Рецензия на Assassin's Creed Odyssey
Обновляемая рецензия. Что это значит?
Успеть с подробной рецензией к моменту падения эмбарго или ко дню релиза становится все сложнее. По очень разным причинам: порой игра получается настолько большой, что пройти ее за два-три дня попросту невозможно, иногда издатели не предоставляют профильным медиа ранние копии игр. В итоге страдают читатели — они не получает своевременные обзоры или же читает некачественные, в спешке написанные статьи. Чтобы компенсировать время на отработку релизов, «Канобу» вводит формат «обновляемая рецензия».
Мы поэтапно рассказываем об игре, постепенно дополняя обзор новыми блоками текста. Количество проведенного за игрой времени указывается отдельно. После полного прохождения мы выносим вердикт и ставим оценку, которая появится в материале после финального этапа рецензирования. Редакционная политика «Канобу» предполагает оперативное и максимально полное освещение поп-культурной повестки. Так, благодаря «обновляемым рецензиям» наши читатели смогут получить реальную информационную картину.
Что стоит почитать перед рецензией
- Во что превратилась Assassin’s Creed
- Релизный трейлер Assassin’s Creed: Odyssey
- Системные требования Assassin’s Creed: Odyssey
- Тест. Какой ты ассасин из серии Assassinʼs Creed?
- Тест. Какой ты пенис из Assassinʼs Creed Odyssey?
- Суть. Assassin’s Creed: Odyssey — отличный экшен про Древнюю Грецию
- Мифы Древней Греции в Assassin’s Creed: Odyssey
- Контекст. Древняя Греция в Assassin’s Creed: Odyssey
15 часов: прекрасная Эллада, морские сражения и варианты ответа в диалогах
В 2017 году Денис Майоров начал рецензию на Origins словами о том, что Assassin’s Creed, несмотря на все свои недостатки, отлично воссоздает сеттинги и эпохи — позволяет побывать то в Италии эпохи Возрождения, то в Англии времен промышленной революции, то в Париже в разгар великой политической трансформации. Я могу лишь эти слова повторить: отработка сеттинга была и, наверное, навсегда останется главным козырем серии.
Древняя Греция в Assassin’s Creed: Odyssey прекрасна, и ее создатели это знают — иначе как объяснить, что игра открывается сценой, в которой Икар, ручной орел главного героя, облетает остров Кефалиния, показывая все его красоты.
В этом смысле Эллада куда удачнее работает как сеттинг, чем тот же Египет: вместо пустыни и песка здесь огромные поля виноградников, раскинувшихся на склонах холмов, густые зеленые леса, по которым бродят волчьи стаи, живописные побережья, сдерживающие мощные волны прозрачного Эгейского моря, и безупречная античная архитектура.
В этот мир влюбляешься, даже когда просто ходишь по живописному крохотному начальному острову, а уж когда тебе дают собственный корабль, и ты выходишь в буйное открытое море, сомнений вовсе не остается — это самая красивая Assassin’s Creed в мире.
И да, морские сражения в ней играют роль гораздо более важную, чем в Origins. Все-таки Древняя Греция — это в том числе и множество небольших островков, раскиданных по всему Эгейскому морю, так что перемещаться по воде в Odyssey предстоит чуть ли не чаще, чем по суше. Все, что надо, чтобы в самое сердечко поразить поклонников Black Flag, здесь есть — своя трирема «Адрестия», возможность ее всячески улучшать, набирать команду, грабить торговые суда, устраивать масштабные разборки среди высоких волн. В общем, при желании вы можете стать древнегреческим пиратом, и никто вам за это ничего не сделает.
Хотя, наверное, сделает — если вы слишком уж начнете буянить. В «Одиссее» работает система наемников, и это что-то вроде звездочек полиции в GTA. Когда вы начинаете без разбора и на глазах мирных жителей убивать людей и воровать их имущество, грабить мирные суда, топить торговцев и в целом вести себя некрасиво, за вашу голову назначают награду и высылают за вами опасного наемника, который сам по себе перемещается по Греции и реально вас ищет. И чем выше уровень разыскиваемости, тем больше охотников за головами за вами отправят. И самое крутое, что даже будучи законопослушным греком, этих наемников можно встретить в каком-нибудь городе — они вроде как живут собственной жизнью, ходят там по своим делам и ждут нового заказа.
Вся эта история с наемниками — пожалуй, единственный элемент (по крайней мере, пока), делающий мир Assassin’s Creed: Odyssey живым. Все остальное — лишь декорации: распорядок дня NPC, поведение персонажей, ставших свидетелями преступлений, жизнь в городах и на фермах, бандитские лагеря в лесах и горах — ничто из этого не выдержит даже минимальной проверки. Максимум местной симуляции жизни — это когда NPC и враги ночью идут спать, а днем просыпаются и возвращаются к своим позициям в игровом мире. Это выглядит именно как симуляция — простейшая, явная, грубая, выбивающая из атмосферы, созданная по книжке «Как сделать RPG в 2000 году».
