Впечатления от 2 сезона «Великой»: потерявшая юмор история перевоспитания императора
Сюжет
«Великая» (The Great) — очень вольная интерпретация биографии Екатерины II. В заставке сериала так и говорят: «эпизодически правдивая история». События имеют слабое отношение к реальной истории России.
В конце первого сезона Екатерина II (Эль Фаннинг) наконец смогла воплотить в жизнь заговор против мужа, императора Петра III (Николас Холт). На её стороне — часть российской армии во главе с генералом Велементовым (Дуглас Ходж); умный и проницательный граф Орлов (Саша Дхаван); бывшая придворная дама Мариаль (Фиби Фокс) архиепископ, которого очень фамильярно зовут «Арчи» (Адам Годли) и даже тётка Петра, Елизавета (Белинда Бромилов).
Чтобы начать государственный переворот, Екатерина жертвует фаворитом — Львом (Себастьян де Соуса), которого убивает император. Пётр бежит от жены и окончательно загнан в угол. Екатерину вот-вот коронуют императрицей и единоличной правительницей страны, но это лишь начало. Теперь ей предстоит завоевать доверие и любовь двора. Причём сделать это нужно как можно быстрее, ведь она беременна законным наследником престола.
Плюсы
Развитие персонажей
Обязательное условие при просмотре «Великой» — не относиться ни к чему всерьёз. Персонажи этого сериала изначально абсурдны, комичны, имеют одну-две гипертрофированных черты характера. Например, император Пётр III в великолепном исполнении Холта постоянно повторяет, что в жизни его интересуют только еда, выпивка и секс. Он импульсивен и груб, ничего не смыслит в управлении страной, принимает решения как капризный ребёнок, а посреди дипломатических переговоров может вдруг полезть в дурацкую драку.
Всё, к чему прикасался в первом сезоне Пётр III, превращалось в фарс. Даже необыкновенный технологический прорыв — изобретение парашюта — император использовал, чтобы спустить с крыши дворца разозлившую его собачку Мариаль.
Но авторы последовательно и ненавязчиво придают этому персонажу больше человеческих черт. От других героев мы узнаём, что над будущим императором в детстве издевались родители: культивировали в ребёнке жестокость и глупость, поэтому другим он вырасти просто не мог. Но временами император всё-таки прислушивается к своим близким. Например, он оказался восприимчив к рассказам и увещеваниям Екатерины и постепенно начинает меняться к лучшему.
Во втором сезоне Пётр III, который узнал о беременности супруги, очень старается измениться. Он внимательный и чуткий в отношении Екатерины, чтобы завоевать её доверие обратно; император даже не сопротивляется происходящему перевороту, а впервые в жизни сдерживается и терпеливо ждёт, чтобы дело разрешилось в его пользу. Неожиданно комичный и нелепый персонаж на наших глазах обретает интеллект и голос.
Меняется на этом фоне и сама Екатерина: из испуганной и разочарованной юной девушки в первом сезоне она постепенно превращается в суровую и упрямую правительницу. Она всё делает по-своему, от мельчайших деталей переворота до необычного наряда на коронацию. При этом из Екатерины не делают бесчувственную, неестественно «сильную и независимую» героиню: она не лишена эмпатии, по-прежнему страдает по погибшему любовнику, переживает за будущее ребёнка и всей страны.
За этим противостоянием разумной, но тонко чувствующей императрицей и грубым, неотесанным, но искренне настроенным на перемены императором наблюдать даже интереснее, чем в первом сезоне. От лёгкого и китчевого сериала не ждёшь такой глубины и трогательности.
Непредсказуемый и сюрреалистичный сюжет
Если вы всё-таки относите себя к знатокам российской истории, то сериал будет смотреть вдвойне интереснее. Так как шоу от и до не соответствует действительности, угадать следующий сюжетный поворот невозможно. Апогея это достигает в конце первого эпизода — только в сюрреалистичных и смешных историях Тони Макнамары герой может отказаться от целой империи из-за самой банальной и низменной потребности. Власть в «Великой» переходит из рук в руки так же легко, как в «Фаворитке», и зритель никогда не знает, на чьей стороне будет удача в следующей серии.
Минусы
Меньше юмора и больше драмы
В первом сезоне в «Великой» было гораздо больше мелких шуток и колкостей в репликах героев, которые постоянно подчёркивали абсурдность происходящего. Пётр III провожал войска на фронт с громким лозунгом: «… [разбомбите] их!»; придворные к месту и не очень вспоминали байку о том, что Екатерина якобы занималась сексом с конём; графа Орлова из-за его робкости и зажатости называли импотентом. Среди пошлого юмора изредка попадались драматичные и грустные сцены, которые напоминали о жестоких реалиях XVII века — ужасах войны, плачевном положении крестьян, отсутствии прав у женщин.
К началу второго сезона скопилось несколько событий, которые авторам нужно разрешить, чтобы двигать сюжет дальше. И ради логичного разрешения конфликтов они будто на время забыли о юморе. Шутки в «Великой» всё ещё есть, и комичность некоторых ситуаций вполне в духе сериала. Дети при дворце играют головой убитого графа и грубят императрице, а Пётр III постоянно беспрепятственно уходит из-под домашнего ареста, сколько бы охраны не поставили у его дверей. Но первые два эпизода лишены того задора и лёгкости, который был в предыдущих.
Стоит ли смотреть дальше?
Сценарист Тони Макнамара умеет соблюдать баланс между трагическим и комическим. Через нелепые, абсурдные повороты и искажение истории он создаёт персонажей, которым неожиданно сопереживаешь: от полубезумной королевы из «Фаворитки» до капризного и грубого Петра III. При этом фильмы и сериалы с его участием всегда собирают безупречный актёрский состав: Холт в роли императора раскрылся как ни в одной другой своей работе, а в Фаннинг идеально сочетаются нежность и революционный настрой.
«Великая» — один из немногих современных сериалов, где женским и мужским персонажам уделяют одинаково внимания, и героям любого пола можно быть «серыми» и неидеальными. Екатерина слишком неопытна и не готова к правлению, а её супругу ещё слишком далеко до избавления от токсичной маскулинности.
Но при всех плюсах и хорошем заделе на будущее авторы «Великой» как будто больше склоняются в сторону драмы, чем комедии. И это заставляет переживать о будущем сериала, который прежде всего хорош своим юмором. Смотреть его дальше, тем не менее, стоит ради интересных идей и наглой, хулиганской интерпретации событий российской истории, где происходящее даже не назовешь клюквой — настолько оно сказочно и неправдоподобно.