Рецензия на Battlefield 1
Помнится, Battlefield 4 многих разочаровала своей куцей кампанией, в которую вроде бы был напихан сюжет, но ключевое слово тут – именно напихан. Battlefield Hardline после этого разошлась: многочасовой детектив, Майами, плохие копы, очень плохие копы, кокаин, пальмы – только «Батлы» в ней оставалось чуть. Какая же это Battlefield, когда ты пол-игры ползаешь на карачках, защелкивая негодяев в наручники?
Battlefield 1 отвергает и то, и другое.
Никакой цельной истории – все сюжетные кампании в игре коротки, на час-полтора, и умещают в себе ровно одну историю.
И кстати – титульный чернокожий боец, солдат Harlem Hellfighters, появляется на пару минут лишь в прологе. Вступление вообще довольно короткое, и призвано показать ничтожность жизни рядового солдата в адском месиве Первой мировой.
Другие кампании, конечно, содержательнее. И при общей простоте (что даже хорошо, чем меньше элементов в системе – тем сложнее ее сломать) каждая из них пытается острым альпенштоком воткнуть вам в голову какую-нибудь идею, будто бы играя во внежанровую литературу.
Вот первая история – о юном шофере, который пытается выжить во чреве танка Mark V, пока за бортом бушуют бои. За несколько заданий тут пытаются поговорить о долге и желании жить, и даже немного нагнетают именно тот дух, которым пропитана мрачная военная проза. Чуть позже мы наблюдаем конфликт наивного патриотизма и старческого цинизма, заваренного на своей и чужой крови – и все это под аккомпанемент Галлиполийской операции, главного фетиша австралийских милитаристов. Потом нам покажут еще один конфликт, но теперь – цивилизационный: османская бездушная машинерия против арабского быта, который «волшебная ночь, сказочный край», то есть – сквозь призму западного восприятия.
Насколько хороши эти истории? Я бы не назвал их безусловно отличными, а после Valiant Hearts: The Great War им и надеяться не на что.
Эти сюжеты складны, не лишены посыла, но вместе с тем – наивны: здесь герой меняет свои убеждения без какой-либо эволюции характера, а логика (даже военная!) нарушается не раз.
К счастью, Battlefield никогда и не претендовала на лавры сценарного мастерства. А за поисками истины вам дорога в Spec Ops: The Line: жаль, что прошло уж четыре года, и до сих пор боевики не шагнули дальше на поприще военной драмы. Когда уже, ну?
То ли дело сами приключения: будь на носу новая мировая война – они бы послужили мощным материалом пропаганды. Сначала – железный капут в роли экипажа Mark V, одного из лучших танков Первой мировой. Ни дом, ни целая деревня не остановят его, а желающих пустить его на лом, будьте уверены, хватит на целое кладбище. Воздушный бой, взятый у самих себя в Star Wars: Battlefront, только с дирижаблями и злыми зенитками. Штурм горной базы в стальном облачении и с во-о-о-от таким пулеметом.
DICE лихо тасует компактные и насыщенные событиями эпизоды, да еще и безупречно отрисованные – в качестве доказательств смотрите наши скриншоты. Я бы нащелкал их целый товарный вагон, если бы версия игры DirectX 12 позволяла себя скринить без танцев с бубнами.
Правда, в своем желании разнообразить одиночную игру DICE иногда подводит чутье. Только что вы рвали и метали, управляя танком, а теперь вас выгоняют оттуда и заставляют по-тихому резать бошей и ходить посреди ночи за свечами зажигания в оккупированную деревню. Вот вы закладывали виражи в небе, сбивая вражеские истребители, и дым, и вой пропеллеров, и голова кружится – и бабах! Полчаса выбираемся из тылов противника, захлебываясь грязью (хотя ночной пейзаж там шикарный, если вы ценитель декаданса). После массированной атаки турецкой высоты – захват форта в одно рыло.
А еще DICE не желает расставаться со стелсовым опытом, многие главы чуть ли не целиком посвящены скрытному прохождению. Если убить в зародыше мысль «это же Первая мировая, какой к дьяволу стелс?», то бесшумные подвиги даже доставят удовольствие.
О, еще постарайтесь не думать, как среди грохота орудий и ружейной стрельбы ваши жертвы слышат звяканье брошенной гильзы. Пусть будет милая глупая условность, каких в играх – бездна.
Важнее другое: Battlefield 1 меняет правила серии. Она играется совсем не так, как любая Battlefield вплоть до четвертой: детализация уровней плотнее, темпы – ниже.
Да и сам стиль боя изменился, пускай никто почти не заставляет сражаться в траншеях. В Battlefield появился элемент здорового безумия: разве это не сумасшествие – галопировать верхом на скакуне, свесив в сторону саблю? А нестись вперед навстречу смерти с винтовкой, выставив вперед штык-нож, с дикарским гортанным воплем (так, если что, выглядит рукопашная атака с разбегу)? Разбирать на камушки последний уцелевший на карте дом выстрелами из орудия бронепоезда?
Знаете, это весело. Но и немного пугает.
В преображение сетевой игры особый вклад сделали новые гости – дирижабли, дредноуты и бронепоезда. Последний в особенности: пускай он и лишен неуязвимости, зато способен прикрыть целый участок фронта. А главный калибр бронепоезда так вообще – артиллерийское орудие, сбивающее технику в другом углу карты. Правда, снаряд летит долго и его приближение можно заметить, но убойности это не мешает. На дредноут, к несчастью, мне пробраться так и не удалось – в начале раунда его выбирают так быстро, что и среагировать не успеваешь.
Изменилась роль танков: теперь это не быстроходные чудовища с кучей прибамбасов, а первобытные стальные коробки с неудобными углами обстрела. Их главная роль – поддержка пехоты и мобильное укрытие: почти за каждой бронемашиной вы непременно увидите кучку жмущихся друг к другу солдат.
