«В новом фильме я ухожу к „Джентльменам“». Интервью с режиссером «Спайс бойз» Владимиром Зинкевичем
Предметом нашего разговора стали не только «Спайс боуз», хотя в фильме хватает отсылок как к классическим западным антинаркотическим фильмам, так и ко многим моим любимым слэшерам. До этого Владимир поставил очень неплохой криминальный мини-сериал «Качели» из жизни современных бандитов, где успел поработать с легендой смешанных единоборств и звездой американских боевиков Олегом Тактаровым.
Также мы обсудили новый проект Зинкевича — криминально-романтическую комедию о любви дочери вора к сыну прокурора.
О «Спайс бойз»
— Были ли у вас какие-то ориентиры в плане западных слэшеров/хорроров при создании «Спайс бойз» — особенно третьего акта?
— Прямых ориентиров — наверное, нет. Но я люблю жанр, да. Не так давно смотрел хоррор про свадьбу «Я иду искать»; прикольный фильм. Я всеядный, люблю жесткое кино и очень много смотрю всего. Конечно, хочется, чтобы мое кино отличалось от других картин.
— В Murder Party Джереми Солнье есть персонаж в волке маска — мне он напомнил одного из ваших убийц…
— Мне эта собака на голове запала в сериале «Фарго». В третьем сезоне, где Макгрегор снимается, есть русский персонаж — один из пары киллеров. Его играет хорватский актер (я его, кстати, пробовал на роль Лося в «Спайс Бойз», которого в итоге сыграл Владимир Сычев). Он мне присылал пробы, и я честно думал его брать. Но у него большая занятость, и как-то не получилось у нас.
Да и продюсеры меня отговаривали — зачем тебе, он два метра ростом, почти не говорит по-русски, что это будет… Но вот эта собака — это да, отсылка к «Фарго».
— Для вас в этом фильме главное месседж или развлекательность? Или одно для вас не исключает другого?
— Наверное, не исключает. Думаю, что я сделал ставку на развлекательность. Мне в целом не близки нравоучения, потому что, что ни рассказывай, как ни убеждай, но если человек настроен что-то попробовать или сделать, он это сделает, правильно?
Всегда есть вероятность, что фильм, например, может изменить какое-то решение. В любом случае я не исключаю взаимность этих двух компонентов в нашем фильме.
— А были ли сцена, где объяснялось, что все-таки случилось со стриптизершей?
— Нет. По сюжету, после того, как ее заперли, она уснула, проснулась, когда все началось, и боялась выйти. Такая была задумка. А уже когда приехал ОМОН, тогда она выскочила из укрытия с газовым баллончиком, боясь, что пришли за ней.
— Насколько сознательна перекличка с тематическими фильмами про наркотики и наркозависимость — от «На игле» до «Реквиема по мечте»?
— В любом случае это разные реальности — если мы берем иностранное кино и нашу жизнь, это абсолютно разные два мира. Я впервые посмотрел «Реквием по мечте», когда начал писать сценарий «Спайс Бойз». У нас, мне кажется, несколько другое кино… «На игле» — может быть, немного ближе.
— Одну цитату я точно узнал — где девушка кричит под водой в бочке.
— Да, это отсылка к «Реквиему».
— Как шла работа над сценарием — вы просто взяли реальную историю, хронику, или она наложилась на что-то, что вы и так хотели написать?
— Получилось случайно. Было застолье, и один парень (он указан в титрах, как автор идеи) вспомнил эту историю — я начал копаться в хронике на следующий день и подумал, что стоит сделать короткий метр. Более жесткий, социальный, черно-белый, наверное.
Фильм выглядел бы как реальная история в Гомеле — старый жуткий дом, люди не очень приятные. Такое кино «по следам» реальных событий.
Продюсеры предложили сделать полный метр. Я согласился и уже тогда пошел его «раздувать» до молодежного какого-то фильма с героями и плюс начал собирать разные истории про наркотики. Смотрел много материалов — и про спайс, и про соли. То есть делал какую-то собирательную историю. Если взять сцену, где один из героев говорит по пачке сигарет как по телефону, то это вообще известный ролик с YouTube. Чувака остановили, а он звонит по пачке сигарет, договаривается, чтобы гаишники его отпустили.
Потом уже много говорил с актерами — кто-то из них, да и вообще ребята из съемочной группы когда-то пробовали разные вещества. Кому-то повезло, кому-то — нет, как героям настоящей истории. Писал тяжело…
— Это ваш первый полнометражный сценарий?
— Полный — да. Я дошел до 70% и бросил писать, когда узнал про фильм Гаспара Ноэ «Экстаз». Бросил, психанул. Иногда садился, дописывал по 3-4 строчки и потом опять бросал.
Узнал про фильм, когда Канны объявили программу, потом дождался премьеры в Минске, и уже мы сходили большой группой людей. И тогда я решил писать дальше, потому что, на мой взгляд, это разное кино.
— Получается ваш фильм чуть ли не первый такого рода на русском языке — плюс-минус «Кислота»?
