02 февраля 2021Игры
Обновлено 02.11.2021

Вселенная Глуховского: навигатор по творчеству автора «Топей» и «Метро»

С 28 января на «КиноПоиске HD» уже можно посмотреть три первых эпизода сериала «Топи» — о пяти москвичах, сбежавших от своих проблем в «православный спа» одного труднодоступного закоулка родины.
С 28 января на «КиноПоиске HD» уже можно посмотреть три первых эпизода сериала «Топи» — о пяти москвичах, сбежавших от своих проблем в «православный спа» одного труднодоступного закоулка родины.

Проект писатель Дмитрий Глуховский готовил, по его словам, почти десять лет. За это время он собрал широкую аудиторию поклонников, пройдя путь от журналиста Russia Today, в качестве хобби публикующего в интернете фантастику на тему ядерного апокалипсиса, до известного и за пределами России литератора с авторским почерком и несколькими бестселлерами. А форматы его работы ранжируются от пресловутых романов серии «Метро» до либретто для оперы по книге Умберто Эко.

Мы постарались разобраться в том, из чего состоит творческая оптика Глуховского и почему стоит посмотреть его первый киносериал на «КиноПоиск HD».

Игры, кино и комиксы

Вид разрушенной Москвы в Metro: Last Light Redux

Вид разрушенной Москвы в Metro: Last Light Redux

Вселенная «Метро», о которой в первую очередь вспоминают, говоря о Глуховском, —неизмеримо популярнее остального его творчества. И не в последнюю очередь благодаря видеоиграм по мотивам романов «Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035».

И первая игра Metro 2033, и Metro: Last Light, и самая свежая на сегодня Metro: Exodus 2019 года были встречены мировыми геймерами и критиками с восторгом. Благодаря широкой популярности именно игр из мира «Метро», у творчества Глуховского появились западные фанаты, а в 2016 году права на экранизацию книги купил Майкл Де Лука, подаривший нам, к примеру, «Американскую историю X».

Новый кинопроект по «Метро 2033», который спродюсируют Евгений Никишов и Валерий Федорович («Гоголь: Начало», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Эпидемия») должен увидеть свет уже в 2022 году.

Тексты Глуховского состоят не из внутренних размышлений и переживаний героя, а из действия, диалогов и визуальных описаний, и поэтому очень хорошо существуют в самых разных медиа. И фильм «Текст» по одноименному роману, и комиксы «Пост» и «Падающая звезда» выглядят так, будто у них нет литературных источников.

«Топи» изначально создавались в формате сценария для киносериала, — еще более трансмедийный проект. И при его успешности вполне можно ждать комиксов, игр и других форматов жизни этого мира.

Мегаполис

Александр Петров в экранизации романа «Текст». Источник: КиноПоиск HD

Александр Петров в экранизации романа «Текст». Источник: КиноПоиск HD

Глуховский родился в Москве и жил во французском Лионе, так что среда мегаполиса — привычная для него площадка для работы с сюжетом и героями.

При этом мотив жизни большого города отражается в работах Глуховского на самых разных уровнях. Вся серия книг «Метро» построена на путешествиях по подземной Москве и четко привязана к ее топонимам. В «Тексте» столица выступает площадкой для хаотичных метаний главного героя. При этом Москва — со всеми своими ночными клубами и транспортными развязками — служит зеркалом разрушенной жизни Ильи, которое питает его ненависть к когда-то подбросившему наркотики полицейскому.

Денис — герой «Топей», разработавший приложение TrueTalk, которое различает правду и ложь собеседника. Источник: КиноПоиск HD

Денис — герой «Топей», разработавший приложение TrueTalk, которое различает правду и ложь собеседника. Источник: КиноПоиск HD

Любопытным образом мегаполис отражается и в «Сумерках» — апокалиптическом романе, где сквозь бодрую столичную жизнь начинают понемногу преступать древние пророческие знамения цивилизации майя.

