«Токийский гуль» — кровавая история о пожирателях плоти и социальном неравенстве

Никита Казимиров
Манга «Токийский гуль» приобрела огромную популярность по всему миру. История о гулях, существах, способных питаться исключительно человеческой плотью и пытающихся выжить в мире людей, запала в душу миллионам читателей. Пожалуй, местами даже чересчур сильно. C выходом 179 главы Tokyo Ghoul: re («Токийский гуль: Перерождение») семилетняя история конфликта людей и гулей подошла к концу. В этом материале мы постараемся разобраться, «Токийский гуль» — великий шедевр или обычная халтура.

Суи Исиде сильно повезло, если сравнивать его карьеру с другими мангаками. Он начинал с пары простых веб-комиксов, названия которых говорили сами за себя, — The Tale of Longing for Sex (2009 год) и The Penisman (2010 год). Первый же серьезный ваншот автора опубликовали в журнале Miracle Jump весной 2011-го, а уже в сентябре вышла первая глава полноценной серии, основанной на нем. Речь идет, само собой, о «Токийском гуле».

Сюжет разворачивается вокруг парня Канэки Кэна, обманутого и почти съеденного девушкой-гулем Ризэ, с которой решился пойти на свидание. Но в результате несчастного случая оба оказываются завалены стальными балками, часть из которых пронзила их тела насквозь. Чтобы спасти Канэки, доктор Кано, который в будущем сыграет важную роль в сюжете, пересаживает ему часть органов Ризэ. В результате он получает часть особенностей гулей: повышенную регенерацию и физические способности, характерный черный глаз с красной радужкой и непереносимость человеческой еды.

На протяжении 143 глав мы наблюдали за трансформацией героя из загнанного и нерешительного человека, который не может даже примириться с собой, в личность с твердыми, пускай и не всегда верными, убеждениями. Главным лейтмотивом произведения стала тема неравенства, подаваемая в противостоянии людей и гулей. Казалось бы, вот тебе показывают вызывающего лишь неприязнь следователя, а после его смерти оказывается, что он был любящим отцом, хорошим другом и мудрым наставником. А гули, которых и без того притесняют, находятся в постоянное вражде, и лишь некоторое хотят добиться мира, только их никто не слушает.

Кровавые и необычные битвы перемежались моментами психоанализа и рефлексии, отсылками к классическом западной и японской литературе, а довершалось все уникальным стилем рисунки Суи, который не стеснялся заимствовать элементы экспрессионизма для выражения переживаний героев через сражения.

Главный герой интересуется литературой и в моменты накала страстей может вспомнить цитату из, например, «Демиана» Германа Гессе, а одна из глав становится воплощенным во вселенной «Токийского гуля» пересказом повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя.

Это стильное, необычное произведение и сейчас, а когда в 2011 году манга только начала выходить, так вообще стала глотком свежего воздуха среди засилья сёнэнов и историй бесконечных сражениях, в которых добро обязательно победит. «Токийский гуль» оказался умнее, ярче, более стильным и необычным, чем его прямые конкуренты. Потому закономерно, что читатели настолько тепло его приняли.

Проблема в том, что, пусть глав относительно немного, в них автор попытался уместить слишком большое количеств интриг, сюжетных и временных линий, а также заделов на продолжения и спин-оффы. Структура повествования из-за этого потеряла основу и превратилась в нечто совершенно бесформенное, в чем разобраться уже невозможно. И ведь в 2013-м вышло еще небольшое ответвление Tokyo Ghoul Jack, которое тоже нужно учитывать в общем сеттинге. И тогда Суи пришел к простому, но элегантному решению. Он решил сделать «мягкий перезапуск» при помощи Tokyo Ghoul: re. Которая на самом деле оказалась сиквелом.

События манги разворачиваются спустя три года после окончания первой части и фокусируются на персонаже Сасаки Хайсэ, следователе CCG (Управления по борьбе с гулями), добродушном и немного мягком для своей профессии человеке. Под его управлением находится отряд Quinx, следователей, которым вшили в тело куинке (оружие следователей, сделанное из части тела гуля), из-за чего они сами стали в чем-то похожи на своих противников. Между операциями и попытками наладить дружественную атмосферу в команде, к Хайсэ порой приходят видения странного беловолосого парня, призывающего принять свою истинную сущность.

