Впечатления от «Косы»: слабая калька с «Моста» и «Настоящего детектива» о маньяке у Балтийского моря
Сюжет
На Куршской косе в Калининградской области находят тело девушки-подростка Саши (Сафия Яруллина). Убийца вспорол ей торс, забрал с шеи цепочку, а рядом оставил белую лилию. Полиция узнает почерк маньяка по прозвищу Жнец, который 22 года назад терроризировал жителей города Светлогорск и убивал девушек похожим способом. Тогда дело осталось нераскрытым, а преступления просто прекратились.
Прежде чем исчезнуть, Жнец стал суперзвездой постсоветского телевидения – его прославил ведущий Роман Рахманов (Александр Горбатов). В наши дни Рахманов получает сообщение от Жнеца и решает приехать в Светлогорск, чтобы найти убийцу. Он пытается помочь в этом детективше Еве Кайдас (Линда Лапиньш) – жёсткой женщине, расследующей убийство Саши. Вместе они пытаются раскрыть новое преступление и понять, действительно ли Жнец вернулся, или в городе орудует другой психопат, который решил присвоить его славу.
Плюс: визуальное исполнение
Первые же кадры сериала – потрясающие виды Куршской косы, национального парка в Калининградской области. Своей фиксацией на море, песке и прибрежных пейзажах «Коса» напоминает британскую детективную драму «Убийство на пляже». Будущая жертва меланхолично гуляет по берегу в ночи, Кайдас сразу после пробуждения рисует узоры на песке и занимается фитнесом прямо на берегу – сериал мог бы стать идеальной рекламой туристического отдыха в Калининградской области.
На сайте KION «Коса» описана как «арт-триллер». Рамки этого жанра не вполне понятны, но снят сериал действительно эстетично. Операторская работа на высоте: от необычных ракурсов до композиции кадра. Например, во время допроса родственницы одной из жертв фокус смещается на задний план — на Кайдас, которая напряжённо анализирует её странный рассказ. В шоу много вставок вроде переписок, дневников убийцы, начёртанных прямо на стенах, а в момент отчаяния над головой детектива из зеркала нависает лицо одной из жертв. Несколько сцен «Косы» отлично смотрелись бы в артхаусном триллере.
Актёрский состав «Косы» сложно назвать звёздным, и это сериалу на руку. Почти нет знакомых массовому зрителю лиц, что только погружает в атмосферу небольшого города. В основном сериал тянет игра Александра Горбатова, исполнителя роли Майора Грома в короткометражке 2017 года. Несмотря на клишированность героя, у Горбатова получился убедительный образ: амбициозный в прошлом мужчина, который хочет славы, осознает свой провал и выливает всю агрессию на близких.
Минусы
Неумелое подражание западным сериалам
Несмотря на виды калининградского пляжа и русскую речь, в «Косе» нет ничего ни от России, ни от российских сериалов. Самые важные для сюжета сцены проходят под песни британской группы Muse и другие иностранные композиции. Это режиссёрская ошибка, суть которой мы объясняли на примере «Пищеблока»: для сериала подобрали совершенно не характерный саундтрек, хотя российской музыки в том же стиле есть предостаточно. Костюмы, декорации, символика убийств и реплики маньяка перекочевали в сериал прямиком из «Настоящего детектива» или, на худой конец, «Ганнибала» Брайана Фуллера. У Кайдас даже бывают странные видения, напоминающие о тех, что были у криминального профайлера Уилла Грэма.
Апогей нереалистичности наступает уже во втором эпизоде. Блогер, с которым у Кайдас вышел конфликт, называет её обидными прозвищами – «Скади» и «Росомахой». Героиня поясняет, что так её прозвали коллеги-следователи – именем скандинавской богини, превращающей людей в лёд, и «тварью без порога насыщения». Это настолько не соотносится с бытом работников российской полиции, что рушит даже слабую привязку к месту действия. Такой детектив мог разворачиваться в какой угодно стране, он совершенно лишён национальных черт — временами забываешь, на каком языке говорят персонажи.
