10 января 2020
Обновлено 13.04.2020

Лучшие роли Константина Хабенского. От Плахова из «Убойной силы» до русского Декстера из «Метода»

11 января одному из самых интересных и важных для индустрии отечественных актеров Константину Хабенскому исполняется 48 лет. По этому случаю наш кинообозреватель Денис Юрьев оглядывается на все его творчество — чтобы понять, как человек с абсолютно нетипичными для профессии внешностью и темпераментом смог стать самым популярным российским артистом 21 века.
11 января одному из самых интересных и важных для индустрии отечественных актеров Константину Хабенскому исполняется 48 лет. По этому случаю наш кинообозреватель Денис Юрьев оглядывается на все его творчество — чтобы понять, как человек с абсолютно нетипичными для профессии внешностью и темпераментом смог стать самым популярным российским артистом 21 века.
Кадр из сериала «Убойная сила»

Кадр из сериала «Убойная сила»

Старт карьеры Хабенского ни в коем случае нельзя назвать феерическим по меркам нового времени. Когда какой-нибудь Александр Петров в свои неполные 25 уже имел ведущие роли в кино, ставил собственный моноспектакль и получал внушительные гонорары, наш сегодняшний герой только закончил Российский институт сценических искусств в Питере.

Прошатавшись на вольных хлебах почти год, он в итоге был принят в экспериментальный театр «Перекресток» в родном городе, где по большей части играл роли уровня «принеси-подай, уйди не мешай».

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он, как кстати и его основной будущий конкурент по экрану Сергей Безруков, искал подработки на радио и ТВ. Но если будущий Саша Белый работал в команде Виктора Шендеровича над озвучкой одного из самых скандальных и популярных сатирических шоу того времени «Куклы», то Хабенский записывал коротенькие рекламные ролики и музыкальные перебивки между программами — и вовсе не подавал больших надежд.

Романтик — не приговор

Кадр из фильма «Женская собственность»

Кадр из фильма «Женская собственность»

Переломным моментом в карьере стало его участие в театральных постановках произведений Сэмюэла Беккета, где актера заметил Алексей Герман-старший и предложил поучаствовать в своем новом фильме «Хрусталев, машину!». Роль была небольшой, но запоминающейся, так что почти сразу после выхода ленты на экраны Константин получил работу в ленте «Женская собственность» Дмитрия Месхиева.

И именно здесь он пусть еще и слишком грубыми мазками, но все же реализовал экранный образ, который в последствии станет его визитной карточкой.

Главный герой здесь — инфантильный, задумчивый, бесцельно, неуемно и порой утомительно рефлексирующий молодой человек. Он боится ответственности, пасует перед внешними обстоятельствами, старается плыть по течению и не может найти общий язык с женщинами. Несмотря на то, что очень им нравится…

Разумеется, именно этот трагикомический характер потерянного романтика Хабенский и будет играть на протяжении всей последующей карьеры… или все-таки это не совсем так?

Андрюха, у нас новый сериальный секс-символ. Возможен криминал. По коням!

Кадр из сериала «Убойная сила»

Кадр из сериала «Убойная сила»

Рецепт славы в российской теле- и киноиндустрии того времени был прост — сыграть главную роль либо в сериале про бандитов, либо в шоу про ментов. Хабенский выбрал (а скорее просто удачно поплыл по течению) в сторону второго варианта. Участие в одном из первых продюсерских проектов Константина Эрнста «Убойная сила» стал для актера настоящим трамплином в звездный мир русского кино.

Первый сезон милицейского сериала стал главным кроссовером начала века, задолго до этих ваших и наших «Мстителей».

Чтобы привлечь аудиторию к проекту, новые герои Игорь Плахов и Вася Рогов работали на экране вместе с главными сериальными ментами тех лет — квартетом из «Улиц разбитых фонарей». Их маскот в лице знакомого всем по мемам из прошлого десятилетия Дукалиса даже работал вместе с героями весь первый сезон шоу. Но уже тогда Хабенский начал перетягивать одеяло зрительской любви на себя.

Кадр из сериала «Убойная сила»

Кадр из сериала «Убойная сила»

Его герой Игорь Плахов был очень похож на Андрея из «Женской собственности». Такой же обаятельный и романтичный молодой человек с грустными интеллигентными глазами, не вписывающийся те в реалии, в которые оказался погружен обстоятельствами.

Но, несмотря на мягкость и лиричность характера, персонаж не пасовал перед трудностями, принимал волевые решения, а на фоне своего незадачливого напарника Васи Рогова выглядел так и вовсе символом разумности и хладнокровия.

«Убойная сила» в первые годы была одним из лучших сериалов в своем жанре. Жаль, что уже в третьем сезон сценаристы опустились до откровенно пропагандистского и отвратительного с точки зрения морали сезона про Вторую Чеченскую кампанию… Что не помешало Хабенскому стать настоящей телевизионной звездой начала нулевых.

И как с этим справится наш герой? Все на просмотр рекламы второй

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Кадр из фильма «Ночной дозор»

Именно в этом статусе он получил роль Антона Городецкого в «Ночном дозоре» — главном рекламном ролике Тимура Бекмамбетова. В то время романы Лукьяненко были в прямом смысле на устах публики, их читали все, от профессуры столичных филфаков, до поклонников творчества Дарьи Донцовой. Потому потрясающая популярность ленты, как и ее сиквела, «Дневного дозора», абсолютно понятна.

