Рецензия на «Птицу в клетке». Невероятно раздражающий триллер о коронавирусе от Майкла Бэя
В умении режиссера и продюсера Майкла Бэя делать деньги нет никаких сомнений. Пандемия пандемией, а продолжать выпуск фильмов все равно надо. Поэтому Бэй решил воспользоваться хорошим инфоповодом, а мы получили свой первый триллер на тему коронавируса и самоизоляции.
«Птица в клетке» — нередкий в наше время случай, когда краткое содержание интереснее фильма. По задумке сценаристов Адама Мейсона и Сэма Бойеса (у которых на двоих нет ни одной успешной работы), коронавирус постоянно мутирует вот уже несколько лет. Население США разделилось на тех, кто скрывается от болезни дома; зараженных в специальных Q-лагерях (проще говоря, на карантине) и небольшой процент людей с иммунитетом.
Два молодых человека, разделенных пандемией, хотят быть вместе. Только у одного из них есть иммунитет к болезни, но оба мечтают когда-нибудь встретиться и уехать за пределы Лос-Анджелеса. Оказывается, для этого нужны только пропуска – специальные браслеты.
С их помощью можно обмануть власти и уехать куда-нибудь, где зараженных нет. Видимо, Нико (Кей Джей Апа) и Сару (София Карсон) не особо пугает перспектива завезти вирус в одно из условно безопасных мест. Неудивительно, что в этом мире людей с иммунитетом недолюбливают.
В начале фильма у героев попросту нет денег на побег — тем более, для трех человек, если считать бабушку Сары. Поэтому Нико работает курьером в компании Лестера (Крэйг Робинсон), и часто возит посылки для его особых клиентов, Пайпер (Деми Мур) и Уильяма (Брэдли Уитфорд). У них тоже есть свои сюжетные линии, но пересказывать их в письменном виде просто грустно. Они банальны до такой степени, когда хочется просто опустить.
Любовная линия Нико и Сары вообще никак не развивается: они влюблены и хотят быть вместе в начале фильма, примерно то же самое тянется до самого конца. Их общение сводится к долгим видеозвонкам и «совместным» просмотрам кино по вечерам.
На этом фоне неожиданно трогательная линия Александры Даддарио и Пола Уолтера Хаузера смотрится чужой, как будто ее вставили из другого фильма. К сожалению, целиком посмотреть тот, другой фильм мы не можем.
Самый главный действующий герой – коронавирус – на экране вообще проявляется только в виде неприятного кашля. Создатели не объясняют ничего ни о мутациях, ни о каких-то принципиально новых видах распространения.
Приходится просто принять, что это некий вирус, он страшный, летальный на 60 с лишним процентов и способный разогнать всех по домам. Реальные новостные заголовки весны 2020 года были куда занимательнее, а соответствовать сценаристы просто поленились.
Обиднее всего то, что фильм не удался даже как блокбастер. Весь экшен происходит либо в домах, где замкнутое пространство используется глупее некуда, либо на темных городских улицах. В основном Нико гоняет на байке и пользуется помощью дрона. Даже если он попадает в перестрелку, вы с трудом разглядите, кто и в кого стреляет, а ранение волнует его не больше, чем порез на пальце. Напряженной атмосфере просто неоткуда взяться.
Художники по костюмам и декорациям, по-видимому, заболели и не пришли на съемки. Понятно, что к 2024 году мир вряд ли мог бы существенно поменяться, особенно если все люди сидят по домам. Но Лос-Анджелес даже не выглядит апокалиптично. Просто пустые улицы и слегка запущенные здания с граффити – а ведь прошло уже четыре года, за которые мародеры могли разнести половину города.
Военное положение у американцев тоже выглядит слабо. Спецподразделения вроде бы ходят по улицам с оружием, но ведут себя строго и жестоко только в редких случаях – наверное, если с утра проснулись с плохим настроением. Сразу видно, что Лос-Анджелесу не хватает крепкой руки, штрафов за прогулки с собакой и приложения соцмониторинга.
Любые плюсы фильма, которых и так почти нет, убиваются непоследовательностью сюжета. Вирус крайне летален, людей забирают в лагеря направо и налево. Но после серьезной вспышки в доме Сары никого почему-то не забирают. К ее соседке санитарная служба буквально вламывается в квартиру, на местном YouