Рецензия на 3 сезон «Мира Дикого Запада». От отличной фантастики — к роликам из плохой игры
Но, поскольку это всего лишь телевизионное шоу, полюбоваться этим фейерверком стоит. Только не ждите от нового сезона хоть какой-то загадочности или неожиданности.
- Впечатления от 3 сезона «Мира Дикого Запада». Превосходный киберпанк, который даже не снился Netflix
В обзоре первых серий сериала «Мир Дикого Запада» (Westworld) я больше всего хвалил свободу, который сериал достиг, отказавшись от своей «парковости». Но вместе с этим шоураннеры расстались со всем, что делало их шоу уникальным. Андроиды больше не главные герои — они просто часть мира, населенного людьми, дронами и прочими боевыми роботами. На смену интригам по борьбе за власть в парке пришла война двух корпораций. Вместо исторических сеттингов — стандартные стеклянные кубы Лос-Анджелеса недалекого будущего.
Когда чувство новизны заканчивается, остается понимание, что 3 сезон не способен сказать ничего нового. Каждая серия — пересказ одного из популярных аниме или тупо «Матрицы». Все интересные находки в жанре «киберпанк» Джонатан Нолан и Лиза Джой сделали в первых сериях. Когда пришло время все это обыгрывать, они не смогли предложить ничего кроме пары любопытных батальных сцен с использованием передовых технологий. Да и те теряются в череде перестрелок в худшем духе 2 сезона, где обе стороны используют одну и ту же тактику «неподвижно стоим в полный рост и палим из автоматического оружия».
Самыми интересными находками начала сезона были человек-ветеран Кэйлеб в исполнении Аарона Пола, последняя итерация топ-менеджера «Делос» Шарлотты (Тесса Томпсон) и тот факт, что все сбежавшие из Парка андроиды оказались носителями одной и той же личности — Долорес Абернати. Другим актерам, включая ту же Томпсон, пришлось копировать деревянную манеру игры Эван Рэйчел Вуд, чтобы продать эту концепцию. Если пересмотреть первые 4 серии, их усилия видны с самого начала — и это единственный красивый обман, который авторам удалось провести в этом сезоне.
Собственно, помимо этого они и не пытались как-то провести зрителя, отказавшись и от нелинейного повествования, и (после второй серии) игр с природой реальности. Взамен они очень глубоко ушли в корпоративные интриги. Компания Ангеррана Серака (новый злодей в исполнении Венсана Касселя) пытается поглотить «Делос» при помощи своего крота — Шарлотты, — не зная, что она уже не Шарлотта, а андроид с сознанием Долорес. То есть — двойной агент с тайным уровнем личности и неясными нам до поры до времени целями…
В первой половине сезона Томпсон играет потрясающе — как я уже говорил, это самая сложная роль, когда-либо написанная для кино или телевидения. Она работает и на андроидов, и на Серака, и заботится о семье своей «оболочки». На нюансах переключаясь между этими 3 задачами (или личностями) и показывая, как ее героиня (если, конечно, ее можно назвать одной героиней) с одной стороны идет вразнос, а с другой — оказывается более человечной, чем ее прототип.
Но во второй половине сезона Шарлотту быстро выводят из повествования, чтобы вернуть лишь в конце сезона в очень стыдном образе «обгоревшей злодейки» из какой-нибудь серии «бондианы». Концепция «клон личности Долорес начинает мстить сам себе» представляет интерес — но только в том случае, если бы нам показывали последовательное развитие этой второй личности, а не обрывали внезапно ее линию, чтобы потом вдруг представить в виде голографического злобного камео.
Предыстории Кэйлеба отводится целая серия. К сожалению, она целиком позаимствована из одного фильма с Шайей ЛаБафом и предсказуема с первого флэшбэка с нарочитым славянским шрифтом на стенах. В остальном Аарон Пол со стоящими дыбом волосами отыгрывает стандартного «бывшего спецназовца» из любого тематического аниме-сериала. Простой парень, отброс общества, становящийся Избранным в войне человечества с искусственным разумом… Вдобавок он за весь сезон практически не выпускает из руки оружия, но при этом не участвует ни в одной запоминающейся боевой сцене.
