Рецензия на Ashen
Изначально текст опубликован в рамках все того же цикла «30 главных игр 2018», но с тех пор я наиграл в Ashen еще больше десятка часов, значительно расширил оригинальный материал и определился с оценкой.
В первую очередь, Ashen заимствует у серии Souls самые базовые вещи. Построенная на таймингах и выносливости боевая система с рывками и кувырками — один в один Bloodborne. Значительная часть лора раскрывается через описания предметов, которые, правда, всегда расширены цитатами персонажей, но это дополнение устои не переворачивает. Условные «души», выпадающие из врагов, в качестве валюты — тоже на месте, как и аналоги костров и эстуса. А еще многие персонажи говорят не спеша, вкрадчивыми голосами, сплетая вместе намеки вместо того, что выдать информацию прямо. Перечислять можно долго, но в этом нет никакого смысла — все вы прекрасно знаете, что такое Souls.
Что гораздо важнее: Ashen успешно и аккуратно заимствует общий вайб «душ» — это снова история о противостоянии света и тьмы. Только в более буквальном смысле — тьму (которая здесь, скорее, аналог бездны) в Ashen рассеивает не огонь, как в Dark Souls, а именно свет, испускаемый птицей-богиней Пепельной. Давным-давно она наполнила миры собственным светом, а затем ослабла, состарилась и погибла. Три ее последних вздоха стали «золотыми» эпохами и после воцарилась тьма. Общая философия Ashen понятна: свет — это добро, но не абсолютное, не всегда и не для всех. Однако и тьма, какой бы губительной она ни была, — не зло по определению, она была здесь всегда, задолго до того, как прилетела Пепельная. Тьма — начало и будет всегда: в мире и в людских сердцах. Потому что люди — дети Гефны, способной плавать в самых темных уголках вселенной, а значит, человечество всегда несет в себе частичку тьмы. Наверное, поэтому в темную эпоху люди не исчезли — рассеялись, деградировали, потеряли свой великий город Латирий, но остались жить.
Ashen — это история о противостоянии тьмы и света. История практически сгнившего, разрушенного мира, все жители которого превратились в паразитов на теле разлагающейся вселенной. История, вдохновленная не только сказаниями о Лордране, но также восточной и скандинавской мифологией, а потому во многом самобытная и запоминающаяся.
Но если в Dark Souls рассвет был мифическим, недостижимым, то в Ashen наоборот — эта вселенная уже пережила свои самые темные дни и потихоньку возрождается. Пепельная вот-вот восстанет на останках собственного истлевшего тела. Помочь ей в этом должны как раз мы — свету нужна защита. Потому что старшие темные, набравшиеся сил на первом вдохе богини, желают окончательного воцарения эпохи тьмы.
Главный символ возрождения — приют бродяги, заброшенная деревня, которую герой зачищает и делает своей базой в самом начале. Это наш Храм Огня, сюда будут стекаться все персонажи, здесь мы будем хранить вещи, улучшать снаряжение, варить зелья и прокачиваться. Чем дальше по сюжету — тем сильнее деревня меняется. Она наполняется жизнью, растет, лачуги превращаются в красивые дома из белого камня и даже редкие жители-оборванцы преображаются и находят надежду. Вот это уже совсем на Dark Souls не похоже!
Правда, потом ты спускаешься в древнее подземелье, где все еще жива настоящая Тьма — вот тут-то начинаешь ощущать, что старые шрамы этого мира никуда не делись и готовы вскрыться. И помните — Мировое Древо корнями уходят в глубочайшие недра, куда не единый лучик света не проникал никогда.
Много и других различий — иногда положительных, иногда не очень. Оружие, например, в игре однотипное, отличается скоростью, размерами и… в общем-то все. Не важно, с чем именно проходить игру, главное — вовремя боевое орудие прокачивать. И, нужно сказать, на поздних этапах очень не хватает уникальных ударов и связок — боевая система понемногу утомляет монотонностью. Dark Souls только казалась двухкнопочной, на деле она была настоящим слэшером. А в Ashen еще и сложность неровная: иногда она падает настолько, что и ребенок пройдет, а иногда взлетает до небес — дойдете до локации «Усадьба Матриарха», поймете о чем я. Хуже только финальный босс.
Также в Ashen вас почти всегда будет сопровождать напарник — это может быть как живой игрок, так и ИИ. Во втором случае придется тяжело. Дело не только в тупости соратника, но и в том, что иногда он просто зависает и стоит на месте — а ведь тут есть места, которые в одиночку просто невозможно пройти! Да и в целом расположение и количество врагов подталкивают к кооперативу, прохождение в одиночку — отдельный уровень хардкора.
Все это с одной стороны. С другой, в Ashen потрясающие локации — огромные карты, которые открываются линейно, но зато каждая в отдельности — просто океан секретов. Местный аналог Анор Лондон вообще сделан настолько хорошо, что игра осталась бы интересной, будь это вообще единственный ее уровень. Впрочем, придраться можно и тут, потому что исследовать мир хочется, находить тайные тропы приятно, но материально игра за любопытство поощрять не умеет. Уникальная броня и оружие — редкость, даже в самых укромных уголках чаще всего находятся банальные ресурсы для прокачки оружия.
А вот с лором и сюжетом в целом разработчики поработали превосходно — тайны Ashen притягивают, в устройстве ее мира интересно разбираться, а философию — впитывать. Здесь не слишком много действующих лиц, но история каждого вашего спутника детально выписана и по-своему трогательна — как в лучших ролевых играх.
Прогрессия тоже устроена иначе — она сильно проще, нежели в Dark Souls, но и в изяществе ей не откажешь. Обменять«души» на повышение характеристик в Ashen нельзя. Да и основных параметров всего два — здоровье и выносливость. Чтобы их повысить, нужно выполнять задания — второстепенные и сюжетные (их тут поровну) — а так же искать потерянные перья Пепельной, раскиданные по миру. Остальные параметры, вроде скорости восстановления выносливости или показателей защиты, настраиваются с помощью снаряжения, зелий и талисманов, которых можно навесить на себя аж пять штук. Все устроено так, чтобы дотошный игрок мог максимально настроить героя под себя и в любой момент поменять «билд» под ситуацию. Если не хочется — пожалуйста, герой становится сильнее по мере прохождения сюжета, а новое, более мощное снаряжение нет-нет да и попадается на главном пути.
Ну и на верхушке всех достоинств игры — ее визуальное исполнение. Посмотришь одним глазком — вроде, обычное «полигональное инди» (явление не менее редкое, нежели инди «пиксельное»). Но не ведитесь — попробуйте сами. Когда все это простые формы оживают в мягком свете и приглушенных цветах, эффект получается необыкновенный. Игра на самом деле наполнена точечными деталями, на фоне которых безликие персонажи (у них буквально нет лиц) смотрятся особенно потусторонне, что атмосфере только помогает.
Здесь же — задвинутая на фон, но не теряющаяся атмосфера мрачной восточной сказки. Без джинов, но с аутентичной архитектурой, коврами и музыкой. Не самый затасканный сеттинг, который в Ashen и с более привычным фэнтези удачно перемешан.
Ashen не просто повторяет формулу Dark Souls, а миксует ее заново, со своим уникальным видением. И если Nioh переосмысливала боевую систему, то Ashen сосредотачивается на вселенной и атмосфере. Получается очень хорошо. Она немного затянута, а сражениям не достает глубины, но это все равно один из лучших последователей Souls-серии. В 2017 году я поставил The Surge (2017) восьмерку, но если бы она вышла после Ashen, требования к ней были бы гораздо более высокие.
уже давно начал бы, но обязательный напарник отпугивает