Впечатления от 3 сезона «Мира Дикого Запада». Превосходный киберпанк, который даже не снился Netflix

Александр Башкиров
Судя по результатам нашего опроса в главных сериалах и фильмах месяца, «Мир Дикого Запада» (Westworld) остается самым ожидаемым релизом марта, если не года. 1 сезон шоу был абсолютно гениальным, 2 — не менее тотально провальным, но в сумме было непонятно, чего ждать от 3 сезона.

В последний раз такое было с «Настоящим детективом» от того же HBO — и мы все прекрасно помним, как печально там все кончилось. Посмотрев первые 4 серии 3 сезона Westworld (всего их будет 8), могу сказать: если в остатке сезона не случится какого-то совсем уж экстраординарного фейла, это будет лучший сериал 2020 года по версии «Канобу».

Первое, что поражает в новом сезоне — ощущение свободы. Свободы от всего — невыносимых условностей Парков, бесконечного нытья заточенных в них андроидов, циклического повторения одних и тех же сюжетных ходов и приемов. От собственного не очень удачного прошлого — вам не нужно пересматривать (или даже смотреть) 2 сезон, чтобы проникнуться просходящим.

И даже от Майкла Крайтона. В свое время Ноа Хоули в «Фарго» коварно провел всех поклонников братьев Коэн, взяв за сюжетную основу Кормака Маккарти — и показав, что бы было, если бы сумасшедший наемный убийца из мира Маккарти попал в заснеженный городок из фильма Коэнов. В 3 сезоне «Мира» шоураннеры Джонатан Нолан и Лиза Джой не менее хитро переходят на территорию Филипа Дика и раннего Уильяма Гибсона.

Никаких больше картонных ковбоев (и не менее картонных самураев), 10 серий стреляющих в других фальшивых ковбоев в осточертевших декорациях пыльных вестерн-городков. С первых кадров нового сезона мы попадаем в Лос-Анджелес не такого уж далекого будущего — и это чистейший, незамутненный киберпанк.

Там даже есть летающие автомобили, парящие над корпоративными небоскребами под гениальную музыку Рамина Джавади, которая то ли стилизуется, то ли прямо цитирует электронные запилы Вангелиса из понятно какого фильма.

Рецензия на 1 половину 3 сезона «Мира Дикого Запада» | Канобу - Изображение 5825

Есть и андроид на службе у людей, преследующий шестерку сбежавших из запретной зоны андроидов-бунтарей через японско-китайские рынки, склады и прочие злачные места. И пара новых, совершенно гибсоновских персонажей. Первый — самый богатый в мире человек, предпочитающий представать перед героями в виде AR-призрака в виртуальных очках (Венсан Кассель). Второй — отслуживший в спецвойсках в стране с русским алфавитом ветеран, вынужденный зарабатывать на жизнь мелким криминалом (Аарон Пол).

У Нолана и Джой достаточно знания жанра, воображения и, главное, интеллекта, чтобы умело балансировать чужими концепциями, адаптировать их к ситуации из 2020 года и переплавить в свое, самостоятельное произведение. Оба сезона Altered Carbon от Netflix получились таким позорищем не только из-за отвратительной литературной основы. Их сценаристы искренне считали, что кого-то могут удивить их детские, наивные представления о бунте AI, прикладном бессмертии и меритократии. Все это в мировой фантастике устарело еще в ранних 60-х — но чтобы это понять, надо в жизни открыть хотя бы одну НФ-книжку помимо первоисточника вашего сериала.

Нолан и Джой цитируют и переосмысляют все лучшие наработки в своей области: от Йена М. Бэнкса (судя по надписи Special Circumstances в титульных карточках сезона) до 1 из лучших серий «Рика и Морти». При этом в 3 сезоне нет глупейшей сентиментальности «Из машины» или претенциозной вторичности «Бегущего по лезвию 2049». Собственно, на таком уровне в киберпанке в кино работали всего 2 произведения — оригинальный «Бегущий по лезвию» и первый Ghost in the Shell. Шагающим роботам, кстати, в сюжете тоже нашлось место — причем даже гигантским!

Рецензия на 1 половину 3 сезона «Мира Дикого Запада» | Канобу - Изображение 5826

И даже если вы что-то читали — это еще не говорит о том, что вы пригодны к сочинению фантастики. В этой области мало умения писать диалоги и выводить персонажей из точки А в точку Б (чем занимается далеко не бездарная Лаэта Калогридис в «Углероде»).

