11 декабря 2018Киберспорт
Обновлено 12.04.2019

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов

Если формально подходить к вопросу о главных событиях в мире киберспорта, повлиявших на развитие индустрии, то этот топ состоял бы исключительно из подборок многомиллионных инвестиций. Но киберспорт — это не только про деньги, а прежде всего про зрительский интерес, а он в свою очередь зависит от множества факторов. Мы собрали 9 наиболее значимых событий 2018 года, которые, как нам кажется, напрямую определяют современный киберспорт. Не киберспорт, как перспективную сферу для инвестиций, а киберспорт, как культурное явление.
Если формально подходить к вопросу о главных событиях в мире киберспорта, повлиявших на развитие индустрии, то этот топ состоял бы исключительно из подборок многомиллионных инвестиций. Но киберспорт — это не только про деньги, а прежде всего про зрительский интерес, а он в свою очередь зависит от множества факторов. Мы собрали 9 наиболее значимых событий 2018 года, которые, как нам кажется, напрямую определяют современный киберспорт. Не киберспорт, как перспективную сферу для инвестиций, а киберспорт, как культурное явление.
Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 1

1. Победа OG на The International

26 августа состоялся финал The International 2018 по Dota 2. В финале OG переиграла китайцев из PSG.LGD со счетом 3:2, заработав при этом более 11 миллионов долларов.

Почему это важно?

The International по Dota 2 уже долгое время был своеобразным показателем развития киберспорта. Можно взять любой репортаж на ТВ или статью интернет-СМИ, не связанного с играми и киберспортом, и там обязательно будет про TI и его призовой фонд. Да, говоря о главном турнире года в «Доте» (а для СНГ и в киберспорте вообще) всегда вспоминают о деньгах. Но вот незадача, игры не становятся интереснее и зрелищнее, если в призовом фонде появляется лишний миллион. Давайте будем откровенны, последние финалы TI, как минимум, были предсказуемы и «одноколиточны», а, как максимум, просто скучны. В 2017-м году у нас был финал 3:0 от Team Liquid, в 2016-м вялая борьба от DC в матче с Wings. Много ярких воспоминаний у вас сохранилось от тех серий? У меня ни одного.

Финал TI 2018 — это то, ради чего мы смотрим киберспорт, ради чего можно звать друзей, идти в бар и до самого утра не отрываться от экрана, параллельно срывая голос. Такие игры распаляют любовь к игре. Они ставят киберспорт на одну ступень с традиционным спортом, показывая, что финалы киберспортивных чемпионатов — это не просто «посиделки задротов», а эмоции и драйв настоящих соревнований.

Победа OG — это еще и история золушки. В любом виде спорта приятно смотреть и сопереживать взлету «андердога». Кто вообще всерьез воспринимал коллектив, из которого незадолго до TI ушли двое ключевых игроков? При том ушли некрасиво — молча и неожиданно. А ведь OG создавалась как команда двух друзей — Notailʼa и Fly, и вот один бросает другого перед самым важным турниром в сезоне. А еще ведь есть история Topsonʼa, для которого это был первый турнир в жизни или Ana, пропустившего пол сезона, и так красиво вернувшегося, чтобы сразу после TI снова уйти в инактив.

Пожалуй, этим и значим триумф OG, ведь в нем переплелось множество человеческих историй, о которых хочется рассказать даже далеким от киберспорта людям. Киберспорту и его болельщикам нужны такие истории и такие финалы, чтобы хвастаться можно было не только суммами призовых.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 2

2. Старт Overwatch League

Первый сезон Overwatch League в пике собрал 436 789 зрителей. В дальнейшем этот показатель, естественно, упал, но лиге все равно удалось держаться за средний показатель в 100 тыс. человек на трансляции. И это без учета китайских зрителей, коих к плей-офф лиги набиралось почти под 2 миллиона. Красивая студия, профессиональный продакшн и увлекательные игры — таким получился первый сезон Overwatch League.

Почему это важно?

Blizzard замахнулась на создание лиги, которой еще не было в киберспорте. За образец была взята система спортивных американских лиг. Да, у Overwatch League были свои проблемы, о некоторых из них мы даже успеем еще в этом топе поговорить.

Но главное это то, что Blizzard удалось сделать вкусный, респектабельный и долгосрочный проект. Среди главный спонсоров лиги такие компании, как T-Mobile, HP, Intel, Toyota. Слот для команды стоил порядка 10 миллионов долларов. Но несмотря на такие цены, во втором сезоне желающих стало еще больше.

