28 октября 2020
Обновлено 28.10.2020

Рецензия на «Ход королевы». Лучший сериал Netflix за последние годы

Недавно на Netflix вышли все 7 серий мини-сериала The Queenʼs Gambit, что переводится как «Ферзевый гамбит». Но у нас шоу получило название «Ход королевы». Главную роль исполнила звезда «Сплита» и «Ведьмы» Аня Тейлор-Джой, сериал рассказывает о юной шахматистке-вундеркинде и основан на лучшей книге про шахматы, не написанной Владимиром Набоковым. Ниже я расскажу, почему это самый удачный сериал Netflix за последние года 2-3.
Недавно на Netflix вышли все 7 серий мини-сериала The Queenʼs Gambit, что переводится как «Ферзевый гамбит». Но у нас шоу получило название «Ход королевы». Главную роль исполнила звезда «Сплита» и «Ведьмы» Аня Тейлор-Джой, сериал рассказывает о юной шахматистке-вундеркинде и основан на лучшей книге про шахматы, не написанной Владимиром Набоковым. Ниже я расскажу, почему это самый удачный сериал Netflix за последние года 2-3.

Книга американского писателя Уолтера Тевиса вышла в 1983 году и быстро затерялась, несмотря на многочисленные попытки ее экранизации. Тевис известен своими романами из жизни бильярдистов, по которым поставлены знаменитый The Hustler с Полом Ньюманом и не имеющий ничего общего с сюжетом одноименной книги «Цвет денег» с Ньюманом и Крузом. Я сам прочел «Гамбит» только после просмотра потрясающего пилота сериала — и это превосходное произведение.

Тевис не поднимается до уровня Набокова в «Защите Лужина» или Йена Бэнкса в The Player of Games — шахматы у него не вторгаются в реальный мир, героиня не проецирует собственные партии на окружающих и не сходит с ума в мире гигантских ладей и коней. По меркам киношных и книжных шахматистов Бет Хэрмон — абсолютно нормальный человек, несмотря на всю ее аутичность и пристрастия к алкоголю и транквилизаторам (причем с очень раннего возраста). Но Тэвис, как никто другой, строит сюжет. Он раскрывает героев и мир профессиональных шахматистов так, как это не делалось ни в одной книге или фильме.

Единственным сценаристом и режиссером всех семи серий выступил Скотт Фрэнк — гениальный американский сценарист, один из самых высокооплачиваемых голливудских «докторов сценариев». Он написал или переписал массу ваших любимых фильмов — от «Вне поля зрения» и «Достать коротышку» до «Особого мнения» и ремейка «Рассвета мертвецов». В проекты Фрэнка приглашают не потому, что он хорошо пишет экшен, а затем, что он умеет выстраивать тончайшие комбинации отношений и психологические портреты героев.

Для сценарной адаптации книги Тэвиса это был идеальный кандидат — и Фрэнк сохранил практически все ее сюжетные грани, лишь смягчив одни моменты и сделав другие более логичными и визуально обоснованными. Действие, как и в оригинале, происходит в 60-х годах прошлого века, героиня — выросшая в приюте сирота, которая с помощью местного уборщика открывает для себя шахматы и начинает буквально зубами вырывать себе место в этом мире.

Шахматы в 60-е годы — практически единственное интеллектуальное развлечение, так что развернуться Бет Хэрмон есть где. От региональных турниров к национальным, от национальных — к международным, а от международных — к приглашению в далекую страшную Россию, страну великих шахматистов-суперменов, стирающих в порошок топовых американских гроссмейстеров.

Рецензия на «Ход королевы». Лучший сериал Netflix за последние годы - фото 1

Действие и книги, и сериала происходит в альтернативной реальности, где с именами реальных шахматистов уживаются вымышленные мастера, а сама Хэрмон, насколько я понял, занимает место Бобби Фишера.

До матча в Рейкьявике и полного изменения картины шахматного мира (в 70-х, после победы Фишера над Спасским, шахматы в США станут популярнее, чем в СССР) на момент начала сериала еще лет 10. Так что шахматы, с одной стороны, популярны среди гиков и нердов того времени, а с другой — абсолютно неизвестны широкой публике.

Хэрмон обретает всеамериканскую славу не столько за счет таланта, сколько за счет того, что она — единственная женщина-гроссмейстер, что саму героиню очень нервирует. Но в итоге сериал куда интереснее, чем если бы речь шла о юноше-вундеркинде.

Легко было бы задвинуть шахматы на второй план, а на первый вывести подростковые страдания Бет — первую менструацию, отношения с мальчиками, алкоголизм от разбитого сердца… Но тут все это неотрывно от самых важных партий в жизни Хэрмон. Причем где-то ее бытовая ситуация помогает шахматному процессу, а где-то наоборот, мешает.

