Впечатления от «За час до рассвета». Зачем смотреть новое «Место встречи» с Хабенским в роли Жеглова
«За час до рассвета» рассказывает о борьбе органов охраны правопорядка с бандой грабителей сразу после окончания Великой отечественной. На этом материале на советском и российском ТВ сделаны как настоящая классика (очевидно, «Место встречи»), так и просто отличные сериалы: более чем достойная «Ликвидация» и мало раскрученный, но прекрасный «Крик совы». Так что «Часу» приходится сходу со всем этим состязаться — не говоря уж о десятках известных фильмов на сходную тему.
Сразу оговорюсь, что смотреть этот сериал будет трудно — и дело не только в типичной условности, театральности и бедности съемки (они как раз нисколько не испортили «Крик совы»). Дело в чудовищной безвкусице, проявленной в постпродакшене. Уверен, что происходило это не на уровне режиссера, а на уровне продюсера, и выглядело как-то так: «Как, вы в 2021 году сняли сериал, который выглядит как „Место встречи“? Его же будут смотреть эти, зумеры!»
В результате нас ждет ужасная заставка в духе поздних «Бондов» — но ее хотя бы можно промотать. Зато никуда не денешься от бюджетного деления экрана надвое («чтобы было как в „24 часа“!») и еще более нелепых «стоп-кадров», когда нормальный вроде бы экшен останавливается и — непременно со ЗВУКОВЫМ ЭФФЕКТОМ! — превращается в картинку в сепия-тонах. Это губит всю атмосферу, всю стилизацию, в которую режиссер и сценарист проекта явно вложили большие усилия, вырывает из ритма повествования и нарушает даже ту минимальную ткань достоверности, которую кое-как плетет из одного подмосковного двора и пары неубедительно потертых «малин» наше несчастное телевидение.
То, что я в таких условиях вообще сумел втянуться в сериал и даже начал переживать за его героев — большой комплимент в адрес его режиссера, Игоря Зайцева (ничего до этого интересного не поставившего) и, особенно, его сценариста — Александра Щербакова, ранее работавшего над «Мажором» и «Агентом» с Алексеем Серебряковым.
Это тот редкий случай, когда по первым сериям отечественному сериалу нельзя предъявить особых претензий к общему сюжету, проработке характеров и даже отдельным сценам и диалогам. Все написано здорово, добротно, аутентично. Постоянные заимствования из «Места встречи» смотрятся настолько естественно, насколько это вообще возможно в настолько близком по теме и фабуле шоу.
Создатели сериала взяли первую серию «Места встречи» — прибытие бывшего фронтовика на новую работу и его «испытание огнем» на первом же выезде, — и соединили ее сразу с последней. Хабенский играет майора Шумейко по прозвищу Сатана, у которого бандиты перебили весь отдел. Бурковский — капитана Дениса Журавлева, который сначала спасает Шумейко жизнь, а потом вырабатывает «блестящий» план по внедрению себя в банду в составе группы уголовников.
Формат у «Места встречи» и «За час до рассвета» очень сильно отличается. В оригинале было 5 часовых серий, в новом сериале их 16 только в первом сезоне, так что вся история с бандой неуловимого Клеща — явно только первая арка. Как следует знакомиться и притираться друг к другу Шумейко и Журавлев будут дальше по течению, расследуя другие дела.
Нас сразу бросают в густой экшен. Взрывы, перестрелки и побег из тюрьмы с горой трупов происходят в таком бодром темпе, что я сначала решил, что это чистый «процедурал» и дело с Клещом закроют за первый же час.
Смотреть интересно, но с таким подходом теряется весь тот психологизм, который сделал «Место встречи» культовой классикой. Отношения между главными героями первые 4 серии вообще не развиваются — да, они периодически встречаются, спасают или арестовывают друг друга, обмениваются колкостями и расходятся во взглядах. Но у них просто-напросто слишком мало общего экранного времени, чтобы эти отношения получились серьезными.
Журавлев проводит больше времени в компании боевой подруги (очень, кстати, живой и нестандартный женский образ в исполнении Алены Михайловой из «Чик» и «Водоворота») и тех же уголовников, чем в обществе непосредственного начальника — который, на минуточку, тут главный аттракцион сериала!
Ведь прямо скажем: мы пришли сюда смотреть, как Хабенский дует в папиросу, разговаривает хриплым голосом, хамит начальству и подчиненным и в целом косплеит Владимира Высоцкого. Даже на современном этапе творчества перед нами достаточно талантливый актер, чтобы все это смотрелось пусть не самобытно, но… по крайней мере органично. Вот только Глеб Жеглов волочил на себе весь сериал и даже в последней паре серий никогда не позволил бы себе провести все экранное время, с кислой миной дожидаясь встречи с Шараповым в городском тире. Уж кто-кто, а этот персонаж нашел бы себе более интересное занятие!
В итоге самым интригующим элементом «За час до рассвета» — по крайней мере пока, — получились не два главных героя, а уголовники. В советском сериале они служили фоном, здесь стали полноценными деталями сюжетного механизма.
И попавшие меж двух огней «суки» — пара напарников Журавлева, — и слегка переименованный из Фокса в Кота убийца-рецидивист в прекрасном исполнении Максима Белбородова заставляют что-то чувствовать, когда в них в очередной раз палят из «наганов» и тычат финками. Спектр эмоций самый широкий: от переживаний за симпатичного героя с трудной судьбой до негодования в адрес «неубиваемого» бандита — которое, впрочем, никогда не переходит в раздражение. Это не сюжетная броня, это фартовый вор!
Определенный крутящий момент всему этому придает то, что сериал целенаправленно показывает вещи, немыслимые на советском телевидении. Тут спектр тоже предельно широкий: от комментариев к разоблачительной статье про Анну Ахматову до довольно щедрой обнаженки в сцене секса с двумя проститутками.
Это как раз то, что придает «За час до рассвета» актуальность, современность и отвечает на все вопросы в духе: «А зачем это смотреть, если уже есть классический вариант?» Из-за кровищи, сисек и диссидентских высказываний — как минимум.
16 серий — очень долгий путь, и я не сам уверен, что досмотрю сериал до конца. С каждой серией действия героев становятся все более неправдоподобными, а сюжет более расшатанным. С другой стороны, то ли пост-эффектов стало в разы меньше (возможно, на них просто кончились деньги), то ли мой глаз привык к новым реалиям российского телевидения и они уже так не раздражают, как в первом, пилотном эпизоде.