Серьезно, это даже не уровень первых двух Gothic — мир Assassin’s Creed: Odyssey слишком уж условный и «декоративный», чтобы называть эту игру ролевой. Кажется, будто Ubisoft посмотрела, что точно должно быть в RPG, и добавила это все и такая: «Вот, теперь это ролевая игра». И ведь правда! Открытый мир есть, диалоговая система тоже, как и сотни побочных квестов, даже ваши решения на что-то вроде бы влияют. И плевать, что мир — это просто красивая локация, в которой нет жизни, что варианты выбора в диалогах никакого выбора в себе не несут, что половина побочных квестов — это зачистка бандитских лагерей, и что последствия принятых решений на основной сюжет не влияют (опять же, по итогу 15 часов). ДОЛЖНО ЖЕ РАБОТАТЬ!
Не работает. Хорошо, буду честен до конца: за то время, что я наиграл в «Одиссею», мне припомнили лишь одно мое решение — оставить в живых больных жителей острова. Через 10 (!) часов я узнал, что из-за этого весь остров охватила болезнь. Я сразу же прыгнул в «Адрестию» и помчался туда… нашел ли я там какой-то нибудь квест по поиску лекарства, например, как думаете? Нет, черт возьми — этот остров как стоял дубовый, так и стоит до сих пор, там только визуальный фильтр сменился, и теперь все выглядит желто-коричневым — болезнь бушует типа. Может быть, еще через 10 часов мне и предложат задание, с этим связанное, но это все равно не превратит «Одиссею» в RPG.
Еще один пример — война. Вообще-то в 431 году до нашей эры, когда происходят события игры, началась Пелопоннесская война, кровопролитное сражение между двумя крупнейшими греческим полисами — Афинами и Спартой. И так как главный герой — наемник, воевать он будет, я предполагаю, на той стороне, которая больше заплатит — опять выбор, понимаете, да? Тут два момента. Во-первых, я предполагаю, потому что пока мне дали вписаться только за Спарту и ослабить силы Афин, уничтожив припасы и убив одного из управленцев. Во-вторых, на что именно это повлияет, я не до конца понимаю — потому что война закончилась победой Спарты, я знаю, в интернетах читал.
Тем не менее «военная» механика в игре есть, и она потенциально крутая — перед большим сражением, в котором принимает участие и главный герой, надо ослабить силы противника, выполнив несколько квестов. Если однотипные задания по уничтожению провизии и убийству менеджеров вскоре не наскучат, то Assassin’s Creed: Odyssey можно будет назвать одной из лучших ролевых игр в мире! Ладно, шучу — нельзя будет, конечно.
Хотя бы потому, что… вы видели третьего «Ведьмака» вообще? Именно на него ориентируется Ubisoft, и это очевидно. Если добавить в диалоги варианты ответа, а на огромную глобальную карту — много знаков вопроса, подсвечивающих «места интереса», новейшие Assassin’s Creed не превратятся в RPG. Им пока не хватает жизни и глубины проработки — хотя, опять же, с точки зрения декораций мир Odyssey проработан великолепно. В Велене можно было выполнять десятки увязанных между собой заданий, менять мир своими действиями, жить в нем и следить за процессами, которые в нем протекали вне зависимости от Геральта. На Кефалинии можно только уничтожить несколько бандитских лагерей и полюбоваться природой.
И пусть Assassin’s Creed: Odyssey не очень удачная RPG, зато это великолепный экшен, который в некоторых моментах превосходит того же «Ведьмака». По новой игре хорошо видно, что авторы вроде бы хотят двигаться в сторону ролевой игры, но при этом даже не думают хотя бы минимально жертвовать ключевыми механиками — боевой системой и стелсом. До сих пор в «Одиссее» каждое задание заканчивалось махачем — ведь Ubisoft слишком гордая, чтобы предложить мирный квест, в котором минут пятнадцать можно только болтать с NPC. Почему бы тогда просто не признать, что это экшен в открытом мире, с диалогами и побочными квестами?
30 часов: самый харизматичный герой серии, поверхностные диалоги и бесконечные форпосты
Кассандра — самый крутой главный герой Assassin’s Creed. Причем именно Кассандра, а не Алексиос — за кого из двух персонажей играть, выбираешь в самом начале, но я не вижу ни одной причины не играть за озорную и совершенно безбашенную наемницу. Особое удовольствие наблюдать за ней в диалогах — она грязно ругается и много шутит, всегда находит что сказать, и лучше всего это видно в разговорах с хитрым Сократом.