Первые пару десятков глав «Перерождение» и правда выглядит если не перезапуском, то первоклассным спин-оффом. Еще в первой части нам старались раскрыть обе стороны конфликта, доказать, что свои герои, предатели и изгои есть везде.

Tokyo Ghoul: re продолжает и умножает эту тему, ведь теперь мы наблюдаем за бытом и внутренней кухней тех, кого недавно видели исключительно злодеями. Потому и мнение о некоторых персонажах может претерпеть значительные изменения, не всегда в лучшую сторону.

За три года, прошедшие между двумя мангами, изменилось очень многое, а Суи не забывает это мастерски обыгрывать. В первую очередь это касается персонажей предыдущей части, некоторых не так-то просто узнать. Кирисима Тока, подруга Кена из первой части, стала гораздо спокойнее и слабо напоминает былую и очень импульсивную себя. Цукияма Сю, некогда изысканный и высокомерный Гурман, интересующийся лишь поиском новых вкусов, впал в депрессию и близок к сумасшествию. И это еще не самые интересные примеры.

Даже стиль рисунка изменился, став еще сильнее напоминать размытую акварель во время мирных сцен. А когда приходит пора сражений, то автор совершенно не стесняется в выражениях. Он может запросто залить весь кадр черным с многочисленными пятнами, иногда ударяется в абстракции и визуальные метафоры, а порой и вовсе упрощает рисунок до уровня быстрого скетча. Потому толпы людей, посещающие выставки с его работами, стопроцентно заслужены.

Но чем дальше читаешь «Перерождение», тем сильнее убеждаешься в следующем: приемы и элементы, работающие раньше, теперь радуют еще сильнее, а вот слабые стороны стали еще очевиднее. Самая главная проблема в лице перегруженности сюжета никуда не исчезла и стала еще серьезнее. Tokyo Ghoul: re регулярно создает новые интриги и пытается расширить вселенную манги, но когда на сцену вновь возвращаются провисшие и забытые еще в прошлой части вопросы, карточный домик сценария окончательно рушится.

Впрочем, Суи все-таки пытается дать сталь желанные ответы. Проблема в том, что не каждый захочет их услышать. Особенно после кульминационного момента манги, который переворачивает все с ног на голову.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

«Токийский гуль» — кровавая история о пожирателях плоти и социальном неравенстве | Канобу - Изображение 1

Главным антагонистом всей истории долгое время считался так называемый Одноглазый Король, лидер организации радикально настроенных гулей Древо Аогири. Долгое время читателей водили за нос и не раскрывали настоящую личность злодея. Чтобы в итоге оказалось, что никакой это не злодей, а своеобразный «мученик» Арима Кисё, лучший следователь по борьбе с гулями.

Как он сумел взять под свой контроль одно из сильнейших скоплений своих врагов — большой вопрос. Более того, оказывается, что клан Вашу, управляющий CCG, тоже оказывается гулями. В этот момент на сцену выходит настоящий злодей последней сюжетной арки, но его мотив в общем можно описать как «стремление жить обычной жизнью», пускай его действия говорят совершенно об обратном. Автор так и не удосужился четко выделить его цели, потому свои поступки антагонист совершает словно от скуки.

Только это все звучит очень натянуто, и дальнейшие события лишь ставят под сомнение всю логику происходящего. Появляется новый тип гибридов людей и гулей, Ризе, с которой и началась история Канеки, в очередной раз становится причиной всех бед, но расправляются с ней максимально быстро, даже не уделяя этому внимания.

Гули и следователи образуют альянс против общего безликого врага, персонажи мелькают на страницах, словно в калейдоскопе, потому ты местами смотришь на происходящее в недоумении и пытаешься понять, где же ты видел этого героя раньше. Сценарные решения, принятые всего несколько глав назад, запросто могут отменить, и окажется, что на сюжет никакого влияния они не оказывали.

Последние несколько десятков глав — это сплошная суета и суматоха, в которой тяжело уследить былые идеи и мотивы манги. Автор уже словно сам не знал, как еще ему продемонстрировать свое умение рисовать, потому некоторые сцены, пускай и вызывают потрясение и восхищение, но лишены хоть какой-то доли смысла. Под потоками поединков, выяснений отношений, умных планов и аналитики нет твердого фундамента, который связал бы все воедино.

