайн прямо очень японский.
Сама игра не особо трудная. Однако чувство напряжения и постоянной опасности все-таки умудряется поддерживать на минимально приемлемом значении.
Разработчики будто и сами понимали, что голая боевая система у них получилась не лучшей, потому добавили в нее главную особенность — систему классов. В своем путешествии ваш бессмертный будет находить так называемые «коды крови». Они содержат воспоминания других ревенантов, а также позволяют обучиться их умениям. Получается своеобразная система профессий, типичная для некоторых частей Final Fantasy.
Именно она раскрывает бои во всей красе. Пускай классы не отличаются прямо уж радикально, но у каждого есть свой набор умений и характеристик, формирующий стиль игры. Кто-то врывается в гущу сражений и начинает быстро шинковать потерянных мечами, другой сможет стоять в стороне и отстреливаться из ружья или раскидываться мощнейшими заклинаниями. Есть даже классы поддержки, направленные на усиление союзников.
Полученные умения (их тут называют «дары») после полного освоения можно использовать любым классом. Это открывает огромный простор для комбинаций и создания универсальной машины для убийства. Хотите стрелка, который в ответственный момент способен напрыгнуть на врагов в смертельном комбо? Пожалуйста, только изучите соответствующие дары.
Напарники, кстати, стали еще одной отличительной чертой Code Vein. Исследовать мир можно в компании с другим ревенантом. Разработчики заготовили достаточное количество интересных личностей, чтобы вы нашли своего любимчика. Пускай они несколько стереотипны (ученый, сексуальная красотка, воин-оптимист и прочие), но за достаточно долгую продолжительность Code Vein успеваешь к ним привязаться.
В боях союзники оказывают огромную помощь. У каждого есть уникальные умения (которые со временем вы сможете забрать себе), урон они наносят вполне солидный, а после вашей гибели способны пожертвовать своим здоровьем ради вашего воскрешения.
А еще они постоянно отпускают комментарии по поводу всего вокруг, так что одиноко себя никогда не чувствуешь. Правда, иногда их искусственный интеллект сильно подводит, но случается это не слишком часто.
Если компьютерного напарника вам мало, то можете призвать живого человека, отправив в любой момент сигнал бедствия. Тогда сразу трое бессмертных будут бегать по уровням, уничтожая все на своем пути. С количеством врагов разработчики не мелочились, потому некоторые сражения перерастают в откровенную суматоху, в которой все сверкает и искрится. Это могло бы быть даже весело, но несколько вялая и медленная боевая система постоянно мешает получать максимальное наслаждение.
С локациями тоже не все так гладко. Как минимум потому, что они почти дословно цитируют уровни из Dark Souls. Бездонная яма, в которую нужно аккуратно спускаться по выступам, — есть. Подъем вверх, во время которого на тебя сбрасывают огромные булыжники, — на месте. Огненный город с лавой вокруг — тоже. Даже местный Анор Лондо выглядит почти точно так же.
Только если в творениях From Software у каждой тумбочки были свои истории и внятный контекст, то Code Vein снова и снова загоняет вас в одинаковые безликие коридоры. Причем потенциально красивые локации оказываются самым блеклыми и скучными, а в шаблонных руинах сильнее всего чувствуются стиль и художественный вкус. Потому иногда игра все-таки позволяет сделать парчоку красивых скриншотов.
С точки зрения левел-дизайна локации тоже не радуют. Пускай они все связаны между собой, а переходов и коротких путей хватает, но все сделано на уровне какой-то условности, а не полноценной особенности. Невозможно говорить о достойной проработке окружения, когда случайный рычаг, якобы открывающий запертую дверь где-то на другом конце локации, спускает лестницу прямо перед тобой.
Но это лучше, чем битый час бродить по однотипным переулкам в попытках найти недостающий кусок кода крови. А делать это придется, ведь от таких действий зависит концовка. Тут, кстати, Code Vein приятно удивила — в ней тоже есть некоторые неочевидные моменты, напрямую влияющие на сюжет. И любознательность пытливого игрока всегда вознаграждается.
