Рецензия на три части «Улицы страха»: каким получился эксперимент Netflix
Литературная основа
Fear Street – название серии книг американского классика от мира ужасов Роберта Лоуренса Стайна (также известного по хоррор-историям «Ужастики» для детей). Книжная серия выходила в несколько этапов: с 1989 по 1999 годы как «Улица страха», в 2005 году была возобновлена как «Ночи на улице Страха» и с 2014 года, начиная с повести «Игры для вечеринки», по сей день выходит под оригинальным названием.
Действие всех произведений происходит в вымышленном и, по легенде, проклятом городе Шейдисайд: там постоянно происходят странные исчезновения и жестокие убийства. В «Ночах на улице Страха» также появляются мистические существа: вампиры, призраки и другие чудовища. Главные герои – обычно подростки.
Экранизировать серию собирались ещё в 1997 году. Компания Viacom заказала сериал для телеканала ABC о семье, живущей на улице Страха. Но у пилота были рекордно низкие рейтинги, и от этой идеи отказались. «Улица страха» получила второй шанс благодаря компании 20th Century Fox. Студия купила права на экранизацию в 2017 году и объявила, что режиссёр Ли Джаньяк (сериалы «Изгой» и «Крик») снимет сразу три фильма.
Сквозной сюжет всех частей «Улицы страха»
Трилогия разделена на три временных отрезка – 1666, 1978 и 1994 год. По сюжету в американской глубинке соседствуют два города, Шейдитаун и Саннивейл. В мрачном Шейдитауне происходят страшные трагедии – люди неожиданно сходят с ума и убивают близких, коллег и даже детей. Саннивейл тем временем процветает, а его жители недолюбливают и презирают соседей из Шейдитауна. Городская легенда гласит, что Шейдитаун проклят древней ведьмой Сарой Фир, повешенной в лесу за колдовство: её душа преследует жителей и сводит их с ума, провоцируя на убийства.
Серия начинается с фильма «Улица страха. Часть 1: 1994» (Fear Street Part One: 1994) о влюблённых старшеклассницах Дине Джонсон (Киана Мадейра) и Саманте «Сэм» Фрейзер (Оливия Уэлш). Сэм переехала в Саннивейл в поисках лучшей жизни, поэтому Дина разорвала их отношения. После общего мероприятия для учеников из Шейдитауна и Саннивейла одни школьники начинают гоняться на автомобиле за автобусом других. Случается авария, Сэм вылетает из машины на землю, а кровь из её раны попадает на чьи-то кости. Её начинают преследовать видения с Сарой Фир, той самой средневековой ведьмой из Шейдитауна. После этого случая за Диной, её братом Джошем (Бенжамин Флорес–младший.), Сэм и их друзьями Кейт (Джулия Ревальд) и Саймоном (Фред Хехингер) начинает охотиться загадочный убийца.
В заключительной части трилогии, «Часть 3: 1666» Дина Джонсон находит потерянный фрагмент тела ведьмы Сары Фир. Прикоснувшись к костям, она начинает видеть прошлое. Фильм пересказывает всю историю Сары, жительницы маленького поселения на месте Шейдисайда, на которое в 1666 году наложили жуткое проклятье. Вооружившись новыми знаниями, Дина пытается избавить родной город от проклятья.
Плюс: отсылки к классике хорроров
Режиссёр трилогии Ли Джаньяк прямо признавалась в любви жанру ужасов. Это объясняет, почему трилогия «Улица страха» кажется не экранизацией книг Р. Л. Стайна, а скорее одой старым триллерам и хоррорам. В первом фильме («1994») без труда угадываются франшизы «Крик» и «Хэллоуин». К ним отсылают и стильные злодеи, один из которых носит очень узнаваемую маску из магазина приколов, и бесконечная чехарда с обвинениями тех или иных героев в убийствах, и изобретательные попытки спастись от маньяка, когда в ход идут любые подручные средства.
Авторы «Улицы страха» воссоздали атмосферу слэшеров 70-80-х годов во всем, до мелочей: безумный уровень насилия и неестественно большое количество крови в каждой второй сцене соседствуют с яркими неоновыми декорациями и очень уместными саундтреками от Элиса Купера, Garbage, The Prodigy и многих других исполнителей.
Ведьма Сара Фир, подобно Фредди Крюгеру из «Кошмара на улице Вязов», обзавелась собственной колыбельной, которая звучит во всех трёх фильмах. Герои сами постоянно делают отсылки к поп-культуре. Например, пытаясь остановить неубиваемого злодея, они вспоминают ритуал из «Полтергейста».
