15 января 2020
Обновлено 15.01.2020

Круглый стол. Редакция «Канобу» вспоминает любимые фильмы 2019 — от «Дылды» до «Озера диких гусей»

Вслед за официальными итогами «Канобу» по результатам внутреннего голосования мы опубликовали список лучших фильмов-2019 по мнению читателей. Но кое-что осталось неохваченным и в том, и в другом случае — личные предпочтения отдельных участников нашей редакции. Ниже — индивидуальные «самые-самые» по кино, среди которых, мы надеемся, вы найдете новые интересные вам рекомендации.
Вслед за официальными итогами «Канобу» по результатам внутреннего голосования мы опубликовали список лучших фильмов-2019 по мнению читателей. Но кое-что осталось неохваченным и в том, и в другом случае — личные предпочтения отдельных участников нашей редакции. Ниже — индивидуальные «самые-самые» по кино, среди которых, мы надеемся, вы найдете новые интересные вам рекомендации.

«Дылда»

Вячеслав Опахин, издатель «Канобу»

«Дылда»

«Дылда»

В этом году мне понравились и «Джокер», и «Солнцестояние», но лучшим фильмом все-таки стал «Дылда» Кантемира Балагова. Дело даже не в наградах, которые собирает Кантемир Балагов, и только по которым, кажется, его оценивают в России.

«Дылда» — просто хорошее и важное для России кино. В напичканные звездами блокбастеры мы научились. В клевые комедии за копейки — тоже. Фильмы, осмысляющие прошлое (а соответственно, и настоящее) — это вообще наше фирменное. И Балагов помогает этим сложным картинам выходить из элитного арт-клуба в массовость.

В сложное время растущей популярности милитаризма «Дылда» рассуждает о судьбе женщин после войны. Идея понятна, что не отменяет важности ее повторять. Помимо того, в «Дылде» крепкий сценарий, сильный кастинг из малоизвестных актеров и ощущение времени. Создатели классно поработали с деталями. Оконные щели, например, заклеивали настоящими газетами 42-го года, которые купили на рынке.

«Однажды… в Голливуде» (Once Upon a Time in… Hollywood)

Сергей Сурепин, руководитель раздела «Новости»

«Однажды в… Голливуде»

«Однажды в… Голливуде»

Наверное, буду банален, но Тарантино со своим «Однажды… в Голливуде» забрал все лавры. Режиссеру, по сути, удалось создать машину времени, вернув зрителя в прошлое. Нам показали Америку 60-х, пусть и не без вмешательства в происходящее, как это ранее было 10 лет назад в «Бесславных ублюдках», когда режиссер отомстил Адольфу Гитлеру за все содеянное. Но даже не в этом главный момент.

Тарантино максимально точно воссоздал дух того времени: фильм снимали в реальных декорациях. На экране можно встретить заведения, которые все еще работают, можно услышать песни и радиопередачи, которыми жили американцы того времени, буквально пропитаться запахом сигарет без фильтра Red Apple, которыми дышали молодые и не только жители США. И скрашивают это все Питт, Ди Каприо, а также Марго Робби, декоративно фланируя по экрану.

«Клаус» (Klaus)

Cергей Уланкин, главный редактор

«Клаус»

«Клаус»

Я люблю рождественские фильмы. Но, к сожалению, в последнее время под Рождество выпускают либо блокбастеры вроде «Холодное сердце 2», либо что-то невразумительное, что уже и не вспоминаешь на следующий год. Поэтому каждый фильм, который можно пересматривать по декабрям, — на вес золота.

В 2019 году Netflix подарил «Клауса» — испанский полнометражный мультфильм про зарождение рождественских суеверий. Сам Клаус в нем — это эдакий Кратос, хмурый здоровяк с топором, живущий в глуши и потерявший жену. Впрочем, быть ему таким недолго, ведь в деревню неподалеку приезжает новый почтмейстер, которому позарез нужно сделать огромное количество почтовых отправлений в городе, в котором все ненавидят друг друга. А Клаус, по счастливому стечению обстоятельств, настругал целый склад деревянных игрушек.

Режиссер — Серджо Паблос, который известен как создатель франшизы «Гадкий я». Однако визуально Клаус намного ближе к его ранним работам, когда он участвовал в периоде возрождения анимации Disney. «Горбун из Нотр-Дама», «Геркулес», «Тарзан» — над ними Паблос трудился как аниматор и дизайнер персонажей, и именно из той эпохи в «Клаусе» возникают точёные, слегка карикатурные линии.

