«Всё, везде и сразу»: как абсурдная комедия способна заменить фильмы Marvel о мультивселенной
Фильм «Всё, везде и сразу» (Everything Everywhere All At Once) вышел в кинотеатрах 7 апреля и стал одной из немногих западных новинок проката. Вероятнее всего, до России не доберутся «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и «Тор: Любовь и гром», а также сиквел «Чёрной пантеры». Автор «Канобу» Мари Григорян объясняет, почему камерный фильм от режиссёров «Человека-швейцарского ножа» ни в чём не уступит блокбастерам Marvel — и даже превосходит их по некоторым пунктам.
О чём фильм «Всё, везде и сразу»
Режиссёры и сценаристы фильма — американцы Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, которые называют себя Дэниелами. Творческий дуэт прославился картиной «Человек-швейцарский нож» (2016), где Дэниел Рэдклифф сыграл труп. Герой Пола Дано («Нефть») использует это безжизненное тело, чтобы выжить на необитаемом острове. Картина так шокировала зрителей фестиваля «Сандэнс», что многие просто выходили из зала, но при этом принесла Дэниелам награду за лучшую режиссуру.
- Мультижанровость, чёрный юмор и подростковая любовь: почему CODA – не инклюзивная агитка под «Оскар»
В новом фильме Дэниелов действие происходит в наши дни, в США. Обычная американка Эвелин Вонг (Мишель Йео) пытается одновременно делать сотню дел: управлять прачечной, заботиться о сварливом отце из Китая; собирать отчёт для налоговой; готовиться к Китайскому Новому году и не ругаться с дочерью Джой (Стефани Сюй). В этом ей худо-бедно помогает муж Вэймонд (Ке Хюи Куан), с которым она много лет назад переехала в Штаты из Китая.
Уже в здании налоговой Вэймонд внезапно начинает рассказывать cупруге странные вещи. Он утверждает, что прибыл за Эвелин из другой вселенной, и только она может спасти вселенную от полного уничтожения злобной сущностью. Женщина думает, что муж просто сошёл с ума, но неожиданно работники налоговой оборачиваются демонами и нападают на пару. Эвелин вынуждена как можно скорее учиться пользоваться всеми навыками, которые предлагает ей мультивселенная.
Что делает «Всё, везде и сразу» идеальным фильмом о мультивселенной
Многообразие миров
Мультивселенная Marvel — странный концепт; поскольку многообразие вселенных из комиксов невозможно воплотить на экране, глава Marvel Studios Кевин Файги и его соавторы придумали хитрый ход. В киновселенной Marvel есть некий Священный таймлайн, и любое отхождение от него — опасная побочная ветка, которая потенциально может навредить другим.
В сиквеле «Доктора Стрэнджа» обещают показать множество разных вариантов вселенных, но основной всегда останется одна — так называемая Земля-199999, где живут привычные зрителям Мстители, Стрэндж, Стражи Галактики и другие герои.
Во «Всё, везде и сразу» вселенная Эвелин, которую мы видим в начале, тоже имеет особое значение. Ценность этой Эвелин — сама по себе шутка, которая раскрывается в фильме позже. Но все миры, все версии Эвелин одинаково важны: ни одна не является более важной, более правильной. И это кажется гораздо более реалистичным вариантом существования мультивселенной. В масштабах миллиардов миров ни один не должен быть значимее другого.
Радует и то, что вселенные самые разнообразные: есть красивые анимационные миры, миры-отсылки к поп-культуре, а есть и совсем абсурдные и тупые вариации. В одной вселенной все герои становятся камнями, в другой — оперируют пальцами-сосисками, поскольку человечество развивалось по странной тупиковой ветви. Такого размаха и щедрости у Marvel не было даже в анимационном сериале «Что, если…?», где студия могла воплотить на экране абсолютно любую фантазию. А ведь бюджет «Всё, везде и сразу» — всего 25 миллионов долларов; для сравнения, на первый фильм о Стрэндже ушло 165 миллионов.
