Жестокий постапокалиптик от режиссера «Паразитов». Рецензия на «Сквозь снег» Пон Чжун Хо

Алексей Егоров
«Сквозь снег» (Snowpiercer) во всем мире вышел в прокат еще в 2014 году, но до России фильм добрался только в январе 2020 — на волне успеха «Паразитов», которых снял тот же режиссер, Пон Чжун Хо. Это постапокалиптическая антиутопия о промерзшей насквозь Земле, где остатки человечества заперты в поезде, который ездит кругами по заснеженному миру. Картина получилась неоднозначной, но просмотра вполне достойна — разумеется, если вы найдете кинотеатр, в котором ее показывают.
Рецензия на «Сквозь снег» | Канобу - Изображение 5799

Завязка у фильма проста — на волне борьбы с глобальным потеплением многие страны мира решают распылить в атмосфере химикат под названием CW-7, который должен был замедлить парниковый эффект. Все пошло не так, и вместо потепления планету накрыл новый ледниковый период.

Спаслись по версии фильма только те, кто оказался на борту огромного сверхсовременного поезда, предназначенного для кругосветных путешествий. Разумеется, ни о каком социальном равенстве в поезде речи не идет. Пассажиры вагонов первого класса здесь — привилегированное меньшинство, а в хвостовых вагонах в нечеловеческих условиях ютятся бедняки, ожидаемо недовольные таким положением.

И все это продолжается уже восемнадцать лет. Поезд летит через снежную пустыню, богачи жируют, а бедняки еле сводят концы с концами. И бунтуют.

Несколько раз по поезду прокатывались восстания, и каждый раз охрана поезда топила эти восстания в крови. На момент событий фильма напряжение достигло очередной точки, поэтому предводители бедняков в лице старика Гиллиама (Джон Херт) и молодого человека по имени Кертис (Крис Эванс) планируют очередное восстание. Цель бунтовщиков проста — добраться до первого вагона, где живет владелец поезда, железнодорожный магнат Уилфорд (Эд Харрис), и захватить власть. Спусковым крючком бунта становится внезапный рейд «властей» поезда, которые забирают в передние вагоны нескольких маленьких детей. После этого люди дожидаются следующей раздачи еды и начинают очередной переворот.

А дальше идет отлично поставленный экшен, который здорово эксплуатирует размеры — и особенности — местных локаций. Так как события разворачиваются в поезде, бунтовщикам приходится прорываться через разные вагоны, постоянно сталкиваясь с проблемами. Скажем, у охраны поезда нет огнестрельного оружия (оно просто перевелось за прошедшие годы), однако это не мешает им пользоваться топорами. Что, разумеется, приводит к самой настоящей резне.

Особенно в моменты экшена интересно наблюдать за персонажем Эванса, который за последние годы буквально сросся с образом Капитана Америки. В Snowpiercer от этого образа нет ничего. Кертис — уставший от всего, циничный и злой человек, который совершенно не против приложить оппонента топором по спине или добить лежачего все тем же топором. Он ставит интересы революции превыше всего, даже жизни собственных друзей и своей собственной. Персонаж, в общем, вышел занятный, да и отыгрывает Эванс убедительно.

Экшен-сцен в фильме не то чтобы много, но все они поставлены добротно и с фантазией. Битва «стенка на стенку» в темном тоннеле, где солдаты Уилфорда используют ПНВ, а бунтовщики вооружаются факелами. Самое начало бунта, где бедняки используют огромную «трубу» из бочек, чтобы заблокировать двери в передние вагоны. Бой в сауне между прорвавшимися революционерами и службой безопасности. И еще парочка, описывать которые не буду — спойлеры!

