5 лучших игр по Warhammer 40,000 (+ мнение Виктора Зуева)
Warhammer 40,000: Dawn of War и дополнения для нее
Первой по-настоящему массовой игрой по «сорокатысячнику» стала оригинальная Dawn of War — игра от авторов Homeworld, которая познакомила с миром «Вахи» огромное количество людей. И до Dawn of War, конечно, были игры по вселенной, но ни одна из них не добилась такой же популярности.
Все потому, что DoW не рассчитана на заядлых «настольщиков» и предлагает схожую со многими другими RTS концепцию. Есть база, есть ресурсы, есть юниты — только воевать надо не толпами по сотне человек, а небольшими отрядами. Потому и ставка сделана на тактику («зерг раш» в DoW работает плохо) и умение грамотно контролировать армию и ход сражения.
Для игры вышло три дополнения — Warhammer 40,000: Dawn of War - Winter Assault, Warhammer 40,000: Dawn of War - Dark Crusade и Warhammer 40,000: Dawn of War - Soulstorm, каждое привнесло что-то свое. В WA добавили Имперскую гвардию. В DC — некронов и тау, командиров, захват провинций и много чего еще. В Soulstorm — еще две фракции (Сестер Битвы и темных эльдаров), прикрутили — криво, но все же! — авиацию. Еще в Soulstorm был масштаб — война шла уже не на одной планете, а в целом секторе.
Чем еще хороша Dawn of War? Ну, это увлекательная стратегия в реальном времени, без всяких скидок на то, что жанр мертвый и игр не выходит (в то время жанр был вполне себе живой). В ней зрелищная сюжетная кампания, брутальный махач, без которого вселенную «сорокатысячника» уже, кажется, никто и не воспринимает, а еще довольно простые и адекватные правила.
Фанаты, кстати, долгое время продлевали жизнь квадрологии, выпуская моды. Добавляли даже дополнительные фракции и порой полностью переделывали игру под «тот самый настольный „Вархаммер“». Согласитесь, о многом говорит!
Warhammer 40,000: Dawn of War 2 и дополнения для нее
И снова игра Relic — прямое продолжение DoW. Dawn of War 2 студия создавала уже с оглядкой на фидбэк фанатов, а потому попыталась отойти от устоявшейся модели и зарулить на территорию настолки. Масштаб порезали еще сильнее, в кампании мы и вовсе управляем буквально несколькими отрядами, да и некоторые правила в онлайне стали ближе к первоисточнику. Но при этом играть все еще интересно. Брутальности и зрелищности прибавили, в сингл ввернули тиранидов, да и основа геймплея — та, что про тактику и микроконтроль — никуда не делась.
Самое впечатляющее, впрочем, оставили на дополнения. В Warhammer 40,000: Dawn of War 2 – Chaos Rising добавили вездесущий Хаос и возможность пройти кампанию, оставшись лояльным Империуму или послав все к Кхорну. Ну, в том плане, что можно выбрать, в каких шмотках ваши орлы полетят на миссию — в нормальных или пораженных влиянием Хаоса. И это реально классный момент, пусть в глобальном плане он вообще ни на что не влияет. Бонусом — пара миссий на борту космического скитальца и шанс настучать по черепушке очередному Очень Злобному Демону.
С Warhammer 40,000: Dawn of War II - Retribution дела обстоят немного хуже. Там добавили несколько новых играбельных рас прямо в кампанию, но про разнообразие в геймплее при этом забыли. Не важно, за кого вы играете — в любом случае будет одно и то же. Меняются лишь диалоги и кое-какие мелкие моменты, а вот карты и задачи — нет. С точки зрения сюжета Retribution получилась даже не шагом, а прыжком назад по сравнению с предыдущим дополнением. Тем не менее это не делает дополнение откровенно плохим, ведь геймплей не сломали — играть все еще здорово.
И снова Relic, да. На релизе игра не то чтобы осталась незамеченной — скорее, непонятой. Многим не понравился очень уж скучный сюжет, кто-то бесился из-за того, что главными героями сделали вездесущих Смурфомари… виноват, Ультрамаринов. В недостатки записывали и «скучный геймплей», и «плохую графику», и даже «отсутствие атмосферы настоящего „Вархаммера“». В общем, ругани было много.
Иронично, что сейчас, спустя восемь лет, многие чуть ли не на коленях просят у Relic сиквел. Или хотя бы ремастер для актуальных платформ. Потому что на самом-то деле Space Marine вышла вполне себе. Особенно если учесть, что других нормальных экшенов по «сорокатысячнику» не существует.
Space Marine — это бодрый забег по трупам орков и хаоситов, игра, где брутальности больше, чем во всех DoW вместе взятых. С простым, но адекватным (в рамках вселенной) сюжетом. И это все еще единственная игра по «Вахе», в которой вы можете почти в упор посмотреть на то, как орка распиливают пополам цепным мечом, или как тело очередного хаосита улетает куда-то в космос от удара силового молота. Таких игр не было до этого, и уже восемь лет фанаты не могут допроситься хоть чего-то похожего.