Мир «Топей» — села настолько провинциального, что на полицейском автомобиле здесь еще написано «милиция» — это сознательно сконструированная Глуховским антимосква. Вместо столичного ритма здесь стылая тишина, а неврозы понаехавших жителей мегаполиса создают комический эффект.

Хтонь и нечисть

Источник: КиноПоиск HD

Источник: КиноПоиск HD

Мистические мотивы, логику сновидений и мрачные образы можно встретить в каждом произведении Глуховского.

Сны служат для героев его книг проводниками по запутанной фабуле, а для самого Глуховского — рычагами движения сюжета. Так, именно видения в финале «Метро 2033» раскрывают Артему и читателю настоящую подоплеку романа. А все «Сумерки» целиком построены на древней мощи магии народа майя и ее столкновении с современной цивилизацией — с печальными последствиями для последней.

Сериал «Топи», заявленный как «мистическая утопия» или своеобразный хтонический ужастик, работает с темой существования старинных обрядов, магии и нечисти в эпоху смартфонов и мессенджеров со встроенными детекторами лжи (именно такой killer app по сюжету создал главный герой «Топей» — Денис Титов). Таинственный храмовый комплекс и общая атмосфера суровой северной готики рядом с обитателями фэйсбука и инстаграма выглядят как Ктулху бок о бок со смешариками.

Россия

Герои «Топей» на пути к деревни Топи. Источник: КиноПоиск HD

Герои «Топей» на пути к деревни Топи. Источник: КиноПоиск HD

Глуховский много работает с темами современной России. Как фантаст времен «Метро 2033» он фокусируется именно на ее будущем, как автор триллера «Текст» — на внутренних проблемах: коррупции, бесправии, жизни простых людей.

Этим постоянно держащимся фокусом писатель очень похож на своих кумиров Стругацких. В его «Сумерках» конкистадоры с древней магией работают просто ярким задником для описания жизни современных россиян. В «Будущем», рассказывающем о жизни бессмертных людей, больше рассуждений о потере нравственных ориентиров, чем описания технологической сингулярности.

«Топи» становятся для Глуховского своеобразным бенефисом этой темы. Пятерка героев как будто рисует карту жизней и проблем небольшого среза жителей страны: смертельно больной основатель стартапа, загнивающий в провластном издании журналист-расследователь, столичная красотка и девушка с Северного Кавказа, бегущая от патриархальных родителей и жениха из МВД.

Чернобыль

Источник: КиноПоиск HD

Источник: КиноПоиск HD

О важности Чернобыля для своего творчества Глуховский сам говорил не один раз. Само собой, без этой катастрофы не было бы «Метро 2033». Но весь набор чернобыльских образов — постапокалиптических, философских, политических и мистических — питает и другие его романы.

Похоже, что с Припяти и прямо не описываемых, но подразумеваемых ужасов покинутой Зоны отчуждения Глуховский и списывал свои Топи. Расцвет природы там, где человеческая жизнь замерла много лет назад. Постоянная буйная непролазная зелень в кадре и выбегающие прямо на дорогу дикие звери.

Заброшенные городские пространства, мутанты, невидимое смертоносное зло, мрачно дремлющая где-то под боком угроза, способная уничтожить полмира — вот, что такое для Глуховского Чернобыль. Из этого радиоактивного культурного колодца он черпает и разговоры о праве наделенных властью в «Тексте», и образы ежедневного бытового подвига во всей серии «Метро», и даже неистребимость жизни в «Будущем».

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Дмитрий Ковалев.8m5wg
Дмитрий Ковалев.8m5wg
И книга "Рассказы о родине"
Deathjupter
Deathjupter
Понимаю, что тут маркетинговая статья, но всё же внесу своё давно наболевшее: "годность" посредственного Глуховского это яркий симптом упадка нашей мейнстримной литературы, но как ни странно нам нужно больше таких авторов с самобытным взглядом. А не попаданцы, литрпг, славянскаяфантзя и вот это вот всё.