Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков

Егор Парфененков
3 мая в российских кинотеатрах прошла премьера фильма «Собибор». Это военно-историческая драма, снятая Константином Хабенским с ним же в главной роли. Рассказываем, каким вышел режиссерский дебют актера, и почему насильно вставленный патриотизм до сих пор остается главной проблемой российского военного кино.
Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков | Канобу - Изображение 1

1943 год, Польша. Советский лейтенант еврейского происхождения Александр Печерский прибывает в концлагерь Собибор, где в первые же дни вливается в подпольную группу, планирующую совершить массовый побег. Позже, ввиду своего военного опыта, Печерский становится ее предводителем. Лагерь состоит из нескольких десятков немецких офицеров СС, около сотни украинских коллаборационистов и свыше пятисот пленных евреев. Суть плана заключалась в выманивании офицеров по-одному в мастерские, чтобы убить, забрать оружие, а потом пробиться в оружейный склад. Задачу удалось выполнить лишь частично, однако побег все равно считается успешным — даже несмотря на то, что половину беглецов вскоре нашли и убили.

Так звучит настоящая история о Собиборе. Убрать из нее украинцев, планирующих побег евреев, урезать вполовину количество немцев, убрать оружейный склад — и получится новый фильм Константина Хабенского.

Перед просмотром «Собибора» стоит заранее принять тот факт, что фильм художественный — от истории здесь только частичный план Печерского и сама идея побега целого лагеря.

План, кстати, на деле оказался весьма сомнительным: часть людей погибло на минном поле, других расстреляли с вышек, третьих, как уже упоминалось выше, поймали через несколько дней. Однако практически все минусы реальной истории в фильме Хабенского обращены в плюсы. В этом же заключается главная проблема «Собибора» — фантазирование с четким патриотическим уклоном.

Например, в фильме Печерский (Константин Хабенский) мотивирует свой план тем, что хочет спасти сразу весь лагерь. Причем на этом делается сильный акцент — несколько раз его сослуживцы (еще пара солдат, попавшихся вместе с ним) призывают уйти под тихую без евреев — на что лейтенант отвечает, что ему важен каждый пленный. На деле же без массы план просто бы не сработал. Пока первые ряды собирают разбросанные мины, а последних расстреливают из пулеметов, у тех, кто в центре, есть шанс выбраться живыми. Вот и вся стратегия — без какого-либо гуманизма.

И таких переиначиваний в «Собиборе» довольно много. Здесь практически все евреи, кроме главного героя, показаны трусами, которые, наоборот, пытаются сорвать план — хотя исторически именно они подали идею бежать. В итоге в голове у зрителя складывается ложная картина, что весь побег — исключительно заслуга Печерского, когда на деле это был подвиг целой группы людей.

В том числе и евреев, которые в фильме представлены совсем уж жалкими, а местами даже хуже немцев.

К другим недостаткам «Собибора» можно отнести актерский состав и лишние сюжетные линии. В фильме есть три женщины, которым уделяется экранное время, но которых смело можно вырезать без какого-либо ущерба основному сюжету. В роль же попала вовсе только одна — шведская актриса Фелисе Янкель, чей персонаж незначительно влияет на поступки главного героя. Кожевникова («Батальонъ»), в это время, все время молчит и делает пафосное лицо, а Ольшанска (та самая Матильда из скандально известного фильма) пару секунд светит своей грудью и статной внешностью. Историям же вокруг них дают затравку, но бросают на полуслове без какого-либо внятного развития.

Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков | Канобу - Изображение 2

Но если отбросить неточности и проколы в сюжете, то «Собибору» все же есть чем удивить. Дело в том, что ключевая фигура здесь не столько Александр Печерский, сколько сам лагерь. Реализации плана отводится от силы 15 минут экранного времени — оставшаяся часть посвящена передаче атмосферы Собибора и жизни его заключенных. Это интересный и даже необычный ход, учитывая, что большинство российских военных фильмов акцентирует внимание на главных героях и их историях — не прибегая к другим методам повествования или чему-то новому.

С этой точки зрения лента Хабенского выстроена грамотно. На протяжении всего времени «Собибор» строго держит одну планку: он мрачен, депрессивен и в чем-то даже эстетичен.

Это тот фильм, который смело можно разбирать на красивые кадры — выдержанные в одном тоне и стиле. То же и с музыкальным сопровождением — лента заимствует фишку нолановского «Дюнкерка» с тиканьем часов, разве что сами тики заменены на щелчки и звучат только в самые напряженные моменты.

Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков | Канобу - Изображение 3

Сюжетно «Собибор» почти все два часа демонстрирует пытки и издевательства над заключенными. Где-то реальные, где-то явно гротескные, в чем Хабенский признался в одном из интервью. Фильм не брезгует изображать кровь, груды обнаженных женских тел в газовых камерах, человеческие ошметки и прочие натуральные жестокости.

Это страшное кино — оно не вызывает слез, не заставляет переживать за героев, но просто пугает отдельными сценами, которые приходится осиливать, затаив дыхание.

Как мы уже упоминали в материале о главных премьерах мая, «Собибор» не предназначен для детской аудитории — даже несмотря на рейтинг 12+. Иными словами: не нужно вести на сеанс своего ребенка и издеваться над его психикой под предлогом мнимого нравственного воспитания. Потому что со стороны это выглядит как полноценный акт (визуального) насилия над детьми.

Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков | Канобу - Изображение 4

Итог

«Собибор» — хороший фильм, который делает ставку на атмосферу и антураж, но испытывает проблемы с сюжетом и его подачей. За первую ответственно упрощение реальной истории в угоду надуманных филлеров, за вторую — банальный мискаст и невнятно расставленные приоритеты. Лента вроде историческая, но половина сценария выдумана, вроде рассказывает историю о русском еврейского происхождения, а по ходу смешивает еврейскую нацию с грязью.

Несмотря на это, режиссерский дебют Хабенского выдался качественным и, в целом, довольно заманчивым. По крайней мере, «Собибор» ощущается глотком воздуха после бесконечных военных штампов и прочего приевшегося российского пафоса.

Рецензия на «Собибор» Константина Хабенского — хороший страшный фильм с массой недостатков | Канобу - Изображение 5

Больше о российском военном кино:

Теги
Комментарии (70)
Трофимов ушёл чтоли? В Марафоне по мстителям его не было, рецы на новых мстителей от него нет, тут опять не он, вообще давно не видел ничего за его авторством
То есть плохие Украинцы были на самом деле, а их убрали из русского фильма?
Хм, когда авторы фильмов вертят историей как хотят в сторону кровавого и тоталитарного совка (как в Штрафбате) - это рассказывают правду, которую скрывали и фильм только поэтому уже прекрасен. Когда авторы фильмов вертят историей в сторону патриотизма - это уже как-то нехорошо. Очень интересная точка зрения.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE