28 февраля 2020
Обновлено 02.03.2020

Рецензия на 2 сезон «Видоизмененного углерода». Новая экранизация «Сумерок» в мире киберпанка

27 февраля на Netflix стал доступен 2 сезон одного из самых амбициозных и в то же время неоднозначных шоу сервиса. «Видоизмененный углерод» (Altered Carbon) за 2 года после старта обзавелся как сообществом преданных фанатов, так и ненавистниками, которые с однозначной страстью обожают и на дух не переносят этот сериал.
27 февраля на Netflix стал доступен 2 сезон одного из самых амбициозных и в то же время неоднозначных шоу сервиса. «Видоизмененный углерод» (Altered Carbon) за 2 года после старта обзавелся как сообществом преданных фанатов, так и ненавистниками, которые с однозначной страстью обожают и на дух не переносят этот сериал.

У проекта было много проблем и нереализованных идей, и новый сезон по идее должен был стать полноценной работой над ошибками. Но так ли просто исправить то, что как теперь кажется, было сломано с самого начала?

Неоновый свет из всех щелей — неизменная фишка сериала

Неоновый свет из всех щелей — неизменная фишка сериала

«Видоизмененный углерод» — парадоксальный в условиях нового времени проект. Имея богатые ресурсы, вроде бы как культовый в некоторых кругах научно-фантастический литературный первоисточник, и изголодавшихся по хорошему киберпанку зрителей, он с самого начала выглядел как труд людей, безмерно уставших от своей работы.

Во время просмотра первого сезона меня не покидало ощущение, что он на самом деле уже пятый, а может быть и седьмой по счету. Именно такими вымученными, полными филлеров и недосказанности, с отсутствием проработки собственных идей, выглядят сериалы с многолетней историей, в которых сценаристам уже просто нечего сказать.

Плоские персонажи, не вызывающие интереса даже друг у друга, абсолютно наплевательское отношение к сеттингу и диктуемым им же правилам, попытка дать сюжету хоть какую-то мотивацию в виде банальных любовно-семейных драм.

Казалось, что эту лавочку нужно было прикрыть уже к середине сезона. Но у Netflix на этот счет оказались совсем иные, далеко идущие планы.

Энтони Маки спрашивает у себя, зачем ввязался в эту мелодраму

Энтони Маки спрашивает у себя, зачем ввязался в эту мелодраму

Второй сезон стартует на первый взгляд очень бодро. Не заморачиваясь на попытке объяснить, чем там был занят Такеши Ковач последние тридцать лет, нас тут же бросают из огня мелодраматичной комедии в полымя остросоциального триллера.

В Мире Харлана за три десятилетия мало что изменилось. Очередная гражданская война, еще более зажравшаяся элита вновь узурпирует простых работяг, а над человеческими колониями нависла смертельная угроза извне. Нашему герою дают новую, теперь в никогда не выходящем из моды черном цвете, оболочку, по стволу в каждую руку, и отправляют разобраться во всей этой кутерьме. Как говорилось в одной старой армейской поговорке: «широк в плечах, красив лицом. Держись, мужик, будь молодцом!».

Детские травмы и болезни шоу, которые так мучали многих зрителей в первом сезоне, не заставляют себя долго ждать.

Уже к третьей серии понимаешь, что все что происходит с персонажами на экране — лишь неумелое повторение их прошлых приключений.

Вновь герой бежит, как обуреваемый сексуальной диетой подросток, за своей femme fatale Келлкрист Фалконер. Опять на его пути встает старый армейский дружок, чей характер плоский настолько, что пьяные шуточки твоего бати на его фоне покажутся верхом изобретательности. В очередной раз на пути к цели протагонист будет развенчивать скучный политический заговор корпораций. Проблема здесь даже не в том, что уже ко второму сезону у сценаристов закончились свежие идеи, и они начинают ходить по кругу. Главная беда в самой реализации этих банальностей.

Рене Голдсберри со времен съемок первого сезона так и не сходила на курсы актерской игры

Рене Голдсберри со времен съемок первого сезона так и не сходила на курсы актерской игры

Мир сериала все также кажется сборником всех клише киберпанка, которые, казалось, были выброшены на вторичную помойку истории много лет назад. В 2020 году зрителю на полном серьезе рассказывают о том, что искусственный интеллект, вот так сюрприз, может осознать себя и привязаться к человеку.

Внушительную часть хронометража вновь просвещается душевным терзаниям цифрового любителя творений Эдгара По, который не может стереть свою личность. Этот электронный болванчик вдруг осознал, что такое смерть, и не хочет совершать виртуальное самоубийство.

Может ли искусственный разум обрести душу? Как скажется на человеческом обществе приобретение цифрового бессмертия? Способен ли капитализм в статусе доведенного до абсурда гротеска вновь обрести человеческое лицо?

Ответы на все эти вопросы могут вызвать интерес разве что у человека, который пролежал большую часть жизни в коме и никогда не читал ни Филипа Дика, ни Айзека Азимова, ни даже Артура Кларка. А это основные нарративные идеи всего сериала. Такое ощущение, что-либо Netflix настолько плохого мнения об интеллектуальном уровне своей аудитории. Либо же все старческие жалобы на недалекость миллениалов, которые с удовольствием съедят эту болтанку из вторичных идей, имеют право на жизнь.