И апогеем всего становится последняя глава, которая прыгает на шесть лет вперед. Нам при помощи кратких сводок рассказывают о судьбах ключевых персонажей, а также при помощи пары «роялей в кустах» разрешают некоторые проблемы, поднятые с десяток томов назад. Но самое отвратительное, что она обесценивает конфликт, лежащий в ядре манги. Оказывается, что и еду для гулей можно сделать, и излечить многие побочные эффекты, и в целом жить дружно.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ

«Токийский гуль» — кровавая история о пожирателях плоти и социальном неравенстве | Канобу - Изображение 2

Даже идея неравенства, на которой все и строится, видоизменяется и «перерождается», как и многое другое в Tokyo Ghoul: re. Для начала гули из метафоры расизма превращаются в метафору венерических заболеваний, а потом и вовсе аллегорией на любые социальные расслоения общества. Жаль лишь, что теперь подобное подается намеками и полутонами, словно про эти темы вспоминают лишь из дани уважения к первой части.

При этом в манге хватает своих интересных мыслей. К примеру, достаточное внимание уделяют вопросы гендерного самоопределения. Персонажи часто задаются вопросом касательно своей идентичности и пребывают в постоянном поиске истинного себя. Любопытно звучит и тезис о том, что правительству выгодно держать общество в состоянии вечной конфронтации, чтобы им было легче манипулировать.

И очень досадно, что все необычные теории, остросоциальные высказывания, психологические и философские допущения в манге лишь присутствуют, но не более. Они не получают развития, не становятся стержнем для больших открытий и неожиданных откровений. Автор просто принимает их за должное и направляет летящий со сверхсветовой скоростью сюжет дальше.

Но в этом, кстати, есть и свои плюсы. Как минимум плотность событий в каждой главе максимально велика. За одну главу «Токийского гуля» происходит столько, что автор того же One Piece Эйитиро Ода растянул бы частей на пять, не забыв приправить все огромной долей беготни из одного места в другое. В плане сериализации к манге не было никаких упреков, в ней показано ровно столько, чтобы было интересно, и немного больше.

В итоге, если задуматься над сущностью манги, то можно пройти к выводу, что Исиде Суи, прямо как творцам-постмодернистам, важнее показать, а не рассказать. Он задается вопросом «как?», а «почему?» оставляет на усмотрение читателя. Отсюда и появляются уникальные фантасмагорические сцены, не сравнимые ни с чем, но стоит только попытаться придать им смысла, как положительные впечатления рушатся. Ты остаешься один на один с недоумением и непониманием.

На этом фоне странно выглядят сцены, в которых Суи пытается заимствовать элементы стандартной экшен-манги. Это касается неестественно долгих объяснений устройства мира или же обозначения уровня силы при помощи абстрактных букв или цифр. Подобное кажется совершенно лишним, ведь в «Токийском гуле» есть простейшие правила, которые открывают огромный простор для фантазии автора.

Особенно это заметно по дизайну. Некоторые мутировавшие гули выглядят до крайности ужасающе и омерзительно, мангака не забывает в деталях показывать даже неприятные анатомические подробности. Учитывая его своеобразный стиль рисунка, совмещенный с богатой художественной выдумкой, каждый кадр экшен-сцен вызывает визуальное удовлетворение.

Именно через сцены битв автору удаются в полной мере передать все грани характера героев, а вовсе не через бессмысленные монологи и странные поступки. Столкновения сил здесь перерастают в противоречие идеологий и стремлений, потому зачастую побеждает вовсе не тот, кто сильнее или умнее. Противников тут превосходят своей силой духа и убеждениями, даже если они в корне неверны.

В таких маленьких находках — настоящая ценность «Токийского гуля». Автору совсем не важны глобальный лор вселенной, постоянные правила и законы, ведь они лишь ограничивают.

Он словно играет с читателем, вынуждая его выискивать на страницах отсылки к арканам карт Таро или же подставлять к названию глав частицу «re», таким образом кардинально меняя их смысл. Исида Суи — гений художественных метафор, который никак не может связать все своих находки единой нитью.