В результате «Клаус» выходит эдаким двухмерным приветом из девяностых, когда для хорошего мультфильма было достаточно забавных персонажей, сказочного сюжета, но самое главное — добра. Мультфильм очень удачно обыгрывает все рождественские поверья: от раскатистого «Хо-хо-хо» до носков у камина, поэтому может выступать ещё и экскурсом в западные традиции празднования для детей.

Но самое главное: в конце добро побеждает, главные герои совершают важный выбор и звучит музыка. К слову, музыка — это единственное, что может несколько смутить. Все же блокбастеры Disney и других американских анимационных студий нас разбаловали, поэтому песни в «Клаусе» звучат несколько невыразительно. Тем не менее, «Клаус» стал приятным сюрпризом в прошлом году и, думаю, он прочно займет место где-то рядом с «Реальной любовью» и «Кошмаром перед Рождеством».

«Брачная история» (Marriage Story)

Дмитрий Кинский, редактор раздела «Новости»

«Брачная история»

«Брачная история»

В 2019 году было много потрясающих фильмов: «Однажды в Голливуде», «Джокер», «Ирландец», «Паразиты» и другие. Выбирать среди всего этого великолепия единственный — непросто. Однако есть одна картина, которую я точно забуду еще не скоро — Marriage Story (у нас называется «Брачная история»).

Эмоционально фильм не уступает «Дневнику памяти», финал которого — на минуточку! — разрывал в клочья. А местами он и вовсе его превосходит. В каком-то смысле это идеальное пособие по тому, как не бывать муда… идиотом в отношениях. Как минимум пищи для размышления и переосмысления здесь предостаточно.

На этом можно было бы остановиться, потому что дальнейшие выводы вы уже можете составить сами. Но я просто не могу упустить возможность в очередной раз восхититься тем, насколько Адам Драйвер потрясающий и разноплановый актер. Если у вас его имя вдруг ассоциируется исключительно с «уморительным» Кайло Реном из «Звездных войн» (вообще-то он тащил на себе всю трилогию), над которым многие смеялись, милости прошу убедиться в обратном.

Плюс, Marriage Story — первый фильм, в котором мне понравилась Скарлетт Йоханссон. Именно здесь она по-настоящему раскрылась как актриса в моем представлении, все эти многомиллионные блокбастеры и супергеройские роли явно не для нее. Да-да, я помню, что она играла не только в них, но это никак не отменяет сказанное мной.

Если вы еще сомневаетесь, «Брачную историю» стоит посмотреть хотя бы ради душераздирающей сцены семейной ссоры, ничего похожего я ни разу не видел. Попробуйте, не пожалеете. Только приготовьте сразу носовой платок — на всякий случай.

«Джон Уик 3» (John Wick Chapter 3) и «Джокер» (Joker)

Алексей Егоров, постоянный автор

«Джон Уик 3»

«Джон Уик 3»

Когда пришло время подводить киносериальные итоги года, меня как заклинило — возникло ощущение, что я буквально ничего и не смотрел. Пришлось прибегнуть к помощи всемогущего «гугла», чтобы вспомнить что вообще за год вышло, потом сообразить что я вообще из всего этого видел, а затем придумать, про что вообще можно написать.

Начнем с плохого. Не буду лишний раз пинать девятые «Звездные войны», «Капитана Марвел» или «Людей в черном» — пну лучше «Хеллбоя». Дилогия дель Торо мне нравится, и решение о том, что третья часть станет ребутом, а не продолжением, мне не понравилось сразу. Получился в итоге очень кривой и странный фильм, который можно было сразу выпускать на носителях — потому что это такой прям B-movie, разве что снятый чуть побогаче, чем другие представители жанра.

Удачные элементы есть, но в целом фильм скорее расстраивает, чем радует. Особенно когда понимаешь, что этим вот творением авторы зарубили и финал трилогии Гильермо на корню, и вообще Хеллбоя на больших экранах.

Что понравилось? Ну, «Джон Уик 3» был хорош. Авторы конечно уже слишком сильно ударились в какую-то дичь и почти превратили персонажа Ривза в супергероя, но следить за похождениями мастера-киллера все еще интересно. Внезапно, но очень сильно понравилась «Алита» — несмотря на приличный в общем-то ворох недостатков. Очень жалею, что лента не собрала в прокате практически ничего, и шансы получить сиквел (и финал истории) практически отсутствуют — но, может быть, студия все-таки даст второй шанс этому долгострою.