Хабенский, воплотивший на экране образ вечно находящегося в состоянии полного изменения сознания Антона Городецкого, окончательно закрепился в статусе главного российского актера новой волны. Здесь он показал свою пластичность, умение играть не только интеллигентных и непонятных умников и попробовал себя в новом амплуа.

Константин покорил публику, которая сопереживала его герою, при этом понимая, что Городецкий — крайне неоднозначный персонаж. И влюбить в себя в подобном образе мог только действительно талантливый лицедей. Это был несомненный карьерный триумф, и примерно с этого момента предложения посыпались на актера с утроенной силой.

И нашим и вашим на малом и большом экранах пляшем

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

Примерно в этот момент Хабенский проявил недюжинную смекалку и силу воли, которые помогли ему в итоге реализоваться более разнообразными способами.

Вместо того, чтобы с головой погрузиться во все возможные предложения «новых русских блокбастеров», актер выбирал работы, которые были действительно ему интересны, а главное — отличались друг от друга.

За каких-то 6-7 лет он попробовал себя в кардинально разных образах: Колчак в неоднозначном «Адмирале», Костя Лукашин в богомерзком продолжении «Иронии судьбы», Троцкий в телевизионном «Есенине», чей характер он позже еще раз воплотит на малом экране в уже сольном проекте нового времени, Александр Турбин в «Белой гвардии», Денис Ткаченко в скандальном «Русском треугольнике».

Кадр из фильма «Адмирал»

Кадр из фильма «Адмирал»

Казалось, что во второй половине двухтысячных Хабенский перещеголяет Безрукова по количеству сыгранных ролей на большом и малом экранах. Но актер не просто брал числом, а пытался в каждом новом образе показать себя с интересной стороны.

Да, некоторые его проекты тех лет оказались довольно неоднозначными, но Хабенскому далось главное — он всегда был разным, но при этом все равно предельно узнаваемым публикой. И, что тоже немаловажно, оставался центром каждого проекта, заманивая зрителя в кинотеатр или к экрану телевизора.

Географ главный приз Кинотавра взял

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Именно эту разноплановость образов — при абсолютной центрированности каждого проекта на личности актера, — Хабенский перенес и в новое время русского кино. Константин пробует себя в абсолютно противоположных работах, оставаясь при этом цельным и узнаваемым. Но любят его все равно порой за старые заслуги.

Роль в картине «Географ глобус пропил» Александра Велединского стала настоящим венцом его актерского таланта, и одновременно — данью памяти по давним амплуа.

Сыгранный им персонаж Виктор Служкин, бегущий от внешних проблем путем внутренней алкогольной эмиграции, стал вместилищем всех главных актерских работ Хабенского.

Он лиричен до нелепости и неуверен в себе до приторности, словно Андрей из «Женской собственности». Обладает непередаваемым шармом, заставляя женщин любить его несмотря на все недостатки, как Плахов из «Убойной силы». И главное — становится в итоге человеком действия, который что бы ни делал, а все равно выходит худо, вторя судьбе Городецкого из «Дозоров».

Это, несомненно, лучшая работа актера в кино, где он показал на экране все, за что его так любит и публика, и критики. Чему служит подтверждением однозначный выбор жюри Кинотавра в 2012 году, которое отдало ему главный актерский приз, не сомневаясь ни секунды. Казалось бы, после такого можно и уходить на творческий покой.

Покой нам только снится

Кадр из фильма «Коллектор»

Кадр из фильма «Коллектор»

Но в отличии от многих коллег, почти разменявших пятый десяток, Хабенский не собирается останавливаться, и тем более почивать на лаврах. Он снимается в экспериментальных отечественных сериалах новой волны вроде «Метода и «Троцкого», не обходит стороной пропагандистские блокбастеры, заглянув на огонек во «Время первых», и участвует в малобюджетных артхаусных проектах в духе «Хорошего мальчика».

Где, кстати, сыграл одну из самых нетипичных и необычных своих ролей, так что обязательно посмотрите, если еще не видели.

Кадр из сериала «Троцкий»

Кадр из сериала «Троцкий»

Пару лет назад Хабенский попробовал сесть в режиссерское кресло, сняв свой первый фильм «Собибор» и сыграв в нем также и главную роль. Конечно, актерская часть работы получилась у него более удачно, но сама попытка достойна похвалы. Он не боится пробовать себя в новом, несмотря на возраст остается динамичным в карьере, а главное — не оглядывается на былые заслуги.

Наверно в этом и секрет популярности Хабенского. Когда многие уже в 30 поглощены самолюбованием, он продолжает просто работать.

В итоге вся молодая актерская гвардия меняется, а Хабенский так и остается одним самых высокооплачиваемых и востребованных актеров русского кино. И есть все основания быть уверенным, что в новом десятилетии в этом плане ничего кардинально не поменяется. Мастерство и феноменальное трудолюбие, в отличии от пресловутого глобуса, не пропьешь.

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Escapists Harmony
Escapists Harmony
...гангстерито, мы кастето — пистолето
AkeJIJIa
AkeJIJIa
Особо опасен. Шажок в Голливуд