Рецензия на «Мулан». Чуть более серьезная версия мультфильма со слабыми персонажами
Изначально картину готовили к выходу к концу марта, но из-за эпидемии коронавируса студия несколько раз переносила дату релиза. В итоге премьера фильма состоится 4 сентября на стриминговом сервисе Disney+, а в странах, где сервис недоступен, фильм покажут во вновь открывшихся кинотеатрах.
Стоит отметить, что это самый дорогой фильм в истории кинематографа (200 млн долларов) из тех что сняла режиссер-женщина. Эту роль на себя взяла Ники Каро, до этого не имевшая опыта работы с блокбастерами.
К сожалению, переносы были не единственной проблемой фильма. Производство сопровождалось скандалами. С самого начала фанаты требовали, чтобы в картине среди актеров не было белых. В августе 2019 года актриса, сыгравшая Мулан, Лю Ифэй поддержала китайского журналиста «Глобал Таймс», который был избит демонстрантами Гонконга во время протестов против закона об экстрадиции. Она назвала произошедшее позором и процитировала избитого журналиста: «Я поддерживаю полицию Гонконга. Теперь можете меня избить». После в интернете появился мировой хештег #BoycottMulan («Бойкотируй Мулан»), призванный бойкотировать выход фильма.
Второй скандал был связан с удалением из сценария капитана Ли Шанга, с которым у Мулан завяжутся счастливые отношения. 27 февраля этого года кинопродюсер Джейсон Рид заявил, что это связано с движением Me Too. Основная причины удаления персонажа — это недовольство фанатов в соцсетях. Рид подчеркнул, что во времена движения Me Too неуместно делать персонажа, который одновременно выступает и начальником и возлюбленным для женщины.
В киноверсии персонажа Ли Шанга разделили на двух героев. Командир Тунг обучает Мулан боевым искусствам, выносливости и другим боевым навыкам. Второй герой — обычный солдат Чэнь Хунхуэй, который влюблен в Мулан.
«Мулан» — это киноадаптация мультфильма киностудии Disney 1998 года. Ее сюжет, в свою очередь, проистекает из китайской поэмы VI о женщине-воительнице Хуа Мулань, которая пошла на войну вместо престарелого отца.
В древней поэме и мультфильме Мулан — это обычная и слегка неуклюжая радостная девушка. Она живет простой жизнью женщины в патриархальном обществе. Когда в их деревню приходят глашатаи императора и приказывают каждому мужчине из семьи идти на войну, Мулан понимает, что отец слишком стар и болен для войны. Она принимает вынужденное и очень страшное решение пойти вместо отца. В начале мультфильма она совершенно не готова к своей роли — даже не может вынуть меч из ножен.
В фильме нам показывают девушку, у которой с детства тяга и талант к боевым искусствам. С 5 лет она бегает по крышам, сражается деревянной палкой, владеет боевыми искусствами и ловко падает с высоты без единой травмы. Она живет жизнью мальчишки, который желает испытать себя. Отец Хуа Чжоу (Ма Ци) постоянно ей говорит, что она обладает великой энергией Ци, что дано далеко не каждому мужчине.
Вместе с тем он требует, чтобы девушка скрывала свой талант и стремилась быть идеальной невестой. Но для спасения отца она отправляется служить, украв меч и доспехи отца. Она отправляется на обучение военному искусству, чтобы участвовать в боевых действиях и спасти императора (Джет Ли) от посягательств на его трон.
Несмотря на отсутствие говорящего дракончика Мушу и счастливого сверчка, фильм Мулан получился более сказочным, чем мультфильм. Героиня фильма на протяжении всего пути видит в небе птицу-феникс, символа и хранителя своей семьи. Он появляется именно тогда, когда героиня чувствуют упадок сил и духа. У Мулан все получается легко, а помощь приходит именно тогда, когда нужно.
Здесь также появляется новый персонаж — злая ведьма Сянь Лан (Гун Ли), умеющая превращаться в сокола или вселяться в тела мужчин. Она главный союзник Бори Хана (Джейсон Скотт Ли) — главаря войска раннемонгольское государства Жужань, который фактически прячется за ее спиной, предпочитая, чтобы она делала основную работу.
Главной темой фильма стала борьба женщин за свое место в мире мужчин, что крайне актуально в современной общественно-политической жизни. Главный символ феминизма здесь — ведьма. Она пытается понять свое место в мире мужчин, которые ею пренебрегают. Сянь Лан сражается наравне с мужчинами, выступая вторым человеком в войске жужан, но ее не ценят свои же воители. Ее волнует не власть над другими народами, а признание. Что она, что Мулан пытаются доказать, что ничем не хуже мужчин. Просто они по разные стороны баррикад.
В картине встречаются прямые цитаты из мультфильма, например привал Мулан и ее коня в горном ущелье сразу после побега из дома; момент, когда отец Мулан обнаруживает гребень дочери вместо меча; сцена, в которой Мулан смотрит на свое отражение в мече и осознает себя как смелого воина, способного побеждать (в фильме эта сцена повторилась дважды).
Образ Мулан в этой работе получился более серьезным и суровым. Здесь она не счастливая диснеевская принцесса, а непревзойденный воин. Ее не интересует любовь и симпатии коллеги по сражению. Ее цель спасти императора и вернуться в семью. Но не все персонажи удостоились такой проработки.
Неузнаваемый Джет Ли (император Китая) и Донни Йен (генерал китайской армии) своих истинных боевых талантов тут толком и не продемонстрировали, а про актерскую игру и говорить нечего, так как их персонажи не более, чем архетипы. Они по сказочному мягкотелы и справедливы.
Слабо прописанные характеры героев второго плана — одна из основных проблем фильма. Ощущение, что даже в мультфильме трое солдат, которые сопровождали Мулан, были ярче (злой Яо, тощий солдат Линг и добродушный здоровяк Чьен-По). Среди всех солдат какие-то отличительные черты есть у пухлого, который метко стреляет из лука с закрытыми глазами, беспокоится о маме и больше всех боится идти в бой. Остальные пустоваты. Особенно антагонист, который даже выходя из тени ведьмы не может впечатлить.
В фильме у многих героев парадоксальная логика поведения. Они могут радикально менять свое мнение по причинам, не совсем понятным зрителю. В особенности это касается ведьмы и генерала. Понятное дело, что это сказка, но чуть больше поработать над мотивацией решений не помешало бы.
Ожидающие эпичных баталий будут разочарованы. Для фильма с таким бюджетом он крайне скромен на демонстрацию впечатляющих битв. Одна крупная сцена на весь фильм, где самые запоминающиеся моменты — это пара эпизодов со спецэффектами, которые на протяжение всей картины сильно разнятся по качеству.
Да и сама Мулан во время сражений не демонстрирует ничего впечатляющего. Видно было, что местами хотели выехать на операторской работе, но постоянно наклонять камеру как в «Апргейде» — не лучшая идея.
Юмор в картине простенький и рабочий. Большая часть комичных сцен происходит в лагере, где солдаты обращаются с Мулан, как с мужчиной, совершенно не подозревая о ее секрете.
«Мулан» — это легкий семейный фильм, который фанатам мультфильма может показаться повтором классики с более серьезным настроением. Он не использует на полную свой огромный бюджет, а большинство персонажей грешат слабой проработкой.