Рецензия на «Ход королевы». Лучший сериал Netflix за последние годы - фото 2

И в книге, и в сериале удивляет отсутствие сентиментальности даже в самых трогательных и человечных моментах. Скажем, чтобы собрать деньги на первый в жизни турнир, Бет в отчаянии пишет уборщику из своего старого детского дома — а потом молча вынимает из конверта пять долларов однодолларовыми купюрами без какого-либо письма.

Игра Тейлор-Джой, которая до этого меня впечатлила разве что в «Сплите», тут превосходная и в шахматных сценах, и вне всех этих спортзалов с расставленными досками. Особенно ей дают развернуться ближе к концу сериала, где целые серии отводятся отношениям с тем или иным гроссмейстером. А один эпизод так и вовсе целиком посвящен тому, как Аня восстанавливается (точнее, саморазрушается) после трудной партии с алкоголем и наркотиками.

Но это не лучшая часть сериала. Лучшая — уникальные, замечательные отношения Бет с ее приемной мамой, которая сначала увлечена какими-то своими делами, а потом превращается в одного из самых забавных и симпатичных персонажей, когда-либо поддержавших героя в спортивном сериале, книге или фильме. Эту роль просто изумительно исполнила Мариэль Хеллер, которую я раньше видел лишь в небольшой роли в «Прогулке среди могил» Фрэнка.

Рецензия на «Ход королевы». Лучший сериал Netflix за последние годы - фото 3

Больше всего меня беспокоило то, как Фрэнк подойдет к адаптации шахматных поединков, которые занимали большую часть книги. Шахматы — не бокс и не футбол, и даже не покер. Даже самые эффектные жертвы крупных фигур занимают считанные секунды экранного времени и могут впечатлить лишь людей играющих или читавших оригинальную книгу (да и они, наверное, почти все минимум разбираются в шахматах). Многоходовые, растянутые во времени комбинации вообще непонятно как показывать на экране.

Что получается, когда шахматы пытаются целиком заменить психологизмом и реакциями актеров, можно убедиться, посмотрев отвратительную экранизацию «Защиты Лужина» или не менее отстойный фильм «Жертвуя пешкой». Скотт Фрэнк явно куда больше увлекается вопросом, чем режиссеры и сценаристы этих картин — он нашел массу интересных ходов (во всех смыслах), с помощью которых сумел передать и азарт, и напряжение. И сумасшедшие, все возрастающие ставки не просто каждой игры, а каждого хода.

Приемов тут используется масса. Некоторые уникальны для этого сериала — вроде гигантских перевернутых шахмат, что героиня представляет себе на потолке женского туалета. Другие представляют собой творчески переработанные приемы из классических спортивных фильмов и фильмов о картежниках — что-то Бет сама объясняет в войсовере или разговоре с другим персонажем, что-то толкуют ее маме герои-советчики, а в самых лучших моментах вообще ничего не объясняется.

Красота игры доводится до зрителя через музыку, операторскую работу, режиссуру поединка — ну и, конечно, упоенные лица актеров. Причудливость комбинаций — через хореографию фигур на доске, которая здесь не менее сложная, чем в любом кунгфу-фильме.

Рецензия на «Ход королевы». Лучший сериал Netflix за последние годы - фото 4

Фрэнк-режиссер использует минималистские приемы — статичные планы, во многих из которых говорящие персонажи остаются за кадром. Но по роскоши воссоздания периода и смелости визуальных переходов между детством, юностью и взрослыми годами героини это даже не сериал, а настоящее, большое кино. Из многосерийных проектов на таком уровне в прошлое и настоящее героя нас погружал разве что «Патрик Мелроуз» с Камбербэтчем.

В итоге я даже не знаю, с чем можно сравнить «Ход королевы». Из спортивных сериалов такого уровня существует лишь документальный «Последний танец». Из серьезных шоу про путь к успеху «Ход» получился куда динамичнее и увлекательнее (даже в самых статичных сериях), чем хваленая «Удивительная миссис Мэйзел».

На Netflix ничего, подобного по качеству, точно не выходило со времен пиковых сезонов сериалов телевселенной Marvel — и вряд ли выйдет в ближайшее время. Так что бросайте все и смотрите — на платформе, настолько увязшей в третьесортных жанровых проектах и унылых исторических и региональных драмах, рядом поставить просто нечего. Да и в общей картине сериалов года The Queenʼs Gambit претендует на одну из первых (если не первую) позицию.

Комментарии 33
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Паша Чуйкин
Паша Чуйкин
По совету Саши посмотрел, пока болел и не пожалел. Офигительный сериал.
Karensky
Karensky
Отличный сериал, смотрится на одном дыхании за пару вечеров.Не особенно глубокий, но тем и хорош.А после Тейлор-Джой представить кого-то еще в главной роли очень сложно.
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
".. которая до этого меня впечатлила разве что в «Сплите»" Э, а как же Thoroughbreds? А так пока успел глянуть только первую серию. Впечатления двойственные, но хочется смотреть дальше.