Большая часть экранного времени посвящена самому скучному, что было в начале сезона, — дуэли Долорес и Мэйв (Тэнди Ньютон). Первая старается выполнить миссию по уничтожению квантового суперкомпьютера, построенного Сераком и контролирующим человечество через предиктивные алгоритмы. Вторая — убить Долорес по приказу Серака, чтобы навеки воссоединиться с дочкой в виртуальной нирване.
С каждой серией это противостояние становится все более мультяшным, пока в кульминации не превращается в ролик из плохой японской видеоигры. Мэйв выходит на сцену, картинно волоча за собой по асфальту отбрасывающий искры самурайский меч…
Но перед этим героини участвуют в паре очень интересных поединков. Там и хореография хорошая (лучшие бои роботов после первых двух частей «Терминаторов»), и героини используют способности по управлению различными механизмами. Это не просто поединок «катана против ножа», дерущихся поддерживают летающий дрон с пулеметом и автономная снайперская винтовка, что приводит к очень интересным маневрам и превосходно-кровавому результату.
Увы, на работу с характерами и сюжетом в конце сезона такая изобретательность не распространяется. Если вы еще не смотрели сериал: сядьте и напишите 1 абзац о том, что, по вашему мнению, произойдет, когда Мэйв, Кэйлеб и Долорес окажутся в одной комнате с Сераком, его охраной и суперкомпьютером. Уверен, если вы хоть раз смотрели «Возвращение джедая», написанное вами будет соответствовать тому, что происходит в последней серии.
И я намеренно ни слова не стал говорить о Человеке в черном — Эде Харрисе в роли потрепанного жизнью Уильяма, которого так активно использовали в промо-материалах каждой серии. Он в сюжете сезона вообще не играет никакой роли — ни на что не влияет, ничего не достигает, — и нужен только для довольно смешной сцены с виртуальной групповой терапией и абсолютно стыдного и ненужного эпизода после финальных титров.
Это тот случай, когда лучше обойтись стандартной концовкой сезона (какой бы шаткой и типовой она ни была) и не искать «истинного финала». Гарантирую: то, что произошло с Уильямом, вас разочарует.
В козырях у сериала остается сильнейший визуальный ряд — даже в самых слабых моментах это самое красивое шоу по эту сторону «Лучше звоните Солу». А также гениальная музыка Рамина Джавади, умудряющаяся продать зрителю самые топорно написанные и неубедительно снятые моменты. Если без спойлеров: ни одна сцена с массовкой в этом шоу не работала бы без какого-нибудь очередного потрясающего кавера, от Боуи до Pink Floyd.
На уже подписанный в производство 4 сезон ничего, кроме видеоряда и музыки, не остается. Все интересные персонажи или выведены из повествования или переработаны в стереотипы, сюжетный хлам вместо интригующих своими действиями личностей. Футуристический мир сериала за третий сезон успели заездить не меньше, чем пыльный ковбойский городок из первого сезона. Куда дальше выводить повествование — в космос? На другие планеты? Целиком в виртуальную реальность?
Флагманский фантастический сериал HBO достиг того предела, которого вообще можно достичь на телевидении — тот самый рубеж, о который раньше разбилась «Игра престолов».
Джонатан Нолан и Лиза Джой — талантливые сценаристы, более того — талантливые фантасты, но в рамках телевизионного формата они слишком многое на себя берут за слишком малый промежуток времени. За то время, что они пишут сезоны, невозможно придумать новый мир и сюжетные линии персонажей, отказавшись от старых. Да и то, что это шоу с живыми актерами и жестко ограниченными ресурсами на производство, накладывает свой отпечаток и не дает им как следует поиграться с «метой».
В широко задуманной серии под названием «Жанр» Кэйлеб находится под воздействием наркотика, который должен несколько раз за эпизод менять восприятие жанра сериала, в котором он находится. Но в итоге все сводится к цветовым фильтрам и музыке, пытающимся хоть как-то изменить впечатление от рассказываемой в одном тоне истории. А представляете, что бы сделали с таким концептом в «Рике и Морти»?