Интересная и смешная задумка с разными Эвелин
Ещё одно важное и смелое отличие этой мультивселенной — то, как героиня перемещается между ними. Хитрая задумка сценаристов позволяет Эвелин действительно находиться везде и сразу и функционировать как сверхчеловек, что очень близко к концепции кино и сериала «Области тьмы». Заодно идея даёт повод для бесчисленных шуток, которые к концу фильма не надоедают.
Хтоническое зло с понятной философией
Частые антагонисты Marvel, DС и других супергеройских блокбастеров — злодеи, которые стали таковыми без веской на то причины. У Таноса, Альтрона, Локи, даже у Эго из «Стражей Галактики» было некое подобие жизненной философии, но не слишком убедительное. В первом фильме о Стрэндже злодеем вообще была неведомая космическая сущность, которую оказалось очень легко обмануть в финале.
Злодей «Всё, везде и сразу» — существо с непроизносимым именем, которое мечтает уничтожить все миры. У этого есть очень простое, понятное и одновременно забавное обоснование, которое особенно просто понять в наши дни.
Антагонист не просто пересказывает свою философию, но и может успешно убедить в своей позиции других персонажей. Правда, антигероиня получилась неправдоподобно сильной, но в гиперболизировано странном и смешном фильме даже это смотрится уместно.
Реальные человеческие конфликты в оболочке фантастики
Фантастика и фэнтези часто становятся способом поговорить о важных вещах необычными, иносказательными способами. Книги и фильмы жанра young adult (как «Голодные игры») рассказывают о трудностях взросления; псевдоисторические эпики с эльфами или космические саги в духе «Экспансии» — размышления на тему нетерпимости, алчности и других пороков человечества.
Блокбастерам Marvel зачастую не хватает подобной глубины: фантастика в них становится самоцелью, а не способом рассказать интересную человеческую историю. Есть и исключения, вроде сольных фильмов о Капитане Америке и Железном Человеке, или триквела «Человека-паука». Но все фантастические приключения Доктора Стрэнджа — по большей части развлекательный контент ради красивой графики и интересного экшена.
В основе «Всё, везде и сразу» лежат простейшие конфликты и темы. Эвелин — неудачница, она недовольна своей жизнью, раздражена поведением близких, постоянно находится в стрессе и раздрае. Из-за грубости, чёрствости и эгоистичности её сложно назвать приятной героиней. Но самая большая её проблема заключается не в долгах перед налоговой службой или проблемах самореализации.
Главное, что Эвелин упустила из виду — это её семья. «Всё, везде и сразу» — изобретательная, забавная, грустная и очень правдивая история о печальных неудачниках, которых объединяет кровное родство. И только фантастические препятствия могут как-то сблизить их, помочь прислушаться друг к другу и прийти если не к хэппи энду, то хотя бы к надежде на крепкие отношения в будущем.
Смелый и абсурдный юмор
У режиссёрского дуэта Дэниелов очень своеобразное чувство юмора: он яркий, кричащий и чаще всего очень пошлый. В соцсетях его уже успели сравнить с сюрреалистичным «Муви 43» — альманахом историй, где Робин из комиксов DC случайно целуется с Загадочником, а Брюс Уиллис ходит с яичками на подбородке.
Сравнение довольно близко к правде. Часть гэгов похожа на шутки вчерашних школьников, длинная сцена боя построена на том, что противники Эвелин использовали на себе анальные пробки. Но это ожидаемо от авторов фильма «Человек-швейцарский нож», где один из самых запоминающихся сюжетных поворотов — буквально пуканье трупа.
Шутки в фильмах Marvel и DC чаще всего безобидные, безликие и семейные, ведь они должны угодить аудитории всех возрастов. На их фоне юмор Дэниелов кажется свежим и весёлым, даже если не всегда идеальным (и понятным). Это лучший пример того, как независимые кинокомпании могут дать режиссёрам полную творческую и сценарную свободу — и получить что-то действительно забавное, новое и отличающееся от высокобюджетного мэйнстримного кино со сходными идеями и сюжетами.