Рецензия на 5 сезон «Лучше звоните Солу». Шедевр телевидения, который пришлось ждать 12 лет

На прошлой неделе завершился 5 сезон шоу Better Call Saul, известного у нас как «Лучше звоните Солу». Бенефис Боба Оденкерка в роли скользкого адвоката Джимми Макгилла начался как спин-офф «Во все тяжкие», затем надолго превратился в самостоятельный юридический сериал про отношения Джимми с братом. Но к предпоследнему, пятому сезону все-таки вернулся к модели «камео из Breaking Bad + криминальные приключения все глубже увязающего в истории с картелями юриста». И, вы знаете, это первый сезон сериала, который можно с чистой совестью рекомендовать к просмотру — от и до.
На прошлой неделе завершился 5 сезон шоу Better Call Saul, известного у нас как «Лучше звоните Солу». Бенефис Боба Оденкерка в роли скользкого адвоката Джимми Макгилла начался как спин-офф «Во все тяжкие», затем надолго превратился в самостоятельный юридический сериал про отношения Джимми с братом. Но к предпоследнему, пятому сезону все-таки вернулся к модели «камео из Breaking Bad + криминальные приключения все глубже увязающего в истории с картелями юриста». И, вы знаете, это первый сезон сериала, который можно с чистой совестью рекомендовать к просмотру — от и до.

Первые два сезона «Сола» просто-напросто несмотрибельны. В них нам не то что не показывают трансформацию мелкого, но честного правозащитника Джимми в Сола — там даже само развитие Джимми минимальное. Больше всего бесит, как даже это небольшое продвижение персонажа от юридической практики к криминалу сводят в ноль в первой же серии 2 сезона.

Вместо того, чтобы встать на кривую дорожку и хотя бы задуматься о псевдониме «Сол Гудман», Джимми устраивается на работу в крупную юридическую корпорацию. Там у него назревает конфликт с родным братом Чаком (Майкл Маккин). Тот, как выясняется, намеренно саботировал карьеру Джимми, считая его мелким мошенником, недостойным высокого звания юриста. Этой мелодраме целиком посвящены 2 и 3 сезоны.

В 4 сезоне от Чака — одного из самых назойливых и неприятных персонажей в истории фикшена — наконец-то избавились, зато Джимми начал страдать комплексом вины за его смерть. 4 сезон — уже совсем другой сериал, который, тем не менее, трудно смотреть по старой памяти, вместе с Джимми страдая ПТСР на почве предыдущих сезонов.

Не веришь, что улучшения сохранятся. Что сериал не скатится в бездну очередной многосезонной тяжбы (скажем, с женщиной Джимми или бывшим партнером брата). Что линии Майка Эрмантраута (Джонатан Бэнкс), бывшего единственным украшением предыдущих сезонов, наконец-то дадут развиться на всю катушку, а Густаво Фринг (Джанкарло Эспозито) начнет полноценно участвовать в сюжете. Окончательно понимаешь, что сериал наконец-то стал хорошим, лишь когда в повествование вводят нового злодея — блистательного Тони Далтона в роли Лало Саламанки.

Жизнерадостный, полный пугающей энергии и криповатого в этих обстоятельствах оптимизма Лало — первый оригинальный негодяй, появившийся в этом шоу. Его можно считать символом того, что сериал, с одной стороны, перестал быть фансервисом по Breaking Bad, а с другой — наконец-то начал рассказывать интересные оригинальные истории на той же мексиканской почве, которую 5 сезонов так плотно обрабатывали в BrBa.

Рецензия на 5 сезон «Лучше звоните Солу». Шедевр телевидения, который пришлось ждать 12 лет - фото 1

Ведь проблема сериала была не в том, что Джимми Макгилл 5 лет был другим персонажем, чем тот, что упомянут в названии. Беда в том, насколько искусственными и вымученными методами это достигалось.

«Во все тяжкие» — слабый сериал именно в силу его надуманности, той откровенности, с которой его сценаристы тянут резину, чтобы сохранить статус-кво. Если Джесси узнает, что Уолт убил его подружку, станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Если Хэнк выяснит, чем на самом деле занимается Уолт, сериал станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Если кого-то из главных героев убьют — да что там, если кому-то из них придется уехать из Альбукерке! — сериал станет трудно писать (и снимать), так что этого не происходит. Сценаристы всегда идут по пути наименьшего сопротивления.

Поэтому какие-то интересные вещи с главными героями BrBa начинают происходить лишь к финальному сезону — а то и к его второй половине. Ранние сезоны «Сола» унаследовали все худшие черты предшественника: если Джимми наконец-то станет Солом… если Майк наконец-то уйдет из сторожей в киллеры… и так далее. Более того, формально это приквел, так что мы точно знаем, что Майка с Джимми не убьют, так что за них не стоит переживать в острых ситуациях. За персонажей, которые в BrBa не появляются, тоже трудно переживать. Ведь понятно, что они просто не доживут…

Рецензия на 5 сезон «Лучше звоните Солу». Шедевр телевидения, который пришлось ждать 12 лет - фото 2

В 5 сезоне Сол погружается в проблемы картелей почище героя Майкла Фассбендера в фильме Ридли Скотта The Counselor. Снимать и писать об этом гораздо труднее, чем о мелком юридическом хулиганстве. Но шоураннеры сериала — в основном это Питер Гулд при небольшом участии Винса Гиллигана — с честью справились с задачей.

