Рецензия на «Заговор против Америки». Что получилось у авторов «Прослушки» в жанре антиутопии?
Но «Тремей» от Саймона — практически несмотрибельный сериал, в «Прослушке» был ужасный, самопародийный 5 сезон, в «Двойке» — очень скучный первый. Все дело в том, насколько эти гениальные, без сомнения, авторы увлекаются либеральной пропагандой и памфлетизмом — отказываясь от честной и реалистичной драматургии в пользу того или иного месседжа.
С этой стороны The Plot Against America может показаться худшим проектом авторов. Снятая по одному из последних романов великого американского писателя Филипа Рота мини-серия рассказывает об альтернативных США 1940 года, где на выборах вместо Франклина Делано Рузвельта победил Чарльз Линдберг.
Сейчас чета Линдбергов известна как жертвы похищения и убийства сына-младенца в начале 30-х годов — прототипы главных героев «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Но в свое время красавец-пилот и его жена были настоящим символом Соединенных Штатов… хоть Линдберг не скрывал своих антисемитских взглядов и открыто выступал против вступления США во Вторую мировую войну (хоть прямо Гитлера он и не поддерживал).
Само собой, с таким Президентом еврейскому населению в США приходится несладко — хотя большая часть американцев всем довольна, ведь наших парней не убивают в Европе. За 6 серий страна успевает довольно далеко склониться в сторону нацистской Германии — вплоть до убийств и погромов по национальному признаку.
Рот написал свой роман в 2004 году в знак протеста против президенства Джорджа Буша-младшего — Саймон и Бернс проецируют все на понятно какого государственного лидера. Но это не агитка, не дешевая аунтиутопия-предостережение в духе «вот почему Джордж Буш/Дональд Трамп ничем не лучше Адольфа Гитлера» (пусть авторы и придерживаются примерно таких политических взглядов).
Не ждите от «Заговора» альтернативной истории в духе «Человека в высоком замке» или непонятно как функционирующей дистопии «Рассказа служанки». Это очень камерная ситуация одной еврейской семьи из Нью-Джерси в трудные для страны годы… как, собственно, и все остальное творчество Рота.
Писатель был начисто лишен воображения и писал только про себя, свою семью, своих друзей и знакомых — словом, жизнь того небольшого сообщества, которое знал вдоль и поперек. Самый большой ужас для героев тут — не массовые убийства или концентрационные лагеря, а добровольно-принудительное (по работе отца) переселение в Кентукки, с которым привыкшие к уютной городской жизни диаспоры персонажи и борются большую часть экранного времени.
Есть и местные коллаборационисты в лице супружеской четы раввина Лионеля (Джон Туртурро) и тети главного героя (Вайнона Райдер). Но они тоже не совершают ничего особо ужасного — участвуют в светских раутах, встречаются с Риббентропом, устраивают программу, по которой еврейские городские мальчики некоторое время живут на американских фермах (и которую папа героя немедленно сравнивает с Гитлерюгендом)… Словом, сотрудничают с администрацией.
Самое главное оружие Рота — это не фантазия, а наоборот, правдоподобие происходящего. Он рассказывает о реальных инцидентах из своего детства, латентных и не очень проявлениях до- и после- (да, наверное, и вовремя-) военного расизма, свидетелем которых он был. Саймон и Бернс с огромным мастерством переносят все это на экран. В лучших сценах прикладного антисемитства в сериале вообще нет слов, только многозначительные взгляды.
Смотреть на то, как семья пытается адаптироваться к стремительно ухудшающейся обстановке, одновременно жутко и интересно. Кто-то встанет на сторону мамы (великолепная Зои Казан, игравшая жену главного героя в «Двойке»), строящей планы по эмиграции в Канаду. Кто-то будет ассоциироваться с во что бы то ни стало пытающимся удержаться за место под солнцем папой (прекрасный Морган Спектор из 7 сезона Homeland и «Подпольной империи»).
Есть и более милитантный образ — Алвин (малоизвестный ирландский актер Энтони Бойл), двоюродный брат главного героя, который незаконно записывается в канадскую армию, чтобы воевать с нацистами. Но «Бесславных ублюдков» тут ждать не стоит. Несмотря на очень бодрые сцены подготовки, военная карьера персонажа завершается бесславно, трагически и внезапно — как это обычно и происходит с патриотично настроенными юношами на чужой (да и своей) войне. Остаток сериала — мучительная агония, которую редко показывают в мэйнстримном кино и на телевидении.
Главному герою, кстати, всего шесть лет (сколько было и Роту на момент начала войны), и самые жуткие моменты нам показываются глазами оберегаемого взрослыми и старшим братом ребенка. Сгоревшая машина вместо трупов, пылающий дом и вальяжно переходящий дорогу ку-клукс-клановец вместо линчевания. Эта сдержанность впечатляет куда сильнее, чем ведра кровищи из «Охотников». Будничность неумолимо закручивающихся политических гаек давит не только на американскую аудиторию и делает «Заговор» актуальным для любой страны.
Но при всем этом безграничном мастерстве у «Заговора против Америки» два больших недостатка, из-за которых порекомендовать это шоу можно лишь самым терпеливым зрителям. Оба перекочевали прямиком из книги.
Во-первых, начало тут просто невероятно медленное. Ключевое для всего сериала событие (приход Линдберга к власти) происходит только к финалу второго эпизода, а до этого перед нами обычный бытовой исторический сериал. Во-вторых, авторы честно адаптировали наивную и очень «бого-из-машинную» концовку романа. Рот просто устал от своего затянувшегося кошмара и оборвал альтернативную историю на самом мрачном месте, в тот момент, когда США окончательно поворачивают на дорогу, ведущую к подножию Высокого замка Филипа Дика. В шоу все заканчивается таким же пшиком, пусть и более тонко поданным (есть даже некоторый задел на второй сезон).
Но если вы согласны смотреть отлично рассказанную историю без толкового начала и конца, то The Plot Against America доставит немало приятных часов. Ведь, как и в случае и с творчеством Рота, главное тут — авторский стиль, глубочайшее понимание тонкостей человеческих отношений, психологии и профессионализма на всех уровнях общества, воплощенное в прекрасных диалогах и стилистически безупречной подаче материала.