Вторая часть повторяет «Пятницу, 13-е» вплоть до мешка на голове убийцы – пусть в «Улице страха» он получился не таким пугающим, как Джейсон Вурхиз в ранних сериях франшизы. В лучших традициях ужастиков с лагерем герои «Части 2: 1976» дурачатся, влюбляются, издеваются над сверстниками и устраивают соревнование, прежде чем неминуемо погибнут от руки маньяка.
Не забыт и король хоррора, Стивен Кинг. Ракурс в сцене с одержимым Томми, разбивающим дверь топором, – явная пасхалка к аналогичной сцене «Сияния». Прямое упоминание Кинга оправдано сценарием – увлечение его книгами было важной деталью для образа Зигги (она же С. Бёрман), которую дразнили ведьмой, как героиню первого романа Кинга, «Кэрри», экранизированного Брайаном Де Пальмой. Только в третьей части, «1666», настолько чёткая аналогия с другими фильмами не прослеживается.
Плюс: удачный формат
Части трилогии выходили на Netflix с разницей всего в неделю и снимались практически одновременно. Формат оказался практически идеальным для такой истории. «Улица страха» напоминает первые сезоны сериала «Американская история ужасов»: только без скучных побочных сюжетов, ненужной драмы и плоских персонажей (всего того, чем грешат создатели «Американской истории ужасов» Райан Мёрфи и Брэд Фалчук).
Одно зловещее место объединяет несколько поколений героев, как в сезонах «АИУ» «Дом-убийца» или «Роанок». Актёры из первой части «Улицы страха» играют других персонажей в третьем фильме – приём, неоднократно использованный Мёрфи в своем шоу. Вся история Сары Фир показана глазами Дины. Она фактически переживает то же самое, что происходило когда-то с несправедливо осуждённой девушкой. Поэтому её разум «достраивает» историю знакомыми лицами и героями: заменяет возлюбленную Сары на свою любимую девушку, односельчан — на друзей из Шейдитауна.
Минусы: отсутствие баланса между историями
Трилогию объединяет сквозной сюжет о ведьме, мучающей Шейдитаун. Но третий фильм страдает именно из-за условий, заданных этой концепцией. Первые две части уверенно отсылают к другим фильмам, сериалам и книгам, ничуть не уступая им при этом по качеству. «Часть 3: 1666» проигрывает сразу нескольким фильмам на свою тему – как минимум, «Суровому испытанию» (1996) о параноидальной охоте на ведьм или фольклорной «Ведьме» (2015) с Аней Тейлор-Джой.
В «Ведьме» мрачная и давящая атмосфера нагнетается на протяжении всего фильма. Героиня Ани Тейлор-Джой всё больше страдает от осуждения своей семьи, а в доме происходят паранормальные вещи. В «Улице cтраха» в доме Сары Фир начинает гнить еда и умирает скот, от чего по городу ползут слухи, что в Шейдитауне завелись поклонники дьявола. Но потом авторы перестают показывать новые страшные детали того, как город поглощает зло; сюжет сразу смещается к убийствам и преследованию Сары, которую считают виновной во всех бедах. Её история развивается очень быстро, а дальше фильм снова возвращается к сюжету с Диной. Вся вторая половина картины уходит на эпичную битву с реальным злодеем в 1996 году.
Вердикт
«Улица страха» вышла отличной трилогией: по-хорошему ностальгической и уникальной по формату. Фильмы смотрятся как одна непрерывная история без проблем с повзрослевшими актёрами, как это было в первой и второй части «Оно» Энди Мускетти или в «Очень странных делах». Нет отличий в режиссерском подходе, как в хоррор-франшизах о Джейсоне и Фредди Крюгере, поскольку все три части «Улицы» снимала Ли Джаньяк.
В целом Джаньяк удалось выдержать баланс между обыгрыванием клише из популярных кинохорроров и оригинальным сюжетом из книг Стайна. Разочарование вызывает только третья часть, которая недостаточно глубоко погрузилась в мистику и североамериканский фольклор . Но общая концепция с тремя этапами победы над злом реализована в серии фильмов так здорово, что ей можно простить слабости третьей части. В целом трилогия – очень удачный эксперимент Netflix. Авторы «Улицы страха» уже говорят о возможных спин-оффах, а критики и зрители одинаково хорошо приняли первые две части.