Я понимаю, что диалоги для двух главных героев написаны одни и те же, но почему-то именно Кассандра воспринимается как персонаж, под которого их писали с самого начала. К тому же свою роль, очевидно, играет ее приятная внешность и задорный акцент (если играть с английской озвучкой). Пожалуй, впервые после второй части, где появился Эцио, Assassin’s Creed обрела по-настоящему харизматичного главного героя.
Впрочем, как Ubisoft не смогла превратить серию в ролевую игру, так и нормально раскрыть героиню у нее не получилось. И это еще одно подтверждение тому, что «Одиссея» — в первую очередь экшен про спартанскую наемницу, а никакая не RPG. Тем не менее где-то на двадцатом часу игра заваливает псевдоролевыми механиками, а количество ВСЕГО в ней вырастает до каких-то невероятных значений. Это касается и диалогов, через которые в серьезных ролевых играх чаще всего и принято раскрывать главных героев — но только не в Assassin’s Creed: Odyssey.
В Assassin’s Creed: Odyssey диалоги, как и все прочие «ролевые» элементы, не работают так, как должны. У вас не выйдет толком разговорить персонажа, поболтать с ним хотя бы минут семь, узнать от него что-то о мире, в котором происходят события игры, понять его мотивы, узнать больше о характере других героев — иначе говоря, не выйдет в полной мере воспользоваться диалоговой системой, которая есть не для какой-то конкретной цели, а просто зачем-то.
Выше я написал, что за Кассандрой круто наблюдать в диалогах, и это правда — здесь речь идет о фразах и формулировках, которыми общается героиня. Этими же фразами и формулировками она могла бы легко общаться и в обычных роликах и кат-сценах, но авторам обязательно надо было прикрутить систему диалогов с вариантами ответа — RPG же! В результате все эти варианты выглядят как порезанный на несколько коротких предложений заскриптованный диалог. Вот так примерно:
- Я ищу женщину, бежавшую из Спарты много лет назад!
- Ответ собеседника.
- И куда же она направилась?
- Ответ собеседника.
- А как назывался тот корабль?
- Ответ собеседника.
- Спасибо.
Это прямолинейный диалог, в котором все фразы четко следуют друг за другом, просто в Odyssey — ничего себе! — вы можете САМИ кликать на реплики главной героини. И так устроены 90% диалогов в игре. Разумеется, есть исключения — например, те же беседы с Сократом, но даже в них прослеживается прямолинейная структура подачи.
Особенно смешно в этом смысле выглядят любовные похождения главной героини. Чаще всего перед тем, как затащить кого-нибудь в постель, случается такой диалог:
- Давай?
- Давай!
Иногда между этими репликами возникает побочный квест, посвященный зачистке бандитского лагеря или убийству того, на кого укажет возлюбленный/возлюбленная. Самое важное, правда, затем скрывают за черным экраном или забавной кат-сценой, никак не относящейся к самому процессу.
Куда уж до такого уровня какому-нибудь Mass Effect, в котором романтические отношения надо выстраивать на протяжении десятка часов!
И здесь мы снова возвращаемся к тому, что Assassin’s Creed: Odyssey нельзя рассматривать как RPG, иначе она начнет рушиться. Новая игра — это экшен, для которого даже столь поверхностная диалоговая система — откровение. Круто же, я всего-то изменил контекст обсуждения и уже хвалю диалоговую систему!
Как экшен Odyssey и впрямь стоит хвалить — благодаря особым навыкам героя драться в ней невероятно весело. Пинок со скалы в лучших традициях «300 спартанцев», сокрушительные удары по площади, эффектная ульта, во время активации которой Кассандра подбрасывает врагов в воздух и потом изо всех сил обрушивается на них с клинком. Здорово, в общем — и зрелищно.
И недостатка в сражениях нет — но это скорее минус. В том смысле, что новая Assassin’s Creed — все еще игра Ubisoft, в ней необъятный открытый мир с тысячей знаков вопроса, под которыми скрываются бесконечные форпосты и бандитские лагеря. Но лучше уж это, чем унылые диалоги и беготня по безжизненному миру.
65 часов: утомительный гринд, пустая трата времени, великолепная работа художников и окончательные впечатления
Assassin’s Creed: Odyssey легко возненавидеть, особенно если играть в нее в спешке, стараясь закончить как можно скорее (потому что впереди еще ковбои и Дикий Запад, например). Игра просто не даст этого сделать: рано или поздно герой упрется носом в гриндволл и примется погибать от пары ударов, нанесенных врагом на два-три уровня выше.