Не без оговорок, но зашел и «Джокер», пусть к фильму опять же хватает претензий. К счастью, большая часть из них просто разбивается об отличную игру Хоакина Феникса, и за фильмом просто интересно смотреть. Но да — это, конечно же, никакое не «комикс-муви», и наспех приклеенные элементы из комиксов DC «Джокера» таким не делают.

Еще в этом году была тонна «настоящих» фильмов по комиксам, но из них впечатлил разве что один — «Мстители. Финал». Остальное было или смотрибельным, или откровенно слабым.

«Сторож» и другие фильмы Юрия Быкова

Денис Князев, руководитель раздела «Игры»

«Сторож»

«Сторож»

Главное открытие 2019-го, связанное с кино, — российский режиссер Юрий Быков. Начал я, как, наверное, многие, с «Дурака», но затем практически залпом посмотрел все его полнометражные фильмы, переключился на «Метод» и в конце года с радостью взялся за «Сторожа». Не назову это кино любимой работой режиссера, но речь все еще о картине, снятой Быковым, к стилю и сюжетам которого у меня возникает необъяснимая симпатия. Если же это важно, то любимой его работой назову «Жить»… и «Завод» с выдающейся и весьма напряженной сценой перестрелки.

На втором месте в топе главных впечатлений от кино 2019-го у меня сразу два хоррора — «Солнцестояние» Ари Астера и «Мы» Джордана Пила. В первом — потрясающая операторская работа и в целом довольно красивая картинка, которая служит отличным фоном для ожидаемой, но все равно пугающей развязки. Во втором — идея и запредельная игра Лупиты Нионго, от одного вида которой становится не по себе.

И на третьем месте — «Однажды в Голливуде…». С этим фильмом все просто: это новая работа Тарантино — чего еще надо? Любимой картиной режиссера у меня все еще остаются «Бесславные ублюдки», но то, как Тарантино вновь обыграл элементы очередного жанра, не может не восхищать. Once Upon a Time… — начало всех классических сказок. Именно сказку и рассказал режиссер в своем новом фильме. В ней есть и рыцарь в сияющих доспехах (Клифф Бут), и наивная принцесса (Шэрон Тейт), и друг-раздолбай того самого рыцаря (Рик Далтон), и, конечно, злой волшебник, который живет на отшибе в зловещей башне (секта Мэнсона).

Блокбастеры я тоже смотрел, среди них могу выделить девятый эпизод «Звездных войн», финал «Мстителей», второго «Человека-паука», продолжение «Оно» и третью часть «Джона Уика». Все понравилось, все крутое.

«Первая любовь», «Экстремальная работа» и «Гангстер, коп и дьявол»

Ибрагим Аль Сабахи, руководитель раздела «Книги и комиксы»

«Экстремальная работа»

«Экстремальная работа»

Для меня 2019 год по наличию действительно крутых фильмов и сериалов оказался невероятно слабым. «Паразиты» и «Искусство самообороны» слишком явно возвышались над остальными фильмами.

Тарантино красочно помастурбировал на эпоху, Крэгй С. Залер нашел золотую середину с фильмом «Закатать в асфальт» и смог снять первый хороший фильм. А то «Костяной томагавк» был неплохим, но очень неровным, а «Драка в блоке 99» — откровенным мусором, где кроме топчущего головы Винса Вона и смотреть то было не на что. Поэтому отмечу то, что многие могли упустить.

«Первая любовь» от японского многостаночника Такаси Миике, где немного «Настоящей любви» смешивается с криминалом в духе Гая Ричи — с налетом здравого идиотизма. Не шедевр, но веселое кино, где главные герои с их недоромантикой начисто меркнут на фоне потешных разборок криминальных элементов.

«Экстремальная работа» — второй главный корейский хит этого года, собравший 120 $ млн. при бюджете в 5 $ млн. Американцы даже выкупили права на ремейк с Кевином Хартом. Не самая банальная история про отряд полиции, который выкупает кафе напротив базы наркоторговцев, чтобы следить за ними. Но беднягам в итоге приходится не только следить за бандитами, но и справляться с наплывом клиентов. Действительно очень смешное кино, где даже можно обнаружить неплохие экшен-сцены.

«Гангстер, коп и дьявол» — еще один корейский фильм на который положил глаз запад. В этот раз сам Сильвестр Сталлоне собирается взяться за него.