— Мне «Кислота» понравилась. Но он больше социальный фильм. А так еще была «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша. Жуткая картина, я ее в кинотеатре смотрел, когда мне было лет 14. Очень тяжелый фильм.
Про кино и сериалы о мафии
— Помимо «Спайс бойз» меня очень заинтересовал ваш криминальный мини-сериал «Качели». Скажите, фраза «я никогда не хотел быть бандитом» — это отсылка к «Славным парням» Скорсезе?
— Конечно. По-любому. Там куча отсылок и к «Сопрано», и к Скорсезе. У него все гангстерские фильмы такие четкие. «Ирландца» я смотрел раза три, а до этого еще книгу прочитал.
Я вообще фанат итальянской мафии. Когда в первый раз приехал в Нью-Йорк, я ездил по тем местам, где убивали боссов…
— Альберта Анастазию?
— Да, был в этом отеле, где его убили, в цирюльне этой. У меня еще друг в Нью-Йорке живет, он, как гид, все знает. Я даже был в social club действующем, где был экипаж Дженовезе… тоже действующий. Случайно туда зашел, забавная история.
— Сериал тоже вдохновлен какой-то реальной историей, вашим личным опытом?
— Там очень много реальных историй. Но завязка абсолютно придуманная, высосанная из пальца, я считаю. Я вообще хотел снять комедию — меня потом уговорили, что комедий много, давай снимем что-то более серьезное.
Для меня было главное передать, как они общаются между собой. У нас за 15 лет установился четкий стереотип бандита в кожаной куртке, который все громит, рушит, попадает в тюрьму, его убивают, а герои-милиционеры — классные пацаны.
Я не за популяризацию и не за романтизм этой, скажем так, профессии, но было очень много историй от друзей, от близкого окружения. Коронация та же — я писал под диктовку, потому что я сам бы это не придумал просто.
– Что вы смотрели за последний год, что вас особенно впечатлило?
— «Довод» смотрел недавно. До этого невероятный сериал «НольНольНоль». И я его советую. Мне еще очень зашла «Гоморра» — и первый сезон, и второй. А потом я как-то подостыл.Но вообще, когда я снимаю, стараюсь ничего не смотреть в процессе.
Про Олега Тактарова
— У вас в «Качелях» снимается Олег Тактаров — расскажите, как он пришел в проект?
— Мы пилот сняли в 2016 году, а продолжение, семь серий, в 2017-м. Олег снялся в пилоте — это был один съемочный день. Когда мы с ним познакомились, мы минут двадцать разбирали вместе его персонажа. Обсуждали, что у героя жена бывшая, например, хотя ее нигде даже и нет… Такой у него подход.
Когда Олег второй раз приехал на съемки, с ним уже было попроще, ведь мы уже друг друга знали. Не знаю, честно говоря, почему он в нашем сериале участвовал. Когда несколько последних съемочных дней было, он мне сказал, что клевый материал, и такого у него давно не было. И ему было интересно — это его слова…
Когда сериал вышел на IVI и на других площадках, Олег мне позвонил, сказал, что его в последний раз по «Хищникам» так узнавали. Говорит, везде, в поездах, на вокзале где-то подходят и говорят спасибо за «Качели». Он в шоке был в общем.
— Кажется, там одна драка с ним, в последней серии… Олег как-то участвовал в хореографии?
— Нет, он абсолютно тек по течению, что каскадеры говорили, он то и делал. Единственное, он предупредил, что не хочет бороться, бросать кого-то. Мне не хотелось из него делать какого-то спортсмена, как его везде преподносят. А так — он очень добрый, отзывчивый, но немного странный человек, как и все мы.
Про новый фильм
— Ваш новый полнометражный фильм — тоже про бандитов?
— Это комедия, но с гангстерской тематикой. У меня получается дочь вора и сын прокурора познакомились, и у них завязались отношения. «Ромео и Джульетта», короче.
— А название есть уже?
Рабочее — «Мне нужен только он». Наше время, условный город — Смоленск, например; не Москва. 53 смены, осталось уже 12. Выпустить хотел бы 8 марта, но там уже столько фильмов заявлено… И еще неизвестно, как пандемия повлияет на прокат.
Состав у фильма мощный — Буслов, Сычев, Камынина, Санаева, известная зрителям как Лиса-Алиса, Маслодудов (Соловей из «Спайс Бойз»), Игорь Ясулович. Квитатиани из «Голоса», который еще снимался в фильме «На Париж», разбитом в пух и прах Евгением BadComedian Баженовым. И Пухляш еще у меня снимается, из Little Big.
— Экшен там будет — драки, боевые сцены?
— Обязательно, все это снимается.
— В стиле «Качелей», реалистичные?
— В новом фильме я больше ухожу к «Джентльменам». Смесь эстетики Скорсезе, где все красивые, нарядно одетые, и Гая Ричи. Немного туда. Вообще фильм получился нетипичным для Ричи. «Джентльмены» — это его стилистика, но такая, более вылизанная, что ли.
И много музыки у меня будет. Очень много всего… я снимаю и кайфую.