Пускай от заявленной «битвы городов» было одно название, так как почти за все команды играли корейцы. Зато Overwatch League показала, что киберспортивные турниры можно организовывать так, чтобы за них не было стыдно. Без постоянных техников на сцене, пытающихся починить интернет или монитор, без неловких церемоний открытия и без постоянных опозданий. Overwatch League работала четко и красиво. И неважно, нравится ли тебе сама игра или нет, тут важнее именно концепция, разработанная Blizzard.

А еще в Overwatch League установили необычный рекорд (точнее антирекорд). Команда Shanghai Dragons потерпела 40 поражений в 40 играх — подобного еще никогда не было не только в киберспорте, но и в обычном спорте.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 3

3. Киберспортсмены и реклама

В этом году сразу несколько крупных брендов в России провели рекламные компании с киберспортсменами. Михаил «Dosia» Столяров из команды Gambit по CS: GO засветился в промо-роликах МТС. Мобильный оператор рекламировал тариф «Хайп» с безлимитным использованием Twitch. Ярослав «pashaBiceps» Яжомбковски стал «сыном маминой подруги» в рекламных роликах карты Visa All Games от «Тинькофф Банк».

Уже в конце года еще двое игроков VP стали лицами крупных брендов. 24 сентября в рекламе Head & Shoulders снялся Роман «RAMZES666» Кушнарев, а спустя неделю капитан «медведей» по «Доте» Алексей «Solo» Березин появился в рекламе Gillette.

Почему это важно?

На западе киберспортсмены уже не первый год становятся героями рекламных роликов, для нас же это все-таки в новинку. Тут важно то, что крупные бренды, причем несвязанные с играми или компьютерной техникой, готовы интегрироваться в киберспорт. Причем с каждым разом это происходит все более и более осмысленно и естественно. Рекламодатели видят в киберспорте возможность добраться до молодой аудитории — аудитории «твича» и соц.сетей, а не традиционных СМИ.

Подобные рекламное сотрудничество для киберспорта — это вопрос не только денег, но и статуса. Любой вид спорта не может без звезд или, точнее будет сказать, селебрити. Бьерндалена или Шумахера знают люди даже не следящие за биатлоном и Формулой 1. Эта популярность в том числе держится и на сотрудничестве с крупными брендами.

Конечно, в СНГ киберспорте еще нет фигуры калибра Овечкина или Бьерндалена. Но если в киберспорт начали приходить крупные бренды, значит рано или поздно «свой Овечкин» появится и здесь. И тогда не придется объяснять своим знакомым, далеким от киберспорта, кто такой Solo или Noone.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 4

4. Премьер-министр Дании на турнире по CS:GO

В начале ноября в Копенгагене прошел турнир BLAST Pro Series по CS: GO. Запомнился он не только победой NaʼVi, но и тем, что на церемонии открытия выступил действующий премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен. В своей речи он обратился ко всем игрокам: «Вы — спортсмены, настоящие спортсмены, следующие за мечтой и использующие свои таланты». Расмуссен уже давно следит за соревновательным CS, он несколько раз упомянул своих земляков — команду Astralis — у себя в твиттере. Но одно дело поздравить с победой на турнире при помощи 140 символов, а другое публично поддержать киберспорт и стать частью крупного события.

Почему это важно?

Киберспорт отчаянно сражается за признание, причем как за формально правовое, так и за медийное и статусное. Для большинства политиков и высокопоставленных функционеров из мира традиционного спорта компьютерные игры остаются баловством, причем довольно вредным и неприличным. В России только ленивый депутат или эксперт в эфире федерального канала не обвинит игры и киберспорт во всех проблемах общества.

А теперь представьте, если условный Владимир Путин приедет на открытие EPICENTER в Москве и скажет нечто подобное. Как изменится информационный фон вокруг игр и киберспорта в России? К сожалению, такое мы сможем увидеть лишь в своих влажных мечтах, а вот датчане нет.

Посещение турнира и публичная поддержка киберспорта премьер-министром Дании — признак того, что киберспорт выходит из категории игрушек в песочнице. Хотя бы в Дании. Но в любом случае, это уже маленькая победа и первый шаг в сторону Олимпийских игр.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 5

5. Дисквалификация xQc за гомофобию

Лига Overwatch не успела стартовать, а вокруг нее уже начали плодиться скандалы. Кого-то наказывали за показанный средний палец, кого-то за использование мема с «лягушонком Пепой», а вот Феликса «xQc» Ленджиела забанили за гомофобию. Причем насовсем.

xQc был игроком команды Dallas Fuel. После поражения от Houston Outlaws он не сдержался, и в ответ на издевку со стороны соперника предложил тому «закрыть чертов рот и пососать толстый член». Только вот незадача, игрок которому Феликс адресовал свое «предложение» был открытым геем. Blizzard обвинила игрока в гомофобии и отстранила его на 4 игры, выписав еще и штраф в 2 $ тыс. Чуть позже xQc уличили в расизме, когда он спамил в чат на Twitch смайл «Trihard», в то время как в кадре был афроамериканский ведущий. После этого инцидента с игроком порвали контракт и он распрощался с Overwatch League.

