В Иркутске открылась школа будущего. Кто и как построил ее?
Как начиналась «Точка будущего»
Идея реализовать благотворительный проект на территории Иркутской области, где у Авдоляна были свои бизнес-интересы, появилась еще в 2013 году. Как рассказал сам предприниматель на открытии «Точки будущего», изначально предполагалось строительство детского дома, но после проведенных исследований идея трансформировалась в создание образовательного комплекса, целью которого станет социализация детей, оставшихся без попечения родителей, и помощь приемным семьям.
«Мы заказали исследование и потом посмотрели: чтобы успешно адаптировать приемного ребенка в социуме, нужен не отдельно построенный детский дом, где дети живут обособленно, а необходима среда, в которой детей из приемных семей будет не больше 15%», — рассказал Авдолян.
Для финансового наполнения проекта в 2013 году был создан благотворительный фонд «Новый дом». Попечительский совет фонда возглавил российский политик, руководитель госкорпорации «Ростех» и уроженец города Черемхово Иркутской области Сергей Чемезов.
«Мы оба искренне хотим помочь своей земле. Месту, где мы росли. И очень здорово, если нашу идею подхватят и в других регионах. А мы в свою очередь готовы поделиться всеми разработками и опытом», — заявлял Чемезов в интервью «Комсомольской правде».
Активное строительство образовательного комплекса и поселка для семей с приемными началось в 2017 году. Параллельно с этим руководство «Точки будущего» стало проводить отбор и обучение педагогов и психологов. Через обучающую программу прошло около 600 преподавателей, притом что на работу было принято только 160 человек.
Приемная кампания в детский сад и школу проходила в два этапа: зимой 2019-го и весной 2020-го. Всего было принято порядка 670 детей, чуть более сотни из которых — из приемных семей. Руководство «Точки будущего» получило около 4,5 тысячи заявок на прием детей из Иркутска и населенных пунктов Приангарья.
Особенности архитектуры
Архитектурный проект «Точки будущего» был разработан датским проектным бюро CEBRA и доработан в соответствии с российскими реалиями проектировщиками из Москвы (UNK project) и Иркутска («СТБ-Проект»). В результате получилось футуристичное сооружение, все корпуса которого находятся под одной крышей, вписанное в рельеф Чертугеевского полуострова (местность, где находится комплекс).
«Проект по своей сути очень метафоричный. Единая крыша, объединяющая разные ступени образования, — это одна большая идея, один образовательный результат, на который они все нацелены, начиная от детского сада и заканчивая старшей школой: готовность и способность распоряжаться своей жизнью. Это то, вокруг чего здесь все «закручено». Сам круг — это метафора костра, вокруг которого собираются люди, делятся своими мыслями, впечатлениями, дружбой. То, что нас объединяет, и легло в основу проекта», — рассказал заместитель директора по учебной работе Максим Астраханцев.
Главные особенности, которые отличают «Точку будущего» от обычных школ:
- Отсутствие привычных коридоров, замененных на «многофункциональные пространства», где дети могут проводить свободное от учебы время — играть в настольные игры, петь, танцевать, собираться компаниями и просто отдыхать;
- Нет привычных вытянутых в длину классов, как следствие — нет «камчатки». Часть кабинетов обустроена специально для групповых занятий, когда детям нужно разбиться на «фракции», часть — для индивидуальных.
- Внутренний двор школы насыщен разными спортивными площадками, снарядами, тренажерами. К ним есть выход из каждого корпуса.
- Все учебные корпуса находятся под единой крышей. Концепция объединения позволила вписать под нее и отдельно стоящий детский сад, который, по строительным нормам, должен находиться в стационарном здании. Таким образом он одновременно находится отдельно от школы (не связан с ней крытыми переходами, как все другие корпуса) и вместе с ней под одной крышей.
- Одной из главных архитектурных особенностей стало хаотичное расположение оконных проемов. Это влияние скандинавского стиля. Снаружи такое решение выглядит непривычно, что добавляет шарма школе и домам в поселке. При этом у такого хода есть и практическая цель — окна на разных уровнях обеспечивают большую освещенность помещений.
Кто такой Альберт Авдолян
Школа, не похожая на школу
Школьные корпуса «Точки будущего» — широкие, просторные, светлые. В центральном корпусе находится атриум — место встреч детей, этакий «распределительный пункт» ко всем остальным частям школы. Здесь же проводят уроки и внеурочные занятия, ставят спектакли, встречаются с родителями, устраивают пресс-конференции.
«Точка будущего» максимально непохожа на школу. Она больше походит на большой досуговый центр, в котором дети иногда ходят в школу. Между занятиями у них проходят разные внеурочные кружки и секции, во время которых можно изучать разные языки отдельно от школьной программы, постигать азы программирования или осваивать азы домашнего ремонта.