По-новому воюют и самолеты. Либо роняют бомбы на головы всяким неудачникам, пока двое пассажиров пытаются в кого-нибудь попасть из бортовых орудий, либо охотятся за другими такими же хулиганами. На воде же шныряют легкие катера – аж с четырьмя пулеметными гнездами. Перебор? Battlefield 1 не знает никаких переборов!
К несчастью, залить ипритом всю карту в Battlefield 1 нельзя – даже в Verdun такое баловство ужасало сначала своего творца, а потом всех остальных. Газовые атаки в Battlefield 1 мимолетны, едва ли охватывают хотя бы дом, и не особо меняют картину боя. В противогазах нельзя прицеливаться, и все стреляют от бедра, но многие и так постоянно стреляют от бедра! А видимость падает чуть-чуть, от дыма и то гораздо хуже видно. Куда сильнее меняют облик карты обстрелы из крупного калибра, будь то танк, миномет или бомбы с самолета.
Почти нет в Battlefield 1 такого убежища, которое не разнесут до конца раунда. Собственно, ближе к его финалу и приходится то укрываться, лёжа за редкими обломками, то жаться к последним уцелевшим фрагментам стен.
А новый режим «Операции» чем-то напоминает окопную резню из Verdun. На вытянутых локациях расставлены парами контрольные точки, и одна армия наступает, другая – защищается. Между разными картами операции – короткие исторические брифинги, собственно, в этом и заключается единственное сходство с кампанией. Хотя нет – еще здешние бои куда более полярны, чем в остальных режимах сетевой игры, то есть вектор атака-защита имеет чёткое направление.
Враг – впереди, а сзади вряд ли кто-то подкараулит. В том числе и потому, что противники в секторе, где взяты обе точки, отмечаются маркерами – осторожный эквивалент расстрела из Verdun. Битва очень хорошо структурируется, что особенно упрощает жизнь новичкам – либо тем, кто не желает ловить спиной пулю спустя пять секунд после возрождения.
Вообще же сетевой геймплей в Battlefield 1 сильно разнится от режимов, карт и других особенностей. Так, в городских условиях он благоволит «кемперам» - потому что укромных мест во много раз больше, чем нужно, и каждую секунду (спасибо машинисту!) их делается еще больше. В песках «Имперской нефти» процесс приближает ко классическому Battlefield, требуя ловко прятаться за редкими объектами и куда большее внимание уделять всё-таки стрельбе, а не выбору позиции. Особенно мощный удар по старому геймплею нанес технический прогресс – а точнее откат. В Battlefield 1 удобные современные автоматы сменились примитивными полу- и автоматическими винтовками.
Снарядить игроков обычными винтовками DICE не решились (кроме разведчиков, но им еще и прицелы оптические достались), но и без этого темп огня понизился. А без привычных для современности наворотов вроде коллиматорных прицелов упала еще и дистанция боя, стычки чаще проходят после внезапной встречи в темном переулке, нежели на разных концах долины.
Ни могучие дредноуты, ни газовые облака не смогли бы сами по себе создать главное. Когда на сервере шесть с лишним десятков человек стреляют, колют, режут, бомбят и давят гусеницами – происходит убедительное погружение в сеттинг. На него работают и крупные элементы – марш-бросок под градом пуль к вражеской точке, когда каждый второй падает мешком; и мелочи, вроде перезарядки орудий, или когда стрелок на борту бомбардировщика перебирает в другое пулеметное гнездо. Прежде такого кошмара (в самом лучшем смысле) не было. После отчаянной обороны крепости Фао, когда вы с двумя товарищами десять минут лежали в воронке, не успевая считать взрывы над головой, ничего не видя от густого дыма, стреляя наугад в пустоту – вот тогда понимаешь, что Battlefield не зря перебралась на ржавые, но еще рабочие рельсы Первой мировой войны
Игры о Второй мировой войне избавлены от моральной дилеммы. С одной стороны фронта – абсолютное зло, одно из самых чудовищных государственных образований в истории Земли без права на жизнь. Призыв сражаться с ним – это не милитаризм. Другое дело – Великая война, которая лишь приумножила беды, обострила конфликты, развалила целые страны.
С моральной точки зрения любая игра о Первой мировой обязана хотя бы намекать – та война должна стать последней. Battlefield 1 же вопит: ЕЩЕ! ЕЩЕ! Больше колючей проволоки и воронок! Бомбы! Минометы! Три миллиона снарядов за пять часов! К Рождеству победим фрицев и поедем домой, ребята, пить эль и щупать девок!
Но так не бывает. Первая мировая началась с «маленькой победоносной войны». Вторая – с захвата беззащитной Польши. Для Battlefield 1 жуткие «лунные» пейзажи, разрытый грунт, обгоревшие остовы деревьев и горы трупов – скорее аттракцион ужасов, чем повод задуматься. А восхищение героизмом, техникой и умением воевать – настоящее. Это нисколько не умаляет достоинств Battlefield 1 как игры и как сетевого увеселения. Однако нам всем, как гражданам планеты и возможным солдатам Третьей мировой, следует крепко призадуматься.
Другие материалы о Battlefield 1
Статьи:
Новости:
- В DLC «Они не пройдут» нашли отсылку к мультфильму «Вверх»
- Все, что нужно знать о DLC «Они не пройдут»
- DICE анонсировала четыре DLC для Battlefield 1
- Игроки нашли одну из самых сложных пасхалок Battlefield 1
- Гифка дня: настоящий хоррор в Battlefield 1
- Конан ОʼБрайен в восторге от Battlefield 1
- EA превратит Battlefield в популярный киберспорт