А еще в Space Marine неплохой мультиплеер — простенький, но цепляющий. До сих пор помню, как здорово врываться на реактивных ранцах на вражескую часть карты, и крошить там всех, до кого дотянешься. Если не снимут из дальнобойного оружия еще на подлете, конечно.
Перейдем от масштабов к минимализму. Space Hulk — это адаптация одноименной настолки (да, во вселенной «Вахи» вовсе не одна настольная игра). Отряд Космических десантников высаживается на скитальце, чтобы бить морды тиранидам… или получать от тиранидов по морде — тут уж как повезет.
Из Space Hulk неоднократно пытались сделать видеоигру, с переменным успехом. Первый заход совершила Electronic Arts в 1993 году, а второго пришествия пришлось ждать двадцать лет (непотребство для N-Gage за игру никто не считает). Space Hulk 2013 года получилась спорной, но близкой к первоисточнику. За вычетом некоторых деталей, но все же.
Главный плюс — атмосфера. Игре удалось воссоздать узкие (особенно для космодесанта в терминаторской броне) коридоры, где в любой момент может возникнуть смертельная опасность. Все как в настолке — терминаторов мало, тиранидов много, нервов не хватает. Главная проблема — совершенно нечеловеческий рандом, вызывающий в памяти худшие примеры из XCOM. Персонажи будут мазать даже тогда, когда, казалось бы, промазать невозможно.
Если «коридорная тактика» вас не устраивает, можно сыграть в «коридорный экшен» в духе Left 4 Dead, Space Hulk: Deathwing. Это тоже игра про группу космодесанта на борту скитальца, только вместо тактики тут боевик, да еще и многопользовательский. Впрочем, многого ждать не стоит — это игра не без удачных моментов, но надолго она удержит едва ли.
Да-да, знаю, тут уже вторая часть вышла, а я пишу про первую. Но во вторую я еще не сыграл (но мы о ней все равно уже написали!), а вот в первую успел.
Battlefleet Gothic: Armada — «ваха» космическая, про битвы огромных летающих кафедральных соборов, метеоритов с двигателями и прочих «монстров», работающих на пафосе. Эта игра в очередной раз подтверждает, что во вселенной WH40K действительно нет ничего, кроме вечной бойни. На планетах — война и ад, в недрах космических скитальцев — война и ад, и в космосе ничего другого вам не предложат.
Armada — видеоигровая версия еще одной настолки, Battlefleet Gothic, которая сосредоточена на действиях военного флота Империума в Готическом секторе. Причем версия эта получилась крайне удачной, ведь игра практически во всем следует канонам серии, не покушается на верования фанатов и при этом не требует какого-то запредельного скилла. «Армаду» будет относительно несложно освоить любому, кто играл в другие стратегии — главное в интерфейсе не заблудиться.
Первую часть стоит отметить хотя бы за глубину. В ней вы не просто отправляете флотилии на бойню — вам надо еще и учитывать мощность флота, следить за улучшениями и снаряжением кораблей и много думать. Просто выделить все корабли и послать в атаку — гиблое дело, тем более что на разборку с некоторыми вражескими судами можно потратить пару-тройку минут реального времени. Но если вас не пугает возня с интерфейсом и кораблями и не смущает медленный темп — дайте «Армаде» шанс.
Мнение Виктора Зуева, редактора Disgusting Men
Главные игры по WH40K делает одна студия — Relic Entertainment. Как так получилось? Варп его знает. При этом у фэнтези-подразделения Warhammer таких проблем не возникает. Что ни релиз, то в точку. Но вернемся к проклятому «сороковнику».
Первое — это безусловно серия DoW, а конкретно Chaos Rising. Лучшая сюжетная RTS по сей день. Где вы видели стратегию со сценарной интригой, которая сохраняется до последнего момента, потому что основана на выборе игрока? Персонажи, диалоги, внешний вид десантников, количество предметов, артефактов и апгрейдов — все это до сих пор не удалось превзойти ни в одной игре по WH40K.
Вторая игра вновь возвращает нас к Relic. Сюжетный экшн Space Marine в свое время поливали грязью со всех сторон — и фанаты WH40K, и все остальные. Сравнивали с Gears of War, естественно не в пользу Space Marine. Поклонники «вахи» видели лишь лютый «неканон», забывая о самой игре. Спустя восемь лет пришло тяжкое похмелье — ведь ничего лучше так и не вышло.
Space Marine — это высокобюджетная (по меркам игр WH40K), красивая, с хорошим геймплеем и захватывающим сюжетом, единственная в своем роде игра по «сороковнику». И поскольку видеоигры по «вахе» родом из настольного варгейма, то среди них больше всего стратегий по мотивам. А Space Marine дала нам уникальный шанс оказаться в шкуре космодесанта и пройтись по миру-кузне, разглядеть WH40K, так сказать, изнутри. Ничего подобного не было ни до, ни после.
40 К — для девок.
спехсмехринс топовый, 50 часов в мультиплеер на релизе наиграл. И космодесантник с силовым мечом и джетпаком играется абсолютно иначе от тяжеловеса с плазмапушкой.