26 августа 2021Сериалы
Обновлено 16.12.2021

Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря

Российский сериал «Коса» из двенадцати эпизодов начал выходить в онлайн-кинотеатре KION 25 августа. Визуально и сюжетно он напоминает «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто: опытная сыщица расследует серию убийств молодых девушек в небольшом городке. Автор «Канобу» Мариам Григорян посмотрела три эпизода и объясняет, почему создатели «Косы» слишком увлеклись подражанием западным детективам.
Российский сериал «Коса» из двенадцати эпизодов начал выходить в онлайн-кинотеатре KION 25 августа. Визуально и сюжетно он напоминает «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто: опытная сыщица расследует серию убийств молодых девушек в небольшом городке. Автор «Канобу» Мариам Григорян посмотрела три эпизода и объясняет, почему создатели «Косы» слишком увлеклись подражанием западным детективам.

Сюжет

Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря - фото 1

На Куршской косе в Калининградской области находят тело девушки-подростка Саши (Сафия Яруллина). Убийца вспорол ей торс, забрал с шеи цепочку, а рядом оставил белую лилию. Полиция узнает почерк маньяка по прозвищу Жнец, который 22 года назад терроризировал жителей города Светлогорск и убивал девушек похожим способом. Тогда дело осталось нераскрытым, а преступления просто прекратились.

Прежде чем исчезнуть, Жнец стал суперзвездой постсоветского телевидения – его прославил ведущий Роман Рахманов (Александр Горбатов). В наши дни Рахманов получает сообщение от Жнеца и решает приехать в Светлогорск, чтобы найти убийцу. Он пытается помочь в этом детективше Еве Кайдас (Линда Лапиньш) – жёсткой женщине, расследующей убийство Саши. Вместе они пытаются раскрыть новое преступление и понять, действительно ли Жнец вернулся, или в городе орудует другой психопат, который решил присвоить его славу.

Плюс: визуальное исполнение

Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря - фото 2

Первые же кадры сериала – потрясающие виды Куршской косы, национального парка в Калининградской области. Своей фиксацией на море, песке и прибрежных пейзажах «Коса» напоминает британскую детективную драму «Убийство на пляже». Будущая жертва меланхолично гуляет по берегу в ночи, Кайдас сразу после пробуждения рисует узоры на песке и занимается фитнесом прямо на берегу – сериал мог бы стать идеальной рекламой туристического отдыха в Калининградской области.

На сайте KION «Коса» описана как «арт-триллер». Рамки этого жанра не вполне понятны, но снят сериал действительно эстетично. Операторская работа на высоте: от необычных ракурсов до композиции кадра. Например, во время допроса родственницы одной из жертв фокус смещается на задний план — на Кайдас, которая напряжённо анализирует её странный рассказ. В шоу много вставок вроде переписок, дневников убийцы, начёртанных прямо на стенах, а в момент отчаяния над головой детектива из зеркала нависает лицо одной из жертв. Несколько сцен «Косы» отлично смотрелись бы в артхаусном триллере.

Актёрский состав «Косы» сложно назвать звёздным, и это сериалу на руку. Почти нет знакомых массовому зрителю лиц, что только погружает в атмосферу небольшого города. В основном сериал тянет игра Александра Горбатова, исполнителя роли Майора Грома в короткометражке 2017 года. Несмотря на клишированность героя, у Горбатова получился убедительный образ: амбициозный в прошлом мужчина, который хочет славы, осознает свой провал и выливает всю агрессию на близких.

Минусы

Неумелое подражание западным сериалам

Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря - фото 3

Несмотря на виды калининградского пляжа и русскую речь, в «Косе» нет ничего ни от России, ни от российских сериалов. Самые важные для сюжета сцены проходят под песни британской группы Muse и другие иностранные композиции. Это режиссёрская ошибка, суть которой мы объясняли на примере «Пищеблока»: для сериала подобрали совершенно не характерный саундтрек, хотя российской музыки в том же стиле есть предостаточно. Костюмы, декорации, символика убийств и реплики маньяка перекочевали в сериал прямиком из «Настоящего детектива» или, на худой конец, «Ганнибала» Брайана Фуллера. У Кайдас даже бывают странные видения, напоминающие о тех, что были у криминального профайлера Уилла Грэма.

Апогей нереалистичности наступает уже во втором эпизоде. Блогер, с которым у Кайдас вышел конфликт, называет её обидными прозвищами – «Скади» и «Росомахой». Героиня поясняет, что так её прозвали коллеги-следователи – именем скандинавской богини, превращающей людей в лёд, и «тварью без порога насыщения». Это настолько не соотносится с бытом работников российской полиции, что рушит даже слабую привязку к месту действия. Такой детектив мог разворачиваться в какой угодно стране, он совершенно лишён национальных черт — временами забываешь, на каком языке говорят персонажи.