В центре истории местный крупный криминальный авторитет, который становится целью одного очень неразборчивого серийного убийцы, которому абсолютно все равно на кого нападать. Бандит выживает, но теперь достать нападавшего это дело чести, а тут еще и очень назойливый детектив предлагает объединиться.

Немного утомительный и раздражающий образ маньяка оттеняют два главных героя, на чьей химии и держится весь фильм. В нем нашлось место неплохим дракам и даже юмору.

«Гангстер, коп и дьявол»

«Гангстер, коп и дьявол»

Самый болезненный опыт просмотра кино в этом году был вброс от Роба Зомби под названием «Трое из ада». Ненужное и вымученное возвращение. Отвратно снятое, сыгранное и поставленное. «Изгнанные адом» хорошо завершали путь героев. Этот акт некрофилии был абсолютно не нужен.

«Озеро диких гусей»

Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»

«Озеро диких гусей»

«Озеро диких гусей»

Про «Озеро диких гусей» я услышал под конец года практически случайно — фильм посоветовал друг (привет, Линар!), с которым мы вместе восхищались предыдущей работой китайского режиссера и сценариста Дяо Инаня.

Вышедший в 2014-м «Черный уголь, тонкий лед» немедленно стал моим вторым любимым азиатским фильмом всех времен после «Миссии» Джона То. Если вы не слышали об этой картине, то немедленно посмотрите ее: в «Черном угле» Дяо Инань совершенно фантастически сочетает бытовой реализм жизни в северной китайской глубинке конца 90-х с артхаусной красотой сверхстильного нуара о маньяке, совершающем убийства при помощи ледовых коньков.

Ну, а в финальной сцене фильма режиссер выходит совсем уж на запредельные высоты притворяющегося реализмом абсурда (или, может быть, наоборот — безжалостного обличения социальных язв, только прикидывающегося абсурдистской черной комедией). Именно из-за нее картина для меня затмила даже гениальные «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-хо.

В «Озере диких гусей» дело снова происходит в нетуристической и некиношной части родины режиссера — на сей раз в Ухане, самом густонаселенном городе Центрального Китая, окруженном болотами и озерами. Большая часть действия разворачивается на одном из этих озер, на беззаконных пригородных территориях, населенных маргиналами и преступниками.

Чем меньше вы знаете о сюжете фильма, начиная его смотреть, тем лучше: самый крутой сюжетный твист (мотивация главного героя) раскрывается довольно поздно и полностью меняет представление и о персонаже, и о картине. То, что стартовало как социальная производственная драма в духе «есть такая профессия — угонять мотоциклы в китайских мегаполисах», вдруг превращается в сверхнапряженный, звенящий гибрид «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара с «Бродячим псом» Акиры Куросавы.

Во всех трех фильмах центральные персонажи оказываются в сумасшедшем цейтноте, в котором не чувствуешь дешевой страховки из голливудских триллеров «про одну ночь». Персонажи — настолько аутсайдеры, они так далеко вышли за рамки сначала обывательской, а потом и собственной криминальной морали, что с ними в буквальном смысле может произойти что угодно.

Главного героя хотят посадить, убить или подставить все встреченные в фильме действующие лица — а ему нужно не просто «продержаться», как у Годара, или найти преступника до того, как он расстреляет весь барабан украденного револьвера, как у Куросавы. У него другая, более возвышенная цель, которой я еще никогда не видел ни в жанровом, ни в мэйнстримном кино (а, как вы, наверное, знаете, я очень люблю фильмы на криминальную тему).

Безумное качество сценария и визуального исполнения, так поразившие меня в «Тонком льде», в «Озере» никуда не делись — тончайше выписанная любовная линия, бесподобные разговоры с полицейскими и даже экшен-сцены, напоминающие очень приземленную и естественную версию «Рейда», дополняются фирменной абсурдностью (чего стоит эпизод с Boney M и светящимися кроссовками) и какой-то сверхъестественной способностью оставлять за кадром ключевые события так, чтобы они от этого производили более сильное впечатление.

Я посмотрел «Озеро диких гусей» на последнем российском сеансе в самом конце декабря — и очень жалею, что этого не случилось раньше, поскольку картина серьезно потеснила «Паразитов» как мой лучший фильм 2019 года. Во всяком случае, это точно лучший сценарий 2019 года.

Комментарии 35
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
error404error
error404error
Корейце-китайцев ещё не смотрели, "Брачную историю" тоже, есть что ещё посмотреть. Спасибо за наводки. Про "Мы", как и про "Прочь" можно сказать только одно - это г....