Они убедительно показали и шок от первого убийства, совершенного на глазах у героя, и стойкость, которую Джимми (простите, уже официально Сол) проявляет в кровавой мясорубке. Раньше миры Майка и Сола были параллельными, герои ходили друг другу в гости через эпизоды-порталы, чтобы вернуться к своим жизням. В 5 сезоне эти реальности с грохотом столкнулись, превратившись в один и тот же мир — настолько же смешной, насколько и смертельно опасный.

Я говорю, конечно, о серии Bagman — одном из последних эпизодов сезона, в котором Сол, Майк и сумка с деньгами оказываются отрезанными от внешнего мира в нью-мексиканской пустыне. Это потрясающе написанный и поставленный эпизод, легко затыкающий за пояс известную серию BraBa (где Джесси и Уолт оказались в сходной ситуации) и вплотную подбирающийся к величию серии Pine Barrens, о которой я подробно рассказывал в моем обзоре сериала «Сопрано».

Есть два прекрасных героя, невозможная ситуация, в которую они поставлены, и усугубляющее ситуацию враждебное окружение. Дальше сценарист Гордон Смит и режиссер Гиллиган делают все возможное, чтобы каждая секунда экранного времени была в числе самых захватывающих, что мы вообще видели на ТВ или стриминг-плафтормах (да и в кино, если честно). Это тот редкий момент, когда весь проект на 100% оправдывает часто навешиваемое ему претенциозное клеймо «нео-вестерна».

Причем это не красивый филлер в духе пятой серии «Банд Лондона». То, как Майк с Солом выбираются из пустыни, оказывается ключевым сюжетным моментом оставшейся пары эпизодов и приводит к самым прекрасным сценам.

В них участвует все тот же Лало Саламанка — бодрячок-весельчак, вдруг начинающий излучать какую-то совсем потустороннюю угрозу. Это не карикатурный злодей из комиксов в духе того же Фринга. Персонаж так тонко выписан, построен на таких нюансах, что ему место в одном из сезонов «Нарко» — или в том же «Советнике» Кормака Маккарти.

Техника и манера съемки в каждой серии остается фантастической. Это то, что в английском называется pure class, а в русском не имеет точных аналогов (разве что «показать класс»). Демонстрация чисто эстетического превосходства, после которой трудно не заметить, насколько топорно сняты те же «Нарко» или «Озарк». И так хорошо, что в новом сезоне — особенно, в его последних 3 сериях, — этим режиссерам и операторам действительно есть что снимать. Это не пляски вокруг сборки-разборки машины Майка — это отчаянная борьба за жизнь и боевые сцены, которые могут поспорить с редкими не-переоцененными фрагментами Breaking Bad.

Рецензия на 5 сезон «Лучше звоните Солу». Шедевр телевидения, который пришлось ждать 12 лет - фото 3

И еще один очень сильный козырь «Сола» — его любовная линия. Героиня Анны Ганн в «Во все тяжкие» была тяжеленным моральным якорем, навешанным на шею аудитории. Ярмом черно-белой обывательской морали, по которой Уолт рано или поздно должен Потерять Все и Понести Заслуженное Наказание. Героиня Рэй Сихорн в «Соле» — ее полная противоположность.

Даже в ранних сезонах сериала впечатляла то молчаливая синергия, которую проявляли Джимми и Ким по отношению друг к другу. Без поцелуев, без постельных сцен, без объяснений нам показывали одну из самых трогательных и правдивых линий отношений — через жест, взгляд, выкуренную сигарету. Даже когда отношения между ними перешли на новый уровень (а в 5 сезоне стали официальными), Ким не превратилась в символ другой морали, не стала ограничителем для главного героя.

Она — юрист, подельница, боевая подруга. В актерской игре Сихорн больше всего поражает, как она сумела передать полное принятие и поддержку Джимми со стороны Ким — в ситуациях, в которых в любом другом сериале отношения либо испортились бы, либо и вовсе прекратились. И дело не в том, что Ким в чем-то еще хуже Джимми, нас не ведут к примитивному столкновению супругов на криминальной почве в духе 3 сезона «Озарка».

Таких персонажей вообще раньше не было, Ким не с чем сравнивать — да и не нужно этого делать. Главное, что в океане «бывших жен», все сцены с которыми можно и нужно как можно быстрее проматывать, Кимберли Уэкслер снова и снова способна удивлять зрителя своими настолько же естественными, насколько и нестандартными реакциями на очередной проступок возлюбленного.

Поскольку Ким в «Во все тяжкие» не упоминается, ее арка с Джимми не может кончиться ничем, кроме полного разрыва отношений или смерти. Но по 5 сезону этого не скажешь, она выглядит полноценным, органичным элементом жизни героя, без которого не останется не то что Джимми, но даже Сола. И в этом — величайшее достижение создателей шоу, ради которого за всем этим неровным и перехваленным франчайзом стоило следить с 2008 года.

