Лучшие роли Константина Хабенского. От Плахова из «Убойной силы» до русского Декстера из «Метода»

Денис Юрьев
11 января одному из самых интересных и важных для индустрии отечественных актеров Константину Хабенскому исполняется 48 лет. По этому случаю наш кинообозреватель Денис Юрьев оглядывается на все его творчество — чтобы понять, как человек с абсолютно нетипичными для профессии внешностью и темпераментом смог стать самым популярным российским артистом 21 века.
Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7650

Кадр из сериала «Убойная сила»

Старт карьеры Хабенского ни в коем случае нельзя назвать феерическим по меркам нового времени. Когда какой-нибудь Александр Петров в свои неполные 25 уже имел ведущие роли в кино, ставил собственный моноспектакль и получал внушительные гонорары, наш сегодняшний герой только закончил Российский институт сценических искусств в Питере.

Прошатавшись на вольных хлебах почти год, он в итоге был принят в экспериментальный театр «Перекресток» в родном городе, где по большей части играл роли уровня «принеси-подай, уйди не мешай».

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он, как кстати и его основной будущий конкурент по экрану Сергей Безруков, искал подработки на радио и ТВ. Но если будущий Саша Белый работал в команде Виктора Шендеровича над озвучкой одного из самых скандальных и популярных сатирических шоу того времени «Куклы», то Хабенский записывал коротенькие рекламные ролики и музыкальные перебивки между программами — и вовсе не подавал больших надежд.

Романтик — не приговор

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7651

Кадр из фильма «Женская собственность»

Переломным моментом в карьере стало его участие в театральных постановках произведений Сэмюэла Беккета, где актера заметил Алексей Герман-старший и предложил поучаствовать в своем новом фильме «Хрусталев, машину!». Роль была небольшой, но запоминающейся, так что почти сразу после выхода ленты на экраны Константин получил работу в ленте «Женская собственность» Дмитрия Месхиева.

И именно здесь он пусть еще и слишком грубыми мазками, но все же реализовал экранный образ, который в последствии станет его визитной карточкой.

Главный герой здесь — инфантильный, задумчивый, бесцельно, неуемно и порой утомительно рефлексирующий молодой человек. Он боится ответственности, пасует перед внешними обстоятельствами, старается плыть по течению и не может найти общий язык с женщинами. Несмотря на то, что очень им нравится…

Разумеется, именно этот трагикомический характер потерянного романтика Хабенский и будет играть на протяжении всей последующей карьеры… или все-таки это не совсем так?

Андрюха, у нас новый сериальный секс-символ. Возможен криминал. По коням!

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7652

Кадр из сериала «Убойная сила»

Рецепт славы в российской теле- и киноиндустрии того времени был прост — сыграть главную роль либо в сериале про бандитов, либо в шоу про ментов. Хабенский выбрал (а скорее просто удачно поплыл по течению) в сторону второго варианта. Участие в одном из первых продюсерских проектов Константина Эрнста «Убойная сила» стал для актера настоящим трамплином в звездный мир русского кино.

Первый сезон милицейского сериала стал главным кроссовером начала века, задолго до этих ваших и наших «Мстителей».

Чтобы привлечь аудиторию к проекту, новые герои Игорь Плахов и Вася Рогов работали на экране вместе с главными сериальными ментами тех лет — квартетом из «Улиц разбитых фонарей». Их маскот в лице знакомого всем по мемам из прошлого десятилетия Дукалиса даже работал вместе с героями весь первый сезон шоу. Но уже тогда Хабенский начал перетягивать одеяло зрительской любви на себя.

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7653

Кадр из сериала «Убойная сила»

Его герой Игорь Плахов был очень похож на Андрея из «Женской собственности». Такой же обаятельный и романтичный молодой человек с грустными интеллигентными глазами, не вписывающийся те в реалии, в которые оказался погружен обстоятельствами.

Но, несмотря на мягкость и лиричность характера, персонаж не пасовал перед трудностями, принимал волевые решения, а на фоне своего незадачливого напарника Васи Рогова выглядел так и вовсе символом разумности и хладнокровия.

«Убойная сила» в первые годы была одним из лучших сериалов в своем жанре. Жаль, что уже в третьем сезон сценаристы опустились до откровенно пропагандистского и отвратительного с точки зрения морали сезона про Вторую Чеченскую кампанию… Что не помешало Хабенскому стать настоящей телевизионной звездой начала нулевых.

И как с этим справится наш герой? Все на просмотр рекламы второй

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7654

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Именно в этом статусе он получил роль Антона Городецкого в «Ночном дозоре» — главном рекламном ролике Тимура Бекмамбетова. В то время романы Лукьяненко были в прямом смысле на устах публики, их читали все, от профессуры столичных филфаков, до поклонников творчества Дарьи Донцовой. Потому потрясающая популярность ленты, как и ее сиквела, «Дневного дозора», абсолютно понятна.

