Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Впечатления от 4 сезона «Фарго». Лучший после первого

27 сентября на экраны наконец-то выйдет 4 сезон сериала «Фарго» (Fargo), который должен был стартовать этой весной, но был отложен из-за пандемии. Я уже посмотрел первые 4 эпизода — и пока перед нами второй лучший сезон в истории этого обласканного и критиками, и зрителями шоу.
27 сентября на экраны наконец-то выйдет 4 сезон сериала «Фарго» (Fargo), который должен был стартовать этой весной, но был отложен из-за пандемии. Я уже посмотрел первые 4 эпизода — и пока перед нами второй лучший сезон в истории этого обласканного и критиками, и зрителями шоу.

В первом (и по-прежнему самом лучшем) сезоне «Фарго» его создатель, главный сценарист и постоянный режиссер Ноа Хоули пригласил в маленький заснеженный город из одноименного фильма Коэнов киллера-психопата из «Старикам здесь не место».

Чем и покорил наши сердца — а заодно вдохнул новую жизнь в само понятие коэновской эстетики и стилистики. Во втором сезоне участвовали ветераны Вьетнама прямиком из романов Дэвида Моррелла, в третьем — неуловимый европейский преступник из «Французского связного».

В новом сезоне Хоули опять заимствует важного героя из некоэновского мира — на сей раз у самого известного современного американского писателя. Причем это один из самых известных его героев (ну хорошо, героинь), про которую недавно был снят целый сезон сериала по творчеству этого популярного автора. Уже после первой серии станет ясно, что на сей раз во вселенную «Фарго» на огонек заехал(а) не наемный, а серийный убийца.

Впечатления от 4 сезона «Фарго». Лучший после первого

Замечательная ирландская актриса Джесси Бакли была единственным светлым пятном в практически несмотрибельном «Я думаю со всем этим покончить» Чарли Кауфмана. В «Фарго» она создала еще одного харизматичного и непредсказуемого монстра, который может поспорить не только с Дэвидом Тьюлисом из третьего сезона, но и даже с самим Билли Бобом Торнтоном из первого.

В ее героине завораживает все — нервное подергивание лица, специфическая манера речи и даже просто то, как она целеустремленно ковыляет через улицу. Не говоря уж о самих ритуальных убийствах и манере напевать старые народные американские песенки в чрезвычайных ситуациях (в самой эффектной сцене Бакли поет бесшумно, когда мы видим ее через стекло).

Чудовище Бакли — тот гаечный ключ, который Хоули в лучшем своем стиле бросает в шестеренки сюжетного механизма стандартной гангстерской саги «про 50-е». Тут за референсами далеко ходить не надо. «Перекресток Миллера», лучший фильм самих Коэнов, безусловно на первом месте, от него совсем немного отстают «Крестный отец» (в основном первая часть) и «Подпольная империя» (в основном ее арки про этническую преступность).

Сама по себе криминальная история очень напряженная и интересная, с позаимствованной из феодальной Японии механикой обмена сыновьями-заложниками при заключении очередного мирного соглашения. Она приводит к появлению на экране таких удивительных персонажей-гибридов, как переметнувшийся от евреев к итальянцам ирландец, прикрывающий чернокожего мальчика.

Впечатления от 4 сезона «Фарго». Лучший после первого

Но именно заимствования из других вселенных и жанров делают «Фарго» «Фарго» вместо сериальной перепевки классических сюжетов, и тут у Хоули впервые с первого сезона все в полном порядке. В затянутом и скучном втором сезоне и откровенно неудачном третьем заимствования были интереснее основного сюжета, они вносили хоть какие-то краски в серые и блеклые семейные дрязги и унылые ужасы бытовой преступности.

В четвертом основной сюжет сам по себе — захватывающая сага о профессиональной, организованной преступности, где все участники или сами задирают ставки в игре, или адекватно и грамотно реагируют на их повышение. Главным по трейлерам был Крис Рок в роли убеленного сединами руководителя негритянской ОПГ. И это действительно можно было бы назвать лучшей ролью Рока — если бы ее было с чем сравнивать. Но самыми приятными сюрпризами оказались Джейсон Шварцман в роли местного Сонни (с элементами Майкла) Корлеоне и звезда итальянского мафиозного сериала «Гоморра» Сальваторе Эспозито в трудной роли его не говорящего по-английски брата-отморозка.