Персонажи «Косы», особенно детективша Кайдас, выглядят украденными из американских и скандинавских детективов. Для главной героини можно назвать конкретный прототип: скупостью на эмоции и неумением общаться с окружающими Кайдас очень напоминает Сагу Норен, главную героиню шведско-датского сериала «Мост» (Bron/Broen) (2011-2018) в исполнении актрисы Софии Хелин. Их роднят даже детали, вроде сдержанного стиля в одежде и отсутствия макияжа.

Но сценаристы «Моста» писали Сагу Норен как потенциально непопулярного персонажа. Никто не ожидал, что зрители смогут проассоциировать себя с грубой, социально неловкой и внешне безэмоциональной женщиной. К тому же на экране у Норен был антипод – её дружелюбный напарник из Дании, Мартин Руде. Фанаты увидели в героине намёки на синдром Аспергера, и Норен была важной репрезентацией для женщин с аутизмом.

На контрасте с этим Кайдас из «Косы» – неоправданно агрессивная женщина, явно задуманная как антигероиня. У неё есть крутая кожаная куртка, её ответы на любой вопрос наполовину состоят из мата, она не стесняется бить допрашиваемых или подкинуть им косяк ради шантажа. В пару к ней приставили настолько же проблемного героя-журналиста; вместе за Кайдасом и Рахмановым наблюдать не просто неинтересно, но даже неприятно. Тем более, что в первых трёх эпизодах они ничего не добиваются, а редкие подвижки в деле происходят случайно.

Кадр из сериала «Мост», 1 сезон

Кадр из сериала «Мост», 1 сезон

«Коса» повторяет за «Мостом» целую сцену в морге. Сага Норен говорит с патологоанатомом восточной внешности, а потом очень внимательно осматривает тело и озвучивает вслух свои догадки. В аналогичной ситуации (и даже с похожим патологоанатомом) Кайдас отмахивается от осмотра – она якобы уже видела всё, что ей нужно, нервничает и подчеркнуто не смотрит на тело.

Скучное повествование и образ маньяка

Больше всего в «Косе» сбивает с толку образ маньяка. В его прошлых преступлениях как будто слилось сразу несколько популярных образов серийных убийц – от Зодиака до семьи Таттлов из первого сезона сериала «Настоящий Детектив» (True Detective). Жнец заманивает жертв с помощью писем и признаний в любви, совершает ритуальные убийства, заигрывает с прессой, продвигает невнятную философию и при этом остаётся совершенно неуловимым. Чёткого образа маньяка в сериале нет.

При этом Кайдас настаивает, что Жнеца на самом деле нет в живых – он умер 22 года назад, а убийство Саши совершил подражатель. Но за три эпизода новых жертв не появляется, а Жнец-самозванец никак себя не проявляет (кроме текстового сообщения Рахманову). В «Косе» нет реальной угрозы, нет интересного расследования, даже брифинг по поимке преступника – обязательный элемент любого детектива, который может зацепить зрителя – случается только в третьей серии.

Смотреть ли дальше?

Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря - фото 5

Визуально «Коса» выглядит на порядок лучше многих российских детективов, особенно на контрасте с простыми проектами в стиле «Душегубов» 2021 года. Но в «Душегубах» есть сильный антагонист и захватывающий сюжет, которых для жанра триллера достаточно. В «Косе» нет ни образа врага, ни вразумительных протагонистов. Его герои — ходячие клише, злодей постоянно за кулисами, а сюжет в первых трёх сериях не интригует.

Но хуже всего шоу выглядит в сравнении с западными предшественниками. В основе «Настоящего детектива» лежала сильная идея, в основе «Моста» – динамика между двумя интересными, непохожими друг на друга героями, «Ганнибал» был визуально отточен до совершенства. Из «Косы» получился разрозненный набор крутых кадров, плохо адаптированных к российской действительности заимствований и деталей, не складывающихся в единую картину.

Обложка и фото материала: пресс-служба KION

Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Татьяна Фомичева
Татьяна Фомичева
Комментарий был удален
scandaljke
scandaljke
"В основе «Настоящего детектива» лежала сильная идея, в основе «Моста» – динамика между двумя интересными, непохожими друг на друга героями, «Ганнибал» был визуально отточен до совершенства." Потрясающая графомания.
kaiser468
kaiser468
Как бы это странно и смешно не звучало, но походу и наши деятели которые ваяют сериалы в первую очередь ориентированы на экспорт, например тот же Netflix. Когда какой то новый российский сериал туда попадает это преподносится с огромной помпой, хотя качество исполнения особенно сценарное вызывает большие вопросы, как например Троцкий, который больше тянет на исторический комикс чем биографическую драму или "наш ответ" Западному миру под названием Лучше чем люди. Вот и получается что отечественные писаки вроде бы стараются не отставать от западных трендов что то подсматривая у забугорных коллег, но в тоже время это делается скорее чтобы у рядового нетфликсовского зрителя весь этот контент проще и быстрее удабривался. И в результате у подобных проектов теряется и некая самобытность и собственное лицо и получается одеяло скроенное из разных лоскутов.