Потому «Перерождение», в котором сюжетная канва стала бессмыслицей, отлично работает как сборник первоклассных метафор, отсылок, аллюзий и оммажей. Даже в небольшой, совершенно неважной сцене возможно обнаружить интересную деталь, способную по-новому осмыслить происходящее. Возможно, в будущем Исиде Суи стоит поработать над небольшими произведениями, ведь в них его талант заметен лучше всего.

Но есть одна сюжетная линия, которую мангака не забросил, которой уделил максимальное внимание и смог достойно довести до конца. Речь идет о Канэки Кэне, одном из самых необычных главных героев последних лет. Ведь даже в моменты классического для японских произведений преодоления себя он не вспоминает о друзьях, долге или мечте. Нет, он погружается в себя и пытается найти ответы на терзающие его вопросы, временами безуспешно.

Его победа над врагом может запросто означать поражение самому себя. Кэн ломается, падает духом и впадает в отчаяние, отдавая свою жизнь на попечение первобытным инстинктам. Парень прекрасно осознает, что в благополучном исходе многих ситуаций нет его заслуги, в его сознании укоренилась мысль, что он не способен ничего сделать. И не важно, какие силы он приобрел, ведь он всегда приходит слишком поздно, всегда делает что-то не так и почти всегда оказывается ни с чем.

На автора «Токийского гуля» большое влияние оказало «Превращение» Франца Кафки и общая абсурдность его историй. Это невозможно отрицать, если окинуть взглядом путь Канэки Кэна. Обычный парень, по чужой воле втянутый во враждебный мир, раз за разом испытывающий удары судьбы, лишенный возможности противопоставить хоть что-то в ответ. Ему только и остается, что пытаться принять последствия абсурда, свалившегося на его голову.

Быть может, именно в этом и заключается основной посыл «Токийского гуля: Перерождение». Жизнь будет раз за разом испытывать тебя, делать из тебя монстра в глазах других людей, но ты не должен сдаваться.

Да, утраченного не вернешь, а некоторые раны не заживут никогда, но бегство — это не спасение. Нет ничего плохого в принятии своей слабости и осознании ошибок, если в итоге ты сможешь уверенно смотреть на мир перед собой.

А возможно, это все обычные домыслы, и нет в Tokyo Ghoul: re ни капли осмысленности. Но это никак не убавляет ее достоинств, которые выделяют мангу на фоне остальных. Увы, в ней слишком много условностей и нюансов, чтобы считать ее великой. Но если вы хотите чего-то необычного, как с точки зрения рисунка, так и сюжета, и не боитесь додумывать моменты, которые автор не предусмотрел, то мрачная вселенная «Токийского гуля» с радостью примет всех вас.

P. S. А если вы смотрели только аниме, которое не делает и половины всего хорошего, за что стоит любить мангу, то сейчас отличный шанс ознакомиться с первоисточником. Тем более, что издательство «Азбука» официально выпустит первый омнибус, включающий сразу два тома, уже в августе 2018-го!

Комментарии (34)
Переоцененое говно с невыносимыми нытиками вместо нормальных персонажей и нытьем вместо нормального сюжета. От многих поступков и поворотов рука тянется к лицу, а перегруженность сюжетных линий и форшмак из персонажей окончательно добивают мангу. И я говорю только про первую часть, которая сливалась где-то во второй половине, и дальше тянул только отличный арт. РЕ пытался читать, когда она только начала выходить, но там быстро стало понятно, что маразм окончательно окреп.
Финал получился немного разочаровывающим. Такое ощущение, будто Ишиду все достало, и он решил рубануть с плеча. Последние главы с Ризой получились слишком сумбурными и нераскрытыми. Складывается чувство, что между ними и финалом должна была быть еще одна арка. Сам же финал тоже вызывает пару вопросов: смерть Это так и не подтвердили? Почему Акире и Амону уделили так мало внимания? Про Нагачику тоже особо не рассказали - тот факт, что его отец был "голубем" как-то натянуто объясняет такой интерес "V" к нему. Каким образом восстал Наки? Но тем не менее, я рад за большинство персонажей, особенно, за Тоуку и Канеки. Ури тоже порадовал, если сравнивать с первыми главами.
Исида наплодил слишком много статистов и почему-то решил что они кому-то интересны. В результате всю последнюю главу пришлось продирался через инфодамб, задаваясь вопросами "а это ещё кто?" и "почему мне должно не всё равно?". P.S. Глаза сильно режет коверканье японских имён в статье.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE