Мнение: экранизация Tomb Raider ухитрилась сделать НЕ ТАК практически все. Невелика потеря
Экранизации игр, как правило, не пытаются дословно повторить первоисточники. Те из них, что считаются неплохими, пытаются хотя бы передать дух оригинала, его идею; пытаются отразить то, что важно.
Например, в Mortal Kombat 2, на которой отчасти основывалась первая экранизация, был не только жестокий мордобой, но и запоминающийся, уникальный сеттинг – и фильм очень хорошо подчеркивал диковинность потустороннего мира, где проводился турнир. И таким образом была сохранена атмосфера игры, ее суть.
Tomb Raider (2013) и его экранизацию с Алисией Викандер в главной роли тоже объединяет сеттинг и общая фабула: юная и неопытная Лара Крофт оказывается на полном культистов острове погибших кораблей и останавливает возвращение в этот мир древней японской царицы Химико, попутно осознавая свое призвание расхитительницы гробниц. Однако абсолютно все детали, все нюансы в игре и фильме оказываются совершенно разными.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
В игре суть происходящего с героиней в полной мере описывалась бессмертной фразой Адама Дженсена – I never asked for this. Лара оказалась жертвой обстоятельств, которые буквально не оставили ей выбора. В фильме же она раз за разом сама лезет в пекло, несмотря на то, что отец ее заранее предупредил, что ей придется иметь дело с международными культистами и древней королевой: «вот такая я Крофт». Ввиду этого фильм очень слабо подходит теме становления героини.
В игре главной мотивацией Лары (после выживания) было спасение близких: ради Сэм она была готова пройти через такое, что многие стали предполагать, что Сэм для Лары была больше, чем просто подругой. В фильме у нее мотивации словно и нет: приехав на остров за отцом, она быстро его бросает, идет освобождать рабов, потом заключает перемирие с культистами и лезет исследовать гробницу, в которой лично она вообще ничего не забыла.
В игре Лара – археолог, и именно научный интерес привел ее на Яматай. Хотя поначалу подобные приключения и вызывают у нее отторжение (многие подчеркивали, насколько иронично в игре под названием Tomb Raider слышать от героини фразу I hate tombs), в финале она понимает, что рисковать жизнью в поисках нераскрытых тайн – ее призвание. В фильме Лара не просто не археолог – она посещает единственную гробницу за компанию с Матиасом (откуда ничего даже не выносит на память) и больше об усыпальницах древних королей и артефактах даже не вспоминает. Финал картины говорит нам лишь о том, что героине понравилось убивать, и она нашла для себя подходящее оружие и живые мишени.
В игре Лара тяжело переживает свое первое убийство, она обсуждает его со своим наставником, и даже от последующих врагов она отстреливается с криками «отстаньте от меня». В фильме ее первое убийство поставлено достаточно хорошо – видно, что ей это дается нелегко – однако она об этом забывает сразу же после этого, как только видит отца. И в следующей экшен-сцене Лара уже не панически защищающаяся жертва, а агрессор – глазом не моргнув, она всаживает стрелы в подопечных Матиаса. У Лары из фильма нет рефлексии, она не проявляет даже базового минимума человеческих качеств.
В игре Лара очень много страдальчески вздыхала и кричала. Лара в фильме же куда более стоически терпит боль: охов и вздохов тут меньше в разы, проткнутый бок кажется чуть ли не пасхалочкой и мгновенно забывается.
В игре мы узнавали о мирной жизни Лары обрывками, опосредованно: игра начиналась фактически уже на острове и заканчивалась на отплытии с него. В фильме же куча времени отводится на то, чтобы показать нам, как Лара, например, работает велокурьером. Никто из персонажей, с кем она так мило улыбалась и обменивалась репликами в Лондоне, не имеет для сюжета никакого значения, и Лару мы из этих диалогов глубже не узнаем.
В игре все персонажи делились на культистов и друзей Лары, потерпевших кораблекрушение вместе с ней. В фильме же она приплыла на остров с фактически незнакомым китайцем, а культисты активно используют рабский труд… еще пары десятков незнакомых китайцев. Никакой «химии» между ними и Ларой и быть не может, и в готовность ее товарища пожертвовать собой ради ее побега поверить сложно (как и в то, что после такого Матиас оставил его в живых).
В игре, как и во всех частях Tomb Raider, большую роль играла мистика. Яматай охранялся магией, Химико планировала вернуться в мир живых через обряд переселения душ. В фильме вся таинственность была разоблачена в финале, когда оказалось, что тайна Химико – в том, что она была заражена страшной болезнью (но при этом сама была к ней иммунна). Болезнь, впрочем, не передается воздушно-капельным путем (тогда чего ее бояться?) и волшебным образом оживила труп – но такое довольно привычно для дурацких блокбастеров.
И что же в итоге? Сделали ли все эти расхождения фильм лучше или хуже? На мой взгляд, хоть фильм и уступает игре, потеря невелика: сюжет первоисточника был не то чтобы ценным и важным. Игра, впрочем, могла порадовать геймплеем, чего фильм лишен по определению. Зачем его тогда смотреть и зачем вообще его было снимать – мне, честно говоря, непонятно.
Больше о «Tomb Raider: Лара Крофт»
- Почему вам стоит посмотреть «Tomb Raider: Лара Крофт». Наше мнение с пресс-показа
- Тест: побывала там Лара Крофт или нет?
- Актрисы, которые лучше подошли бы на роль Лары Крофт (галерея)
- Как страдала кинофраншиза до фильма с Алисией Викандер
- Первые отзывы критиков на «Tomb Raider: Лара Крофт»
- Версус. Кто лучшая Лара Крофт? Сравниваем Алисию Викандер и Анджелину Джоли
- Что не так в новой экранизации — сравнение с игрой