30 лучших игр 2015 года: Until Dawn
Успеха в жанре хоррора можно добиться двумя способами: через гениальность или через профессионализм. Гении-первопроходцы — вроде Уэса Крэйвена с «Кошмаром на улице Вязов», Хидео Накаты со «Звонком» или Скотта Коутона с Five Nights at Freddy’s — делают вещи, пугающие в первую очередь своей новизной. Их работы остаются с вами после того, как гаснет экран, заставляют сидеть со включенным светом и вздрагивать при неожиданных звуках, награждают всяческими страхами и фобиями…
Until Dawn — игра, после которой вы спите крепким безмятежным сном. Сценарий к ней писали не гении, а профессионалы — продюсеры и сценаристы Грэм Резник и Ларри Фесенден, соратники довольно известного хоррор-мейкера Тай Уэста. Здесь нет ничего нового или оригинального, и в оригинале на PS3 разработчики из Supermassive Games вообще задумывали Until Dawn как пародию на хорроры в духе «Очень страшного кино». Игра использует два самых древних страшных сюжета в истории человечества — монстр в пещере и маньяк-убийца среди своих — которые были с гораздо большим успехом реализованы в «Спуске» Нила Маршалла и «Десяти негритятах» Агаты Кристи. Если Until Dawn и способна вас вспугнуть, то это будет самый дешевый «скример»: бу, Эшли!
Но профессионализм в хорроре куда важнее желания напугать. История Until Dawn написана и реализована с огромным мастерством, любовью к жанру, знанием и пониманием его законов. Если бы это было кино, то перед нами был бы крепкий гибридный слэшер, удостоившийся крайне пренебрежительных отзывов критиков, но не покидающий Blu-ray плееров и топов торрентов очередей Netflix в Канун дня всех святых. Я бы включил фильм «Дожить до рассвета» в свой личный топ 2015 года и оставил бы на него не менее хвалебный отзыв в какой-нибудь кинозаметке или «Мнении».
Но Until Dawn — не кино, а игра для PlayStation 4, и на рынке видеоигр ее просто не с чем сравнить. В этом ее уникальность и значимость, которые делают данный проект интересным не только для любителей хоррора. За всю историю индустрии у нас не было ни одной игры ужасов, сделанной профессиональными кинематографистами по всем канонам жанра. Первый Resident Evil, FMV-эксперименты вроде Phantasmagoria, современные инди вроде Slender или Amnesia: Memories — это все смелые любительские вылазки, не дотягивающиеся до уровня классики и не имеющие в своей основе того крепко сделанного механизма, который отличает не самые лучшие, но все-таки первоклассные представители жанра в кино.
Until Dawn — тщательно сконструированный парк хоррор-аттракционов, который атакует вас всеми известными жанру приемами: реднек-убийца, призраки, ловушки, мутанты, кровавая расчлененка, психология и психиатрия, ночные кошмары…
Это эксперимент из «Хижины в лесу» Дрю Годдарда и Джосса Уидона — только выбор средств уничтожения действующих лиц тут происходит не в подвале, а в сознании одного из героев. Как и в «Хижине в лесу», создатели играют грязно: на самом деле ваш выбор ни на что особо не влияет, а знание законов жанра ужасов не освобождает от ответственности. Допустим, вы посмотрели много слэшеров и знаете, что худшее, что можно сделать в случае, если за вами гонится маньяк в маске, это попытаться куда-то забиться. Нужно бежать, не оглядываясь и не останавливаясь! Но авторы Until Dawn посмотрели не меньше хорроров, чем вы сами: во второй половине игры именно такое поведение обусловит вашу гибель.
Чтобы довести до финала как можно большую горстку израненных девушек и юношей, нужны удача, жанровая эрудиция, хорошие рефлексы и готовность расписаться в собственном невежестве. Самонадеянность убивает столь же быстро, что и наивность. Я сумел спасти лишь четверых — и мне это стоило долгих минут мучительных раздумий и лихорадочного анализа всех известных мне ситуаций из тематических фильмов, от «Техасской резни бензопилой» до «Парка юрского периода». Кто-то смог спасти всю восьмерку, руководствуясь лишь интуицией и не ленясь обнюхивать каждую деталь каждой локации, — и тем самым доказал, что эксперимент у разработчиков получился успешным. А у кого-то погибли вообще все — и это тоже можно считать вполне закономерным завершением испытаний.
С чисто технической точки зрения Until Dawn выиграла от всех задержек при разработке и вложенных в итоге денег: это первая игра на PS4 (а может быть вообще на любой платформе), которую можно на полном серьезе сравнивать с фильмом… и это игра, которой это сравнение очень важно. Одно дело — имитировать операторские приемы Кубрика и Карпентера на бюджетном движке, другое дело — когда абсолютно реалистичная локация с живыми персонажами разворачивается перед нами в вертолетной панораме из «Сияния» или широком плане из «Хэллоуина».
Как и всякий хороший хоррор, Until Dawn рассчитана на просмотр максимально большой аудиторией. Трудно представить себе игру, более дружественную Twitch и YouTube Gaming: все очень грамотно разбито на главы, если кто-то пришел на середине стрима, то он может ознакомиться с кратким содержанием предыдущих серий в начале каждого эпизода. Самого стримера это может раздражать — пока он не поймет, что авторы игры избавили его от необходимости снова и снова пересказывать сюжет для аудитории.
Словно Конструктор из «Пилы», создатели Until Dawn потратили лучшие годы жизни на подготовительную работу: и теперь уже неважно, сумеем ли мы вовремя снять с себя грозящее разорвать нам самооценку устройство или нет… и зрители, и создатели в любом случае останутся в выигрыше.