Персонажи «Косы», особенно детективша Кайдас, выглядят украденными из американских и скандинавских детективов. Для главной героини можно назвать конкретный прототип: скупостью на эмоции и неумением общаться с окружающими Кайдас очень напоминает Сагу Норен, главную героиню шведско-датского сериала «Мост» (Bron/Broen) (2011-2018) в исполнении актрисы Софии Хелин. Их роднят даже детали, вроде сдержанного стиля в одежде и отсутствия макияжа.
Но сценаристы «Моста» писали Сагу Норен как потенциально непопулярного персонажа. Никто не ожидал, что зрители смогут проассоциировать себя с грубой, социально неловкой и внешне безэмоциональной женщиной. К тому же на экране у Норен был антипод – её дружелюбный напарник из Дании, Мартин Руде. Фанаты увидели в героине намёки на синдром Аспергера, и Норен была важной репрезентацией для женщин с аутизмом.
На контрасте с этим Кайдас из «Косы» – неоправданно агрессивная женщина, явно задуманная как антигероиня. У неё есть крутая кожаная куртка, её ответы на любой вопрос наполовину состоят из мата, она не стесняется бить допрашиваемых или подкинуть им косяк ради шантажа. В пару к ней приставили настолько же проблемного героя-журналиста; вместе за Кайдасом и Рахмановым наблюдать не просто неинтересно, но даже неприятно. Тем более, что в первых трёх эпизодах они ничего не добиваются, а редкие подвижки в деле происходят случайно.
«Коса» повторяет за «Мостом» целую сцену в морге. Сага Норен говорит с патологоанатомом восточной внешности, а потом очень внимательно осматривает тело и озвучивает вслух свои догадки. В аналогичной ситуации (и даже с похожим патологоанатомом) Кайдас отмахивается от осмотра – она якобы уже видела всё, что ей нужно, нервничает и подчеркнуто не смотрит на тело.
Скучное повествование и образ маньяка
Больше всего в «Косе» сбивает с толку образ маньяка. В его прошлых преступлениях как будто слилось сразу несколько популярных образов серийных убийц – от Зодиака до семьи Таттлов из первого сезона сериала «Настоящий Детектив» (True Detective). Жнец заманивает жертв с помощью писем и признаний в любви, совершает ритуальные убийства, заигрывает с прессой, продвигает невнятную философию и при этом остаётся совершенно неуловимым. Чёткого образа маньяка в сериале нет.
При этом Кайдас настаивает, что Жнеца на самом деле нет в живых – он умер 22 года назад, а убийство Саши совершил подражатель. Но за три эпизода новых жертв не появляется, а Жнец-самозванец никак себя не проявляет (кроме текстового сообщения Рахманову). В «Косе» нет реальной угрозы, нет интересного расследования, даже брифинг по поимке преступника – обязательный элемент любого детектива, который может зацепить зрителя – случается только в третьей серии.
Смотреть ли дальше?
Визуально «Коса» выглядит на порядок лучше многих российских детективов, особенно на контрасте с простыми проектами в стиле «Душегубов» 2021 года. Но в «Душегубах» есть сильный антагонист и захватывающий сюжет, которых для жанра триллера достаточно. В «Косе» нет ни образа врага, ни вразумительных протагонистов. Его герои — ходячие клише, злодей постоянно за кулисами, а сюжет в первых трёх сериях не интригует.
Но хуже всего шоу выглядит в сравнении с западными предшественниками. В основе «Настоящего детектива» лежала сильная идея, в основе «Моста» – динамика между двумя интересными, непохожими друг на друга героями, «Ганнибал» был визуально отточен до совершенства. Из «Косы» получился разрозненный набор крутых кадров, плохо адаптированных к российской действительности заимствований и деталей, не складывающихся в единую картину.
Обложка и фото материала: пресс-служба KION