Да и на исключительно эмоциональном уровне хочется собрать эти чертовы осколки, чтобы никто из друзей главного героя не пострадал. Нарратив в Code Vein классический — история раскрывается через многочисленные сценки под трогательную музыку. Персонажи любят рассуждать о прошлом, рассказывать о своих увлечениях и просто вести себя максимально непринужденно. В этом игра максимально близка к серии Tales of, каждая часть которой выжимала максимум из героев. Но иногда Code Vein все-таки пытается рассказать подробности о мире вокруг через описания предметов. Выходит не очень, ведь они тут несколько графоманские и бессмысленные.
У протагониста также есть способность смотреть флешбэки, посвященные другим персонажам. Увы, необходимость неспешно путешествовать по огромному количество воспоминаний напарников — довольно топорный ход для создания эмпатии, так он еще и с прокачкой умений напрямую связан. Впрочем, эти сценки можно пропустить, однако делать этого не стоит, ведь через них лучше всего раскрываются мотивы и цели бессмертных.
Узнать напарников поближе можно и на базе. Там можно закупиться припасами, улучшить снаряжение, отправиться в экспедицию в местный аналог подземелий из Bloodborne и, что самое главное, пообщаться и подарить подарки боевым товарищам. Так можно узнать, что, скажем, тихоня Ио любит чеснок в шоколаде, а Якумо еще человеком коллекционировал комиксы. Подарки вы выбираете сами, некоторые могут не понравиться героям, так что внимайте всем их фразам, чтобы максимально угодить.
А еще на базе есть горячий источник, в котором бессмертные беззаботно отдыхают. Кажется, разработчики им очень гордятся, раз связали с ним несколько важных механик.
Во-первых, в источниках можно восстановить половину утраченной после гибели дымки, если не хотите рисковать с ее стандартным возвратом. А во-вторых, при купании главный герой (или героиня) вспоминает значение всех игровых терминов и все важные сюжетные сцены.
Сам сюжет тут далек от выдающегося, но он как минимум интригует и создает впечатление масштабного путешествия. Пока главные герои узнают откровения за откровениями, которые переворачивают всю историю с ног на голову, флешбэки расширяют контекст происходящего. Получается, что в Code Vein есть две сюжетные линии — основная в настоящем и раздробленная на мелкие кусочки в прошлом. В итоге они сплетаются воедино, удивляя неподготовленных игроков.
Но если вы не первый день смотрите аниме, то почти все в игре покажется вам откуда-то скопированным. «Кровавые ваули» — это кагунэ из «Токийского гуля», противогазы от миазмов — маски из Dorohedoro, а типажи персонажей и размер груди у девушек больше их головы… Ну, из любого случайного аниме, чего уж там. Если подобное вызывает у вас только восторг, а возможность заглянуть под юбку героиням однозначно прибавляет игре балла два, то Code Vein — идеальный «соулсборн» для вас.
Только таких, скорее всего, будет меньшинство. Ведь по объективным критериям игра во всем проигрывает коллегам по жанру. Обиднее всего за боевую систему, которая прекрасна в своем фундаменте, но большую часть времени не вызывает никакого отклика. А вот несколько банальную историю, устаревшую графику (и это при Unreal Engine 4) и скучные уровни исправить уже не так просто.
Впрочем, с самого начала было очевидно, что Code Vein не может тягаться с Dark Souls. Это нишевая игра для фанатов аниме, которая неожиданно оказалась немного лучше, чем казалось изначально.
От термина «анимешный Dark Souls» никуда не деться, но Bandai Namco сделала почти все возможное, чтобы подобное звание не вредило игре, а лишь шло ей на пользу. Потому Code Vein вовсе не стыдится его, а носит с гордостью — на радость всем желающим.
- Также мы наглядно показали особенности Code Vein на гифках.
- У игры еще и довольно щадящие системные требования. Чтобы каждый мог попробовать!