Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Игра без рук. Как минчанин с ДЦП проходит игры и монтирует летсплеи

Александр Зенько из Минска очень любит игры — он любит их настолько, что играть ему не мешает даже детский церебральный паралич. Саша управляется одним лишь подбородком и таким образом проходит сложные платформеры вроде Super Meat Boy. На его примере рассказываем, с какими проблемами сейчас сталкиваются игроки с ограниченными возможностями. И как они с ними справляются.
Александр Зенько из Минска очень любит игры — он любит их настолько, что играть ему не мешает даже детский церебральный паралич. Саша управляется одним лишь подбородком и таким образом проходит сложные платформеры вроде Super Meat Boy. На его примере рассказываем, с какими проблемами сейчас сталкиваются игроки с ограниченными возможностями. И как они с ними справляются.

SEGA — первая консоль, Doom — одна из первых игр

Игровой стаж у Саши — больше, чем у многих. С видеоиграми он познакомился еще в 1980-е, когда друзья и родственники играли на компьютере и консоли, а Саша наблюдал за их прохождением со стороны.

У меня почти с самого рождения был компьютер ZX Spectrum, а потом консоль SEGA — и братья с нашим соседом приходили играть, а я сидел и смотрел, как они их проходят. Сам я не мог держать геймпад в руках.

Позднее у Саши появился ПК, на котором он играл в шутеры Doom и Descent — левой рукой двигал мышку и нажимал клавиши W, A, S, D на клавиатуре. К началу 2000-х влияние детского церебрального паралича на организм проявилось сильнее, и через несколько лет Саше стало сложно двигать руками. И управлять играми с их помощью — тоже. Только вот желания играть меньше не стало, и он попробовал использовать для управления подбородок.

Я просто стал двигать мышку подбородком, и у меня получилось!

Во второй половине 2000-х Саша открыл для себя Lineage 2, хотя прежде считал, что уж в MMO, где масса кнопок, навыков и в целом довольно сложное по своему устройству управление, играть никак не сможет. И тем не менее, по совету друга, все же попробовал сыграть в «Линейку» — и получилось. Во многом из-за того, что в ней любого моба можно выделить мышью и затем применить к нему способности героя. Да и остальные геймплейные механики оказались удобными, и MMO увлекла Сашу на несколько лет.

Потом, правда, забросил.

Чтобы ходить в топовые инстансы, необходимо достойное PvE-оружие. У меня такого не было, к сожалению. Можно было, конечно, и саппортом ходить, но это гораздо тяжелее и в разы ответственнее. Не хотелось, если что вдруг, подвести команду.

Тем не менее удовольствия от Lineage 2 Саша получил немало. И, несмотря на то, что возможностей управлять персонажем у него было куда меньше, чем у других игроков, играл он с ними на уровне. Многие, когда узнавали историю Саши, даже не сразу ему верили — говорили, что слишком уж он хорош в «Линейке».

Особый софт для стримов и монтаж в Premiere Pro

Научиться играть, управляя мышкой с помощью подбородка, — только полдела. И в какой-то момент Саша задумался о том, что было бы здорово, если б кто-то создал программу, позволяющую «перенести» раскладку игр, созданных для клавиатуры, на мышь. То есть адаптировать управление так, чтобы все основные действия можно было бы выполнять именно мышью.

И этот «кто-то» нашелся — один из пользователей «Хабра», программист Михаил Митрошин, который посвятил проблеме аксессибилити несколько постов. На один из них Саша и обратил внимание, а затем связался с Михаилом и попросил помощи. Программист написал для него две программы — MHook и MishkinaMish. Первая позволяет именно что переназначить кнопки на мышь, а также создавать так называемые «окна-кнопки» — это области, в соответствии с которыми MHook считывает положение курсора в пространстве. Если Саша, скажем, двигает его вправо, то и персонаж бежит вправо, и так далее. Тем же образом через эту программу можно задать другие действия.

Эх, если бы разработчики делали такой фикс для крупных игр вроде новых частей Doom, я бы мог играть продуктивнее.

Вторая утилита, MishkinaMish, дает возможность совершать определенные действия с помощью голоса. Ну, или мычания, как в случае Саши — ведь разговаривать он не может. Это два основных софтверных инструмента, которыми он пользуется, — без них играть было бы попросту невозможно.