Киберпанк — это набор готовых штампов для людей без воображения, если вы будете оперировать только ими, в вашем шоу не будет ничего, кроме тяжело двигающихся сюжетных клише. В 3 сезоне «Мира» шоураннеры пристально смотрят на наш современный мир, напрягают фантазию и совершают удивительные скачки — или даже прорывы.

Взять мир мелкой преступности, в который погружен Кэйлеб, герой Аарона Пола. В мире «Мира» все виды незаконной деятельности не только ушли в «темный» интернет — они еще и крауд-сорсятся всем желающим поучаствовать в очередном ограблении, нелегальной сделке, убийстве или похищении (преступления против личности попадают в категорию Personals, более высоко оплачиваются и быстрее прокачивают рейтинг участников). Кэйлеб из принципа не занимается «персональными» делами — но все равно то и дело попадает в очень скверные ситуации. Этакий Трэвис Бикл в мире, где любой мелкий гопник, дилер или киллер низведен (поднят?) до уровня охотящегося за звездочками водителя «Убера».

Ну, и наконец, для работы со столь сложными концепциями нужны хорошо подвешенные в голове мозги. Для шоураннеров «Мира» сингулярность — это не просто модное словечко, которым можно кидаться в зрителя, или сюжетный механизм для перемещения старых персонажей в тела новых актеров. Это что-то, что в мире Westworld уже давным-давно произошло — так, наверное, сингулярность прокрадется и в наш с вами мир с развитием квантовых компьютеров, — но этого не заметил никто, кроме пары покойных гениев.

Теперь еще один, совершенно безумный полу-гений пытается совместить прикладную сингулярность с системой тотальной слежки и оцифровки всех данных о всем человеческом населении Земли. Восставшие андроиды его не интересуют сами по себе — он даже готов выделить им отдельный сервер в своей цифровой утопии. Его интересуют ДАННЫЕ, отнятые бывшими рабами-андроидами у хозяев из «Делоса». И именно за этими данными он посылает перевербованную Мэйв…

Рецензия на 1 половину 3 сезона «Мира Дикого Запада» | Канобу - Изображение 5827

В лучших традициях киберпанка дальнейшее развитие событий — не столько дуэль Мэйв с Долорес, сколько поединок двух равных по силам мега-корпораций, каждая из которых отчаянно пытается перешпионить другую. Поскольку в интриги вовлечены не просто люди (пусть даже двойные и тройные агенты), а андроиды, у которых может быть несколько уровней сознания, происходящее обретает просто фантастическую комплексность.

Очень приятно, что зрителя в кой-то веки не держат за идиота и дают возможность делать собственные выводы о том, на чьей стороне выступает тот или иной герой. Нам практически ничего не объясняют, не проговаривают вслух — только показывают. Тут особенно хочется отметить великолепную Тессу Томпсон в самой, наверное, сложной, неоднозначной и многослойной роли, когда-либо написанной для кино или телевидения.

Это высококачественная, очень творческая и нестандартная фантастика, в которой присутствуют необычные для жанра классные диалоги и крутейшие экшен-сцены. Попрощайтесь с тактическим бредом из 2 сезона: в третьем разборки происходят в городском окружении, а герои крайне профессионально дерутся и используют еще неизобретенное в наше время личное оружие.

Да, есть ляпы вроде идиотского поведения пары коррумпированных полицейских или отсутствия рамки металлоискателя в крупном финансовом учреждении. Но это все компенсирует позаимствованная из 1 сезона «Сорвиголовы», снятая неподвижной камерой «сцена в такси» — помноженная на высокие технологии в лице маячащего в кадре экранчика камеры заднего вида.

И даже очень смешная отсылка к другому жанровому шоу HBO (а заодно — к «Парку юрского периода») в 3 сезоне — нечто большее, чем фансервис, желание угодить поклонникам на Reddit, который год гудящим о возможном «кроссовере». Это чечетка, с азартом исполненная на могиле покойного мега-сериала:

Вы, ребята, умерли, а мы живы-здоровы… и движемся дальше!

3 сезон «Мира Дикого Запада» начнут показывать 15 марта. Смотрите все серии легально на «Амедиатеке»

Последние статьи