Сохранить
Amfiray
Amfiray
О, башкирка снова использовал возможность парой нелестных пройтись по BB, канобу начинает оживать.
Talosag73
Talosag73
У этого сериала все сезоны отлично написаны и сыграны, мастер класс сценарного, режиссёрского и актёрского мастерства, но не для детей понятное дело:)
Mikhail Stepanskiy
Mikhail Stepanskiy
Это Breaking Bad слабый? Афтар, убейся ап стену))
scandaljke
scandaljke
"Первые два сезона «Сола» просто-напросто несмотрибельны."Дольше можно не читать.
Kotegawa Yui
Kotegawa Yui
">Breaking Bad слабый сериал">читаю имя автора статьи>Башкиров>со спокойной душой закрыл статью
Soleyushka
Soleyushka
Что я сейчас прочитала. Просто убиться об стену. Я конечно понимаю, что это можно и круто иметь альтернативное мнение. Но тут это звучит как вброс. ББ один из лучших сериалов в истории, по многим параметрам. Операторская работа, работа с характерами, сюжет, герои. Сол начинал слабее, но был прекраснейшим сериалом, постепенно раскрывающим характер и четко и логично объясняющий нам все предпосылки ББ. В последних сезонах СОл стал настолько крут, что начал обгонять в некоторых вещах ББ. Статью можно не читать после первых пары абзацев - ужас
Давид Рунчев.3nkup
Давид Рунчев.3nkup
Отличный сериал, посмотрел все сезоны на одном дыхании.
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z
Цитата - "Если Джесси узнает, что Уолт убил его подружку, станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Если Хэнк выяснит, чем на самом деле занимается Уолт, сериал станет трудно писать, поэтому этого не происходит." ЭЭЭ, вообще-то это те самые сюжетные нити, которые держат интригу и саспенс в сериале. это краеугольный камень всего сценария. Подобная "предсказуемость" есть практически везде, за редким исключением, вроде некоторых арок из Игры Престолов.
litup83
litup83
Комментарий был удален
Deymas
Deymas
Если Башкиров напишет, что: «Во все тяжкие» — слабый сериал. То Винс Гиллиган - перекреститься. Кто ты, Вонючка? А кто Режиссёр, который как никто другой, умеет рассказывать интереснейшие истории, с интереснейшими персонажами. Причём каждый из них раскрывается постепенно, в прекрасно написанных диалогах, детально в бытовом плане - настолько интересно и качественно, что многим до этого уровня плыть и плыть. Обвинять сериал в затянутости, пропускать контекст и нарратив мимо ушей - "потрясающий подход". Хотя, что тут удивляться? Когда к 2020 году уже сняли столько говно, что уровень оценочных суждений, касательно Кино в целом - валяется за гранью добра и зла.
Deymas
Deymas
Комментарий был удален
Михаил Голубев.24twz
Михаил Голубев.24twz
По ходу остальные ребята с канобу сами рофлят со статей Башкирова, что решают пускать клоуна в эфир. Но выходит какой то кринж - читать это без крови в глазах невозможно
Gosha Demuria
Gosha Demuria
Эта рецензия — слабая статья именно в силу её надуманности, той откровенности, с которой её автор тянет резину, чтобы сохранить статус-кво. Если читатель узнает, кто в очередной раз блеванул в вечность, станет трудно писать, поэтому этого не происходит до конца сего творения. Если читатель выяснит, чем на самом деле занимается Башкиров (пытается поджечь на пустом месте), рецензии станет трудно писать, поэтому этого не происходит. Автор всегда идёт по пути наименьшего сопротивления.
roland19
roland19
крутой сезон
Антон Лапин.wgv7u
Антон Лапин.wgv7u
"Первый два сезона можно было не смотреть" что!?!?Эту статью можно было уже не читать дальше, что я и сделал. В мусорник такой шкал. Автор - бездарь
Mustaev-rinat
Mustaev-rinat
Автор абсолютно некомпетентен в теме, на которую пытается рассуждать, сайту надо серьезно подумать о его профпригодности. каким дилетантом надо быть, чтоб назвать ВВ слабым сериалом? это верх непрофессионализма , это просто мнение абсолютного профана от мира кино , эта статья должна быть комментарием на рецензию, который никто бы не читал , но никак не полноценной статьей о сериале , какой-то журналистский позор. таким людям на юридическом уровне надо запретить писать, говорить и даже думать (хотя в этом я и сомневаюсь) что-либо о кино. и опять же,я не фанат ВВ, но, сам факт такого утверждения, говорит о полной  несостоятельности автора на поприще рецензий, надеюсь АБСОЛЮТНО НИКТО не ориентируется на его "мнение". опять же, не знаю концепции сайта, но чтоб сказать, только чтоб сказать... надеюсь автор одумается,и будет заниматься тем,что действительно умеет,а не вот этот вот позор