Хабенский, воплотивший на экране образ вечно находящегося в состоянии полного изменения сознания Антона Городецкого, окончательно закрепился в статусе главного российского актера новой волны. Здесь он показал свою пластичность, умение играть не только интеллигентных и непонятных умников и попробовал себя в новом амплуа.

Константин покорил публику, которая сопереживала его герою, при этом понимая, что Городецкий — крайне неоднозначный персонаж. И влюбить в себя в подобном образе мог только действительно талантливый лицедей. Это был несомненный карьерный триумф, и примерно с этого момента предложения посыпались на актера с утроенной силой.

И нашим и вашим на малом и большом экранах пляшем

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7655

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

Примерно в этот момент Хабенский проявил недюжинную смекалку и силу воли, которые помогли ему в итоге реализоваться более разнообразными способами.

Вместо того, чтобы с головой погрузиться во все возможные предложения «новых русских блокбастеров», актер выбирал работы, которые были действительно ему интересны, а главное — отличались друг от друга.

За каких-то 6-7 лет он попробовал себя в кардинально разных образах: Колчак в неоднозначном «Адмирале», Костя Лукашин в богомерзком продолжении «Иронии судьбы», Троцкий в телевизионном «Есенине», чей характер он позже еще раз воплотит на малом экране в уже сольном проекте нового времени, Александр Турбин в «Белой гвардии», Денис Ткаченко в скандальном «Русском треугольнике».

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7656

Кадр из фильма «Адмирал»

Казалось, что во второй половине двухтысячных Хабенский перещеголяет Безрукова по количеству сыгранных ролей на большом и малом экранах. Но актер не просто брал числом, а пытался в каждом новом образе показать себя с интересной стороны.

Да, некоторые его проекты тех лет оказались довольно неоднозначными, но Хабенскому далось главное — он всегда был разным, но при этом все равно предельно узнаваемым публикой. И, что тоже немаловажно, оставался центром каждого проекта, заманивая зрителя в кинотеатр или к экрану телевизора.

Географ главный приз Кинотавра взял

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7657

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Именно эту разноплановость образов — при абсолютной центрированности каждого проекта на личности актера, — Хабенский перенес и в новое время русского кино. Константин пробует себя в абсолютно противоположных работах, оставаясь при этом цельным и узнаваемым. Но любят его все равно порой за старые заслуги.

Роль в картине «Географ глобус пропил» Александра Велединского стала настоящим венцом его актерского таланта, и одновременно — данью памяти по давним амплуа.

Сыгранный им персонаж Виктор Служкин, бегущий от внешних проблем путем внутренней алкогольной эмиграции, стал вместилищем всех главных актерских работ Хабенского.

Он лиричен до нелепости и неуверен в себе до приторности, словно Андрей из «Женской собственности». Обладает непередаваемым шармом, заставляя женщин любить его несмотря на все недостатки, как Плахов из «Убойной силы». И главное — становится в итоге человеком действия, который что бы ни делал, а все равно выходит худо, вторя судьбе Городецкого из «Дозоров».

Это, несомненно, лучшая работа актера в кино, где он показал на экране все, за что его так любит и публика, и критики. Чему служит подтверждением однозначный выбор жюри Кинотавра в 2012 году, которое отдало ему главный актерский приз, не сомневаясь ни секунды. Казалось бы, после такого можно и уходить на творческий покой.

Покой нам только снится

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7658

Кадр из фильма «Коллектор»

Но в отличии от многих коллег, почти разменявших пятый десяток, Хабенский не собирается останавливаться, и тем более почивать на лаврах. Он снимается в экспериментальных отечественных сериалах новой волны вроде «Метода и «Троцкого», не обходит стороной пропагандистские блокбастеры, заглянув на огонек во «Время первых», и участвует в малобюджетных артхаусных проектах в духе «Хорошего мальчика».

Где, кстати, сыграл одну из самых нетипичных и необычных своих ролей, так что обязательно посмотрите, если еще не видели.

Лучшие роли Константина Хабенского | Канобу - Изображение 7659

Кадр из сериала «Троцкий»

Пару лет назад Хабенский попробовал сесть в режиссерское кресло, сняв свой первый фильм «Собибор» и сыграв в нем также и главную роль. Конечно, актерская часть работы получилась у него более удачно, но сама попытка достойна похвалы. Он не боится пробовать себя в новом, несмотря на возраст остается динамичным в карьере, а главное — не оглядывается на былые заслуги.

Наверно в этом и секрет популярности Хабенского. Когда многие уже в 30 поглощены самолюбованием, он продолжает просто работать.

В итоге вся молодая актерская гвардия меняется, а Хабенский так и остается одним самых высокооплачиваемых и востребованных актеров русского кино. И есть все основания быть уверенным, что в новом десятилетии в этом плане ничего кардинально не поменяется. Мастерство и феноменальное трудолюбие, в отличии от пресловутого глобуса, не пропьешь.

Последние статьи