Крис Коннор пытается спасти своего героя максимальной лицедейской отдачей. Тщетно

Крис Коннор пытается спасти своего героя максимальной лицедейской отдачей. Тщетно

Хромает и подача всего этого псевдоинтеллектуального паноптикума. Если герои рассуждают о том, что все революции управляемы (да, еще одно откровение нового сезона), то обязательно с каменными лицами полными серьезности.

Все закадровые монологи вроде: «Что лучше — быть нормальным, или счастливым?», проговариваются героями таким пафосным тоном, словно Макс Пейн снова принял не те таблетки. Если сценаристы хотят показать ничтожную цену жизни обывателя в мире их шоу, то делают это не просто в лоб, а предельно, максимально, ультра безвкусно.

Одна из сцен ярко характеризует стиль подачи материала в шоу. Группа спецназа вырезает отряд местных полицейских, пока в это время их начальник сбрасывает с шахматной доски пешек. Трагичная музыка, крупный план на его жестокой руке. Занавес. Сериал в такие моменты выглядит как учебник по обществознанию для пятого класса, который пытаются подать с пафосом монографии к докторской диссертации.

Хочется крикнуть: «Ух, как глубоко-то!».

Детективная часть сюжета стала минимальной. А значит, проходов главного героя с задумчивым видом тоже стало меньше

Детективная часть сюжета стала минимальной. А значит, проходов главного героя с задумчивым видом тоже стало меньше

Но главная проблема сериала в центральном сюжете и персонажах. Когда шоу не грузит вас очередным откровением уровня «общество пожирает само себя», на сцену выходит ее высочество Леди драма. Еще первый сезон пестрил всеми этими выжимками из бразильских сериалов в духе разборок между братьями и сестрами, любовниками, бывшими друзьями и коллегами, и их женами и матерями. Но тут это просто поставлено в абсолют.

Когда Ковач в очередной раз пускается на поиски своей избранницы и узнает, что у нее амнезия, а любовь их можно пронести только через цифровые года… тут начинаешь скучать по сюжетной ветке осознавшего себя ИИ.

Серьезно, второй сезон подряд ставить в мотивационную главу угла «вечную любовь», превращая и так уже смешной недокиберпанк в подлинную мелодраму уровня сиквелов «Голодных игр», — верх издевательства над зрителем. Под конец вообще кажется, что местные высокие технологии работают на волшебстве и на бесконечном ресурсе любви.

Чудеса и размолвки любовников в этом мире происходят чаще, чем революции, а подковерные политические интриги не так интересны, как ссоры всех действующих лиц. Даже такой многообещающий, хоть и предсказуемый сюжетный ход, как противостояние Ковача самому себе, сценарий превращает в любовную околесицу.

Конфликт Ковача и По — главное разочарование для фанатов первого сезона

Конфликт Ковача и По — главное разочарование для фанатов первого сезона

Итого

К концу просмотра нового сезона я наконец осознал всю ошибочность своего взгляда на этот продукт. «Видоизмененный углерод» нельзя расценивать в контексте серьезного киберпанка, интересной научной фантастики, оригинального сеттинга, или, не дай бог, желания сценаристов сказать что-то новое и важное.

Рассматривать его нужно как исключительно жанровую мелодраму, «Сумерки» в декорациях сурового мира будущего. Тогда все сюжетные несостыковки, плоские персонажи, банальные и пережеванные тысячу раз идеи и метафоры и ужасное переигрывание основного актерского состава уйдут на задний план. И перед вами окажется идеальная слезливая история про то, как мальчик полюбил девочку, и свои чувства они смогли пронести через несколько веков и пару криозаморозок.

Берите огромную коробку ванильного мороженного, ложку покрепче, и погрузившись в мир, где любовь всегда побеждает, просто отключите мозг.

Костюмеры в сериале — опять единственные, кто заслужил свою зарплату

Костюмеры в сериале — опять единственные, кто заслужил свою зарплату

Для такого времяпровождения «Видоизмененный углерод» будет просто идеальным выбором на вечер. Но пожалуйста, не называйте этот мелодраматический кисель хорошей научной фантастикой.

Где-то в этот момент у себя дома просыпается в поту Дени Вельнев, вспоминает о коммерческом провале своего «Бегущего по лезвию» и обнимает мокрую от слез подушку с принтом молодого Харрисона Форда. Потому что оказывается, что нынешняя аудитория совсем перестала читать хорошие научно-фантастические книжки и думать о страшном, но привлекательном мире будущего. Зачем это нужно, когда в настоящем есть столько неразрешенных любовных драм?

«Граждане, расходимся в ожидании третьего сезона!»

«Граждане, расходимся в ожидании третьего сезона!»

Комментарии 66
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Я честно не знаю зачем я продолжил читать после имени автора. Но я разбил себе лицо, потому что иначе это всё читать совершенно невозможно. Ну то есть Денис переплюнул сам себя. Ну прям браво. После такого можно и на покой уходить. Можно? Ну пожалуйста? Ну уйдите, ну хватит.