В новом сезоне Хоули вообще ударился в то, что называется stunt casting, «трюковый кастинг» — даже в большей степени, чем в предыдущих. Тут он не просто берет известных актеров и заставляет их играть против типа. Он берет известных актеров и заставляет их играть самих себя (или, во всяком случае, свои самые известные типажи), а потом выворачивать образ наизнанку. Самый характерный пример — Тимоти Олифант в роли охотящегося за беглыми преступниками маршала. И жетон, и ковбойская шляпа у его героя — прямиком из сериала Justified (самая известная роль Олифанта, еще один маршал, охотящийся за беглыми преступниками). Но его персонаж в «Фарго» одновременно и подмигивает в адрес маршала Рэйлана Гивенса, и демонстрирует глубину и странности, которых другие герои-ковбои, созданные Олифантом, были лишены начисто.

Впечатления от 4 сезона «Фарго». Лучший после первого

То же касается Шварцмана, который то играет самого себя, то откровенно пародирует нервных «наследников Семьи» из мафиозной классики, но в итоге оказывается более глубоким и интересным персонажем, чем он бы был в любом другом фильме или сериале. Ну, а уж когда чисто криминальная часть сериала в его лице начинает взаимодействовать с еще более мрачной маньячной (в лице героини Бакли), эти сцены вызывают просто фейерверк эмоций, большей частью приятных, а местами действительно пугающих и беспокоящих, которого в этом сериале опять-таки не было с первого сезона.

За 3 сезона Хоули так отточил технику съемки, что сложнейшие массовые сцены с нестандартными ракурсами воспринимаются как нечто само собой разумеющееся — даже боевые. На экране столько всего происходит, да еще с эффектами вроде дробления изображения, что отдельные сцены и целые эпизоды нужно пересматривать по нескольку раз, дабы уловить все нюансы.

Уже по первом эпизоду нового сезона «Фарго» — виртуозно снятый сериал, который обходит «Лучше звоните Солу» и вплотную подбирается к «Третьему дню» в моем рейтинге самых красивых шоу года, а дальше там надвигаются все более впечатляющие моменты. Ноа Хоули явно внимательно отсматривает все авторское телевидение — одно из покушений буквально цитирует знаменитую сцену со светофором из одного из лучших эпизодов финального сезона «Мистера Робота».

Впечатления от 4 сезона «Фарго». Лучший после первого

Но главный аттракцион тут все-таки не визуал, а письмо Хоули. С одной стороны, оно отточено до не меньшей виртуозности, с другой — за прошедшие между сезонами 3,5 года он явно отдохнул, перезарядил батарейки и вкладывается в каждый диалог, каждый обмен шутками, местечковыми репликами или немыслимыми в любом другом сериале деталями. Где вы еще увидите пожилого негра по имени Доктор Сенатор (хотя на самом деле он дипломированный адвокат), рассказывающего о процессе в Нюрнберге и беседах с Германом Герингом?

Литературная работа в каждой серии впечатляет не меньше, чем актерская, операторская и режиссерская. Выписаны даже не говорящие практически ни слова персонажи вроде негра со стеклянным глазом или итальянского мафиози с кислой миной. И из-за нее эпизоды опять-таки приходится пересматривать и переслушивать.

Как обычно в «Фарго», пока непонятно, какой будет вторая половина сезона, ведь Хоули любит все ломать и переворачивать на середине. Но по первым четырем сериям это лучше всего снятый и написанный сериал в год, в который также вышли очень мощные «Перри Мейсон», «Лучше звоните Солу» и «Третий день».

Это первый сезон «Фарго», который поднимается до уровня криминальных саг в духе «Прослушки» или той же «Подпольной империи» (из которой в новый сезон, кстати, заглянул Джек Хьюстон). Если вам нравятся именно такие сериалы, то Хоули сделал вам настоящий подарок в очень серьезном и качественном стиле — с минимальными поправками на региональность происходящего и нестандартную точку зрения на творящийся беспредел.