Рецензия на «Сквозь снег» | Канобу - Изображение 5800

Как и те же «Паразиты», «Сквозь снег» рассказывает о классовом неравенстве, о разнице между бедными и богатыми. И о том, как эти бедняки пытаются хоть что-то в своей жизни изменить. Отличается лишь подход к вопросу — если в «Паразитах» семейство Ким (пусть и нечестным путем) устраивается на работу к богачам, то в этой картине единственным способом что-то изменить является революция. По крайней мере, именно в этом лента пытается убедить зрителя на протяжении практически всего хронометража.

Правда вот сопереживать основным действующим лицам не выходит совершенно. И не потому что они плохо играют — нет, совсем наоборот. Они так играют, что им просто не можешь сопереживать.

Кертис, несмотря на то что соратники видят его в эдаком романтическом ореоле лидера-освободителя, на самом деле прямолинейный человек, который готов переступить через кого угодно, лишь бы добраться до своей цели. Положить все на алтарь революции, невзирая на потери и лишения — такой вот у него жизненный путь. Министр Мэйсон в исполнении блистательной Тильды Суинтон вызывает какие угодно эмоции — от ненависти до жалости, но никак не сочувствие. Она умудрилась очень ярко отыграть обычный «винтик в системе», но переживать за винтик? Да еще и за такой, который представили в настолько негативном свете? Да увольте.

Рецензия на «Сквозь снег» | Канобу - Изображение 5801

Проблема персонажей в фильме в том, что все они вышли очень уж плоскими. Вроде бы у них есть и цели и стремления, да и отыгрывают актеры хорошо — но практически полное отсутствие хоть какой-то предыстории и плоскость образов все убивают. Авторы вообще могли обойтись без имен, оставив лишь прозвища, отражающие род деятельности.

«Лидер», «Машинист», «Наставник», «Министр», «Взломщик», «Охранник» — если вы смотрели фильм, то наверняка при взгляде на эти слова у вас в голове сразу же всплывут нужные лица. Плохо ли это? Пожалуй, нет — плоскость героев практически не мешает развитию истории, хотя к этой самой истории тоже есть ряд вопросов. Которые, впрочем, лучше не задавать — иначе фильм просто рассыплется как карточный домик.

Впрочем, недостатки фильма меркнут перед отличной актерской игрой и отличной же режиссерской и операторской работами. Фильм снят очень круто — авторы заморочились с детальной проработкой множества разнообразных вагонов состава-ковчега, грамотно воспользовались тем, что их «локация» это поезд, выдумав несколько отличных и запоминающихся сцен, а также добавили немного спецэффектов в виде промерзшего мира, который проносится мимо. Благодаря усилиям всей съемочной команды Snowpiercer получился весьма оригинальным и мало похожим на другие фильмы-катастрофы. Хотя бы потому, что здесь катастрофа — лишь фон для основного действа.

Рецензия на «Сквозь снег» | Канобу - Изображение 5802

«Сквозь снег» ставит перед зрителем ряд неудобных вопросов — например, о том, стоит ли выбирать из двух зол меньшее или о том, стоит ли революция той крови, что прольется в ее ходе — но не отвечает практически ни на один, предлагая додумать самостоятельно.

К слову, уже в мае 2020 года должна состояться премьера одноименного сериала, который (судя по всему) будет приквелом фильма. Его события развернутся спустя семь лет после начала ледникового периода, и расскажут об одном из первых бунтов жителей хвостовых вагонов. Сериал еще до выхода был продлен на второй сезон, успел побывать в производственном аду, но в этом году все-таки увидит свет. За пределами США сериал будет доступен на Netflix.

P. S. Переведен «Сквозь снег» с помощью закадровой озвучки, но переведен в целом хорошо — оригинальную звуковую дорожку слышно буквально в нескольких местах, и диссонанса от того, что слышишь речь сразу на двух языках не возникает. А вот с сеансами фильму не повезло — его показывают далеко не во всех кинотеатрах, самих сеансов немного, да и залы ему отведены небольшие. В общем, если есть желание сходить — то лучше не ждите, а идите. Кто знает, когда его вообще снимут с показа.

Последние статьи