-
Здесь оборудована отдельная мастерская, где детей учат работать работать со строительными инструментами, монтировать сантехнику, класть плитку и т.д.2. Классы физики, химии, биологии оснащены по высшему разряду. Например, в классе биологии есть установка для аэро- и гидропоники, которая позволяет проводить опыты по выращиванию и селекции растений. Предмет ведет специалист-биолог, занимавшийся практической биологией, но ушедший в преподавание, заинтересовавшись концепцией «Точки будущего».
-
Школа закупила современную технику для технических и творческих мастерских: токарные станки, швейные машинки, гончарные круги, 3D-принтеры, в «Кулинариуме» (аналоге класса домоводства) есть топовая бытовая техника.
-
В «Точке будущего» есть три спортивных зала с различным функционалом (для общей подготовки, обучения спортивным играм, гимнастической и танцевальной работы) и бассейн.
-
Для школьников оборудовали собственный пресс-центр с медиастудией, оборудованной пультами-микшерами, камерами, светом, фотозоной.> «Мы работали на всю систему образования города и Иркутской области. На эту программу заходили около 600 человек. Мы надеялись, что учителя, прошедшие у нас подготовку, будут проращивать полученные идеи у себя в школах», — пояснил он.
-
Если вы часто думаете, что вам не хватает времени на что-либо, попробуйте поменять ракурс
ФГОСы и жизненное планирование
Несмотря на какую-то космическую, нешкольную обстановку, «Точка будущего» все-таки остается учреждением образования, основная цель которого — давать детям новые знания и готовить их к поступлению в высшие учебные заведения.
Замдиректора школы Максим Астраханцев рассказал, что при проведении конкурса по отбору преподавателей проводилось переобучение, сравнимое с получением второго высшего образования. По его словам, удалось сформировать «основу» из около 160 специалистов и «резерв».
В «Точке будущего» отличается разделение на образовательные ступени. Здесь есть только младшее (с 1 по 6 классы) и старшее (с 7 по 11) звенья. По замыслу педагогов, такое деление должно помочь учащимся 5-6 классов, у которых при обычном делении часто пропадает желание учиться из-за слишком резкого перехода к условно «взрослой» жизни. Предполагается, что здесь они будут «взрослеть» постепенно, оставаясь младшеклассниками, но в то же время наставляя самых маленьких.
В основе образовательного процесса находится технология жизненного проектирования — достижение запланированного результата в собственной жизни, она рассматривается как предмет преобразования. Детям предлагают формулировать цели собственного развития, а по итогам обучения представить свои личные жизненные проекты.
Денежный вопрос
Одними из новоселов в поселке образовательного центра стала семья Людмилы Низовцевой. Женщина воспитывает восьмерых детей, шестеро из которых — приемные. В 2019 года ее семья стала лучшей приемной семьей Иркутска.
Им и другим семьям дали новое жилье (квартиры или целые коттеджи — для самых больших семей) и крупную сумму денег для того, чтобы обустроиться на новом месте. При этом в квартире было уже все, что нужно для жизни — мебель, техника, посуда.
По ее словам, дети в восторге и от нового дома, и от школы. «Они уже влились в учебный процесс, записались на внеурочные занятия, и в первые выходные постоянно говорили: «Скорей бы в школу», — со смехом рассказывает она.
Сейчас комплекс предоставляет только бесплатные образовательные услуги, и пока о коммерцилазиации обучения речи не идет. По словам Сергея Чемезова, содержание школы будет обходиться в пределах 600 миллионов рублей в год, строительство комплекса стоило 6 миллиардов. Сейчас государство никак не участвует в финансировании «Точки будущего», это прерогатива бизнес-сообщества, которое занимается наполнением благотворительного фонда «Новый дом».
Учащиеся и сотрудники «Точки будущего» обеспечиваются трехразовым бесплатным питанием, детям предоставляют все необходимое для учебы — атласы, карты, печатные тетради, учебно-методические пособия. В детский сад закупаются новые игрушки и мебель, в школу — различное оборудование и расходные материалы, инвентарь для работы.
В будущем планируется строительство новых коттеджей для приемных семей, гостиницы для гостей-специалистов, квартир для педагогов, психологов и тьюторов.
«Мы рассматриваем множество моделей, при которых благотворительный фонд смог бы самостоятельно обеспечивать себе прибыль. Некоторые компании, которыми я владею, будут передавать безвозмездно в фонд часть своих доходов. Будем делиться, отдавать десятину. Есть еще международный опыт, когда выпускники школы вносят свой вклад в ее развитие. Мы надеемся, что сможем сделать ее для них вторым домом», — рассказал Альберт Авдолян.
В следующем году такую же школу начнут строить в Якутске. В середине сентября Авдолян, Чемезов и глава Якутии Айсен Николаев подписали соглашение о намерении начать строительство аналога «Точки будущего» в столице республики.