Почему это важно?

Во-первых, киберспорт показал свою зависимость от социальной повестки. В течение года это начало проявляться все заметнее: то косплеера обвинят в расизме за «блекфейс», то стримера на Twitch забанят, а то и вовсе ополчатся на игрока всей нацией из-за одной шутки. Последний пример с азиатским игроком Kuku так и вовсе дошел до абсурда. В русскоязычной среде подобные истории всегда воспринимаются с улыбкой: «Ну пошутил один азиат над другими, ну и что?». Оказалось, что китайцы крайне щепетильны в этом вопросе. Из-за одной фразы «Ching Chong» они готовы сначала устроить травлю игрока в соц.сетях, а потом грозиться не пустить его на турнир в своей стране.

Вторая проблема киберспорта в этой связи — это отсутствие устоявшихся правил. У каждого турнира может быть свой регламент. Нет единых четких правил, нет условных дисциплинарных комиссий, которые могли бы классифицировать те или иные нарушения игроков, в том числе и этические нарушения. Вместо этого игра в угадайку или хождение по минному полю, где непонятно, какое твое действие или фраза могут выйти за рамки «правил». А если нет правил, нет и понятной системы наказаний.

Mind_Control позволил себе оскорбление в сторону русских, за что не был наказан со стороны Valve. В тоже время на ситуацию с Kuku Valve внимание обратила.

Где отсутствуют четкие правила и последовательность при принятии решений, всегда будет место для спорных, а порой и скандальных ситуаций. Киберспорт явно показал свою уязвимость. Но ведь признать, что проблема есть — это ведь уже почти победа, да?

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 6

6. Уход Dendi из NaʼVi

1 сентября Natus Vincere объявила, что Dendi окончательно покидает их состав по Dota 2. 8 лет Даниил «Dendi» Ишутин защищал цвета «рожденных побеждать». Вместе с NaʼVi Dendi стал победителем первого The International и дважды занимал второе место на TI2 и TI3 соответственно. В последние годы NaʼVi часто меняла свой состав, но каждый раз в нем оставался Dendi. Теперь ушел и он.

Почему это важно?

Уход Dendi — прежде всего, событие крайне символичное, ведь вместе с ним, как бы патетично это не звучало, ушла и целая эпоха. Многие нынешние киберспортсмены, да и просто фанаты «Доты» пришли в Dota 2, увлеклись киберспортом благодаря ему. Его «Пудж» стал символом Dota 2 для русскоязычных игроков.

С другой стороны, большинство болельщиков NaʼVi и просто нейтральных зрителей давно повторяли как мантру фразу, что «Денди уже не тот». Однако «Денди» оставался важным медийным активом команды, ведь он известен не только в СНГ, но и во всем мире.

То, что NaʼVi в новом сезоне решили собирать состав уже без Dendi, — показатель того, что, киберспортивные организации начинают ориентироваться на спортивные достижения, а не на прибыль с «медийки». И ради этого готовы искать молодых и талантливых «ноунеймов» и доверять им место в составе.

Еще недавно трансферный рынок в СНГ по «Доте» — это был просто круговорот небольшого числа игроков. Наши организации перекидывались одними и теми же известными игроками в надежде, что вот сейчас, вот сейчас, точно паззл сложится. Однако не складывается, причем совсем. У NaʼVi может тоже не сложиться, но организация хотя бы попыталась.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 7

7. Первый некорейский чемпион по Starcraft

В рамках BlizzCon 2018 проходил чемпионат мира по Starcraft 2. Его победителем стал финский игрок Йоона «Serral» Сотала. И тут необязательно знать конкретно этого парня, важно лишь то, что он не кореец. Ведь это впервые за всю историю игры (в том числе и первой части), когда кубок чемпиона мира достался не корейцу. Serral победил в финале со счетом 4:2 и выиграл 280 тыс. долларов.

Почему это важно?

Конечно, прежде всего, это событие повлияет на комьюнити Starcraft. Возможно, успех Serral усилит интерес к игре у европейцев. За этим может последовать приток новых киберспортсменов, которые больше не будут бояться корейцев, считая их непобедимыми.

Победа Йоона, как мне кажется, показательна и для всего киберспорта — потихоньку стирается региональная принадлежность тех или иных дисциплин. Мы привыкли к тому, что определенные страны или регионы играют в одни игры и совершенно не умеют играть в другие. Теперь эта однобокость сглаживается.

