5 худших фильмов 2020. 5 место. «Я подумываю со всем этим покончить» — смелая форма плохой истории
Сегодня мы называем 5 место в нашем топе худших фильмов. Как обычно, мы не брали в этот список заведомо плохие картины — таких релизов в 2020 было предостаточно, несмотря на пандемию.
Не ждите от нашего списка «Капоне» или «Новых мутантов». Вместо этого мы называем фильмы, у которых был самый большой потенциал, на которые мы возлагали самые большие надежды. И чем выше в топе, тем сильнее было разочарование.
Не забываем подводить свои итоги: выбираем худший фильм года в конце материала.
Уж не знаю, думал ли Чарли Каумфан, создавая свой замечательный сценарий к фильму «Адаптация» (2002), что когда-нибудь превратится из главного героя-сценариста в его брата-конъюктурщика. Если помните, выдуманный Дональд Кауфман в этой картине работал над триллером, в финале которого выясняется, что все роли — и жертвы, и сыщика, и убийцы — это аспекты личности одного и того же человека.
С тех пор в Голливуде успели на полном серьезе снять несколько жанровых фильмов с таким сюжетом. В «Я подумываю со всем этим покончить» (Iʼm Thinking of Ending Things) Кауфман попытался реализовать эту же идею в форме максимально претенциозного, 134-минутного артхауса.
В итоге получилось странное — видно, что кино писал и снимал невероятно талантливый человек (книга, кстати, в основе тоже далеко не бездарная). Но смотреть его не хочется уже после первых 4 минут.
Самое сильное, что есть в картине — это практически бесконечная сцена, в которой главные герои (два Джесси — Племонс и Бакли) едут в машине по занесенной снегом дороге, ничего не видно и разговор не клеится. Все туже закручивается основная пружина напряжения — героиня хочет разорвать отношения с героем, который предвкушает ее встречу со своими родителями…
Собственно, у меня бы не было особых претензий к фильму, если бы эта сцена длилась все два с лишним часа. Написано, снято и сыграно все превосходно, авторское высказывание вполне понятно. Но потом герои оказываются в доме родителей — и там начинается откровенно экспериментальное кино. В переходах между сценами Кауфман использует совершенно гениальные приемы. Отдельные моменты отдают какой-то совсем потусторонней жутью, трудно вспомнить другой фильм, в котором так передавалась бы атмосфера даже не кошмарного сна, а бессвязного бреда, явного продукта распадающегося разума (это, если что, комплимент).
И даже этим Кауфман не ограничивается — когда герои едут домой, происходящее еще более дезинтегрируется во времени и пространстве. Такое кино раньше не снимали по одной простой причине — от него устаешь, эксперимент не подменяет собой хороший нарратив, нужно, чтобы что-то работало и приковывало внимание зрителя, если хочешь продавать ему самолюбование, самоцитирование и прочее вечное сияние чистого разума.
В первом отрезке фильма такой сюжетный стержень есть — скрытый конфликт между героями. Дальше им пришлось пожертвовать ради техники подачи истории — как и героями в целом.