Проблема с навязанным гриндом опыта в «Одиссее» действительно есть — пройти только сюжет не выйдет, потому что иногда появляются квесты, требующие от персонажа прокачаться еще на несколько уровней, и потому приходится отвлекаться от основной истории и браться за дополнительные задания.
На Западе после релиза игры вообще писали, что дойти до финала без помощи микротранзакций и бустеров опыта, которые можно купить за реальные деньги во внутриигровом магазине, невозможно, но это, к счастью, не так — я завершил основной сюжетный квест своими силами. Хотя гриндить пришлось, и главная проблема здесь в том, что отыскать реально интересные побочные квесты в «Одиссее» невероятно сложно. Даже те задания, что в теории могли бы увлечь своей историей (кровная вражда, предсказание великих бед, прогноз землетрясения близ Афин), оборачиваются скучнейшей зачисткой очередного форпоста или позорным для величайшей воительницы поручением доставить какое-нибудь письмо.
За 65 часов мне встретилось от силы пять по-настоящему интересных сторонних заданий, которые с тем же успехом могли появиться и в настоящей ролевой игре, но все они ждали меня на мелких островах Эгейского моря — при меньшем везении я упустил бы и эти квесты. Не исключено, кстати, что где-нибудь еще в Assassin’s Creed: Odyssey спрятаны другие крутые сайды, но это уже проблема Ubisoft, не моя. Первые 30 часов я честно зачищал каждую область игрового мира на 100%, выполнял там абсолютно все задания и активности, а потом надоело и я просто пошел по сюжету. Если авторы хотели спрятать от игроков интересный контент после первой половины, то у них, судя по всему, получилось.
Впрочем, сомневаюсь, что идея была именно в этом. Правда в том, что «Одиссея» — необъятных размеров игра-сервис, призванная развлекать вас одними и теми же незатейливыми вещами на протяжении как минимум нескольких месяцев, а лучше — ближайшего года. Разработчики этого не скрывают, и тут вопрос лишь в том, нравится ли вам формула открытого мира Ubisoft или нет. Я, признаться, не вижу в ней ничего хорошего, потому что созданные по такой формуле игры не слишком заботятся о вашем времени — и мне придется расценивать это как неуважение к игрокам.
Часов десять из тех шестидесяти пяти, что я провел в «Одиссее», были потрачены буквально на ничто. Это и бессмысленные графоманские диалоги, которые легко можно было порезать на кат-сцены или вообще убрать из игры, и бесконечные однотипные задания — порой сюжетные! — по зачистке форпостов, и нечеловечески долгие загрузки при использовании быстрого перемещения.
Моя личная драма — огромные пространства великолепной Древней Греции, которые придется преодолеть самому, прежде чем открыть точку для быстрого перемещения. И чтобы добраться из Лаконии, скажем, в Македонию, предстоит потратить пятнадцать минут, за которые ничего не произойдет — пустая трата времени. И нет, это не имеет ничего общего с подходом Rockstar в RDR 2, где вся игра завязана на том, чтобы сделать подобную рутину интересной, или с подходом Warhorse в Kingdom Come, которая делает ставку на реализм, из-за чего в Deliverance после долгого пути реально хочется уже наткнуться на корчму и заночевать в ней. Assassin’s Creed: Odyssey тратит ваше время на долгие перемещения по миру просто потому что.
Я понимаю, что Ubisoft хочется похвастать масштабами, но это говорит только о том, что авторы, в общем, сами не до конца понимают, что с этими масштабами сделать, кроме как утыкать их сотней знаков вопросов, под которыми скрываются ненавистные форпосты. Мир «Одиссеи» безумно красив, по нему приятно гулять, но лишь в первые десять — может, двадцать — часов, видно, что художникам было на него не наплевать (увы, только им), но это самое бездарное использование ресурсов в истории. В Ubisoft работают десятки талантливых людей, и все они вынуждены выстраивать угнетающе большие декорации, в которых компания не хочет (или не может) сделать проработанную и глубокую игру.
Именно поэтому важно играть в Assassin’s Creed: Odyssey так, как это задумано разработчиками — долго и короткими сессиями. Только в этом случае вы будете с радостью возвращаться в запредельно красивую Элладу, не устанете от повторяющихся квестов, не станете спешить к финалу, посвятив больше времени исследованию мира, и, может быть, найдете гораздо больше интересных побочных заданий, тщательно спрятанных авторами.
Ubisoft с «Одиссеей» делает очень робкие и неуверенные шаги в сторону RPG — и пока компания идет не в ту сторону. Вполне возможно, что к следующей игре уже нельзя будет предъявить тех же претензий — не зря же в 2019 году мы останемся без новой Assassin’s Creed. Очень хочется назвать будущую часть настоящей ролевой игрой — ведь если серия окончательно превратится в насыщенную RPG, от этого все только выиграют.
А как по технической стороне?