Например, раньше в «Доте» команды из Южной Америки, попадая на крупные турниры, вызывали лишь смех и сочувствие. Теперь они становятся намного более конкурентоспособными. В CS: GO интегрируются китайцы, команда из поднебесной TYLOO занимает уже 22 место в рейтинге HLTV (это выше, чем Cloud9, G2, Virtus.pro и Gambit). Чемпионат мира по League of Legends в этом сезоне впервые за долгое время выиграли не корейцы. Их даже в финале не было. Вместо них трофей разыгрывали китайцы и европейцы. Все это говорит о том, что в разных дисциплинах киберспорта географическое представительство становится все более пестрым. Вслед за этим уже и зрительский интерес подтягивается и здоровая конкуренция в самих играх.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 8

8. Рекорды Fortnite

4 ноября 2018 года пик одновременного онлайна игроков в Fortnite достиг 8, 3 млн.

Почему это важно?

Можно не любить Fortnite, но нельзя не признать, что Fortnite — это самое популярное, что вообще есть в мире игр на данный момент. Fortnite везде. Его стримят рэперы и футболисты, победные танцы из него исполняют на телевизионных шоу. Игра даже засветилась как одна из наиболее популярных причин разводов в Англии. За год мы уже изрядно подустали от потока новостей, в том числе околоигровых, связанных с Fortnite. Но все равно эта смесь диснеевского мультика и Minecraft в нашем топе. Почему? Все просто. Fortnite — это яркая и красивая обертка для всех современных онлайн-игр. Да, может быть тебя, прожженного ветерана PUBG и еще сотен шутеров, «бомбит» от этой оболочки, зато она привлекает тех, кто далек от игр.

Порог вхождения в киберспорт, даже в качестве зрителя, крайне высок. В большинстве дисциплин очень сложно разобраться, не наиграв в самой игре условную сотню часов. Именно поэтому, попав на трансляцию турнира по Dota 2 или Overwatch, каждый первый неподготовленный зритель переключит спустя пару минут. Сложно. А в Fortnite просто. Интуитивно понятно, мультяшно, весело. Именно поэтому Fortnite ставит такие рекорды.

Так какая польза киберспорту от популярности Fortnite? Игра Epic Games — это легкий аперитив перед главным блюдом. Fortnite способна вырастить целое поколение новых геймеров, которые чуть повзрослев разбредутся по другим дисциплинам, или, хотя бы заинтересуются ими. К тому же, Fortnite за этот год привлекла внимание не только к себе, но и ко всей индустрии. А где внимание, там и инвестиции.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 9

9. Artifact — новая дисциплина

В ночь с 28 на 29 ноября Valve выпустила карточную игру по вселенной Dota 2 — Artifact. Это первый за долгое время релиз компании. Свою новую игру Valve еще до релиза начала позиционировать как киберспортивную дисциплину.

Почему это важно?

Могу лишь представить, сколько удивления, а может и возмущения вызовет у вас нахождение детища Valve в топе 2018-го года. Да, в Artifact кощунственная монетизация, которая злит большинство игроков, и с этой точки зрения новый проект от Valve вполне мог оказаться в каком-нибудь антитопе. Но мы сейчас говорим об Artifact не как об игре, а как о перспективной киберспортивной дисциплине.

Если отбросить финансовую сторону вопроса, то даже большинство хейтеров Artifact признают, что игра действительно вариативна, интересна и визуально привлекательна. Valve еще на выставочном турнире до релиза игры показала, что учла ошибки других ККИ и как следует проработала «спектейтор-мод».

XC, как киберспортивная дисциплина, существует лишь благодаря чемпионату мира на BlizzCon. Соревновательный Gwent, как мне тяжело это признавать, мало кому интересен (пик зрителей ни разу не переваливал даже за 90 тысяч с учетом Китая). Во многом поэтому большинство киберспортивных организаций заранее подписали игроков по Artifact, ведь кто как не Valve знает, как делать этот самый киберспорт. Еще до выхода игры Valve уже объявила о том, что в 2019 году проведет турнир по Artifact, победитель которого получит миллион долларов, а общий призовой фонд будет и того выше.

Если хотите без лишних нервов и доната проводить вечера за картами — играйте в Gwent. Artifact — это Формула-1 от мира киберспорта — дорогое шоу, в котором необязательно участвовать, куда увлекательнее просто смотреть. И если Valve удастся оживить ККИ, как киберспортивную дисциплину, составив достойную конкуренцию МОВА-играм и «королевским битвам», то я, забыв о той самой монетизации, просто скажу Valve спасибо.

Киберспорт. Главные события 2018 — топ-9 самых важных моментов - фото 10
Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Марубу Мертв
Марубу Мертв
Комментарий был удален
seether
seether

А как же ching chong скандал ? Он достоин отдельного места а не упоминая в другом пункте.