Когда появились программы, Саша решил, что можно и постримить. Так и зародился его YouTube-канал No Hands! Let`s Play, где почти каждый день он публикует новые записи с прохождением игр. Чаще всего Саша проходит платформеры и приключения с изометрией, реже — шутеры.

Больше всего я люблю именно 2D-платформеры. Почти во всех 3D-играх мышь закреплена в центре окна, в этом случае MHook не работает. Если и в 2D-игре то же самое, мне приходится просить разработчиков отцепить мышь от центра экрана.

И разработчики идут навстречу Саше — не все, разумеется, но многие. Проще всего достучаться до авторов инди-игр — по понятным причинам. Когда мы списывались с Сашей для подготовки этого материала, он пытался поиграть в Little Reaper, но не мог этого сделать, так как игра автоматически размещает курсор в центре экрана каждую миллисекунду. Тогда он создал тред в Steam, где попросил создателей о помощи. Откликнулись они очень быстро, пообещали что-нибудь придумать — и придумали! Недавно Саша выложил на своем канале прохождение Little Reaper.

Другой момент — все это дело смонтировать и выложить на канал. И даже с этим Саша справляется своими силами, записывая прохождение одним дублем, а затем монтируя ролик, если это необходимо, в Adobe Premiere Pro. На создание одного видео может уйти от 5 до 40 минут.

С монтажом мне помогает та же программа MHook, где я могу задать те самые «окна-кнопки». И если в играх я вешаю на эти «окна-кнопки» определенные действия героя, то в Adobe Premiere Pro могу повесить кнопку «резать» или любую другую. При наведении курсора на такое окно видео автоматически обрежется в нужном месте.

Картинки-превью к роликам Саша тоже делает сам — в Adobe Photoshop. За основу берет или официальные арты, или собственные скриншоты, сделанные во время прохождения. А вот с оформлением картинок ему помогает Михаил Дементьев, администратор одного из VK-пабликов.

Доступность игр в России и на Западе

Людей вроде Саши во всем мире много, и все они, несмотря ни на что, хотят играть в игры. Только вот игры по большей части создаются для тех, кто может взять в руки геймпад или воспользоваться клавиатурой с мышью. И тем не менее доступность видеоигр для игроков с ограниченными возможностями — всегда отдельный вопрос, который разработчики так или иначе пытаются решить. С разным успехом, но тем не менее. Есть, скажем, сайт Game Accessibility Guidelines, где собраны советы для разработчиков по поводу того, как сделать игру доступнее. Советы эти написаны самими разработчиками.

Впрочем, проблему аксессибилити исследуют не только игровые студии, но и журналисты. Например, сайт Dager основан редактором Джошем Страубом, у которого диагностирован детский церебральный паралич. С ним над сайтом работают еще несколько авторов с нарушениями разного рода, их цель — писать рецензии с точки зрения игроков с ограниченными возможностями. The Last of Us: Part 2, скажем, они оценили как игру, в которой почти нет проблем с аксессибилити, а вот Doom Eternal, по их словам, практически не приспособлена для людей, у которых есть нарушения, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Да и одной из самых популярных игр в мире, Grand Theft Auto 5, по их мнению, хватает проблем.

Понятно, что ультимативного решения проблемы аксессибилити придумать невозможно, но стремиться к тому, чтобы сделать игры доступнее, можно и нужно. И первые шаги в этом вопросе, как мне кажется, должны делать именно разработчики. Потому что кто, если не они?

У Саши Зенько, к примеру, есть собственный сайт, на котором он выкладывает прохождение игр и фотографии с прогулок с друзьями (у него даже есть соответствующий хэштег — #ПогуляйсСашей), а также предлагает разработчикам игр свою помощь в тестировании игр. Знаете, как часто к нему за этой помощью обращаются?

Никогда.

Авторы, впрочем, всячески идут ему на встречу, если нужно исправить что-то (как в той же Little Reaper из примера выше по тексту), и предоставляют ключи на свои игры. Сейчас на Steam-аккаунте Саши 1750 игр, и почти все их он получил от разработчиков. И это здорово, но мало кто — особенно из инди-разработчиков — привлекает игроков с ограниченными возможностями к тестированию. А ведь именно это позволило бы адаптировать управление и сделать еще один шаг к решению проблемы аксессибилити.