Впечатления от трёх серий «Андора»: маленький человек в большой Империи, которая обязательно падёт
На Disney+ с 21 сентября выходит «Андор» (Andor), сериал о персонаже «Изгоя-один: Звёздные войны. Истории». Судьба Кассиана Андора в исполнении Диего Луны известна заранее всем, кто смотрел фильм. Редактор «Канобу» Мари Григорян описала свои впечатления от первых трёх эпизодов и объяснила, почему предопределенность не мешает сериалу быть одним из самых самобытных произведений на основе «Звёздных войн».
О чем сериал «Андор» (Andor)
Действие шоу-приквела начинается за пять лет до событий «Изгоя-один». Кассиан Андор (Диего Луна) живёт на пустынной планете Феррикс, где почти все работают на свалке и одновременно промышляют нелегальной торговлей. У руля на тот момент по-прежнему Галактическая империя, но на отдельных планетах – например, на Морлане-один – за порядком следят корпорации.
После «визита» на Морлану-один Андор вызывает негодование местной корпорации, из-за чего его начинает преследовать местная служба безопасности – Preox-Morlana. Во главе отряда стоит помощник инспектора Сирил Карн (Кайл Соллер), который одержим идеей поймать нарушителя и выслужиться перед начальством.
Гонятся за Андором не просто так: он не только убил двух охранников, но и вывез важный артефакт. Его подруга и коллега по контрабанде Бикс (Адриа Архона) вызывает на Феррикс загадочного покупателя, готового отвалить за товар огромную сумму. Но в жестоком мире Андора никому нельзя доверять на сто процентов – а люди могут быть совсем не теми, кем кажутся.
Плюсы
Действительно оригинальная история
При просмотре «Андора» примерно на половине первого эпизода (или хотя бы к концу) зрителей может нагнать ощущение, что они ничего не понимают. И если поначалу это чувство кажется странным, пугаться не стоит: это ощущения от интересных и оригинальных шоу, которые не паразитируют на вселенной, а развивают её.
Перед новым сериалом Disney+ даже не придётся смотреть «Изгоя-один»: достаточно в общих чертах понимать, что Галактическая империя – жёсткая диктатура, планеты стремительно беднеют, а подданные становятся всё более отчаянными и озлобленными.
Феррикс выглядит как провинциальный город, Морлана-один – как огромный бизнес-центр, только все они расположены на разных маленьких планетах. А начало истории Андора – это сюжет про одного конкретного человека, который изначально не готов прогибаться под систему. Даже если сопротивляется он якобы в мелочных, эгоистичных целях: зарабатывать не только на еду, уехать из разрухи и лишний раз обвести вокруг пальца ненавистные ему институты.
Не будучи приложением к «Мандалорцу» или трилогиям Джорджа Лукаса, «Андор» не становится и пустой агиткой тоже. Например, в нём есть классовое неравенство, особенно в моменты противопоставления Морланы и Феррикса – но нет преувеличенных страданий низших классов. Все сделано очень тонко, трезво и адекватно, и на три серии почти не пришлось пафосных монологов о тяжёлой судьбе. Возможно, они появятся дальше, по мере развития сюжета и знакомства Андора с Альянсом.
Отдельно интересны и враги из первых трёх эпизодов – не штурмовики и ситхи, а самые обычные охранники. Карн запоминается не только своим лизоблюдством и желанием присутствовать. Он с самого начала показан как трус, пусть и очень преданный своему делу: именно из-за трусости и осознания своей слабости он ожесточается, как только получает серьёзное задание (и чуточку власти).
Живой, как никогда, мир «Звёздных войн»
Если не брать «Мандалорца», новые шоу по «Звёздным войнам» бывают максимально скупы на локации: в обзоре «Книги Бобы Фетта» уже ставилась проблема скучного и пустоватого Татуина. Не сильно исправились и авторы «Оби-Вана Кеноби», где планеты и города выглядели картонными – хотя основной проблемой шоу стало не это.
На контрасте с другими вышедшими сериалами «Андор» кажется удивительно живым. В нём есть старички, ворчащие на транспорт и задранные цены; постоянно ломающаяся, древняя техника и заклинивающие роботы; недовольные, уставшие рабочие, которые перешучиваются и переругиваются с узнаваемыми, человеческими нотками.
Кассиан Андор выживает не в картонных декорациях, будто бы списанных с апокалиптического «Бегущего по лезвию». Наоборот, зрителя постоянно погружают в нужную среду и атмосферу – топят в интимном полусумраке борделя на Морлане-один, «провозят» за стареньким очаровательным B-2EMO, показывая городскую суету глазами маленького дроида.
Интересная задумка с флэшбэками
Часть хронометража «Андора» уходит на очень размеренную второстепенную линию – флэшбэки к детству Кассиана. Герой рос на планете Келари, покрытой лесами и, по-видимому, обитаемой только местными племенами. Но об этом можно лишь догадываться.
Авторы показывют маленького Андора в окружении юных соплеменников, но не дают никакой конкретной экспозиции. Более того: все жители Келари говорят на родном языке – не на английском. Субтитров во флэшбэках тоже нет.
Удивительно, что это совсем не мешает пониманию происходящего. Основной сюжетный поворот становится ясным уже на втором эпизоде, а разговоры между Кассианом и другими детьми понятны интуитивно. Пока не ясно только, почему на Келари будто бы нет никаких взрослых, но именно эти мелкие загадки заставляют смотреть на детство героя с интересом.
Минусы
Долгая раскачка и отсутствие атмосферы триллера
Единственный реальный минус сериала «Андор» – его темп. «Звёздные войны» в целом некогда не претендовали на непрерывный экшен, но тут сценаристы полностью перешли в стелс-режим.
Основные динамичные сцены приходятся только на третий эпизод, а до этого тянется очень медленная – пусть и интересная – экспозиция-знакомство с Кассианом и другими действующими лицами. Зрителям придётся запастись терпением, иначе основной отправной точки сюжета и довольно крутых перестрелок после него можно и не дождаться. Остаётся только уговаривать аудиторию «остаться» разными забавными заявлениями вроде того, что «Андор» наконец привнёс во вселенную «Звёздных войн» секс — и нет, речь не только о Диего Луне.
Стоит ли смотреть дальше: как один из самых интересных экспериментов со времен «Изгоя-1»
«Андора» тяжело рекламировать людям, которые не сильно заинтересованы в лоре «Звёздных войн»: так ли интересно формирование Повстанческого альянса, если мы заранее знаем, что он победил, а Империя пала? Что вообще шпионский триллер забыл в мире преувеличенно старомодных размышлений о доблести и чести, ламповых сражений и цветных мечей, смешных дроидов и семейных подрядов? Это вполне справедливые вопросы, особенно потому, что за три эпизода в сериале набралось не так много сюжета.
Но стоит учитывать, что обычные сериалы, не завязанные на крупнейших франшизах в мире — это игра вдолгую. «Андор» действительно не прячется за очаровательными маскотами, не давит на ностальгические чувства за счёт фансервиса: он вообще больше похож на отстранённую sci-fi историю больше, чем на «Звёздные войны». Именно поэтому его хочется советовать больше, чем любой другой сериал Disney+ — это попытка действительно отойти от наследия саги Скайуокеров, даже если фактически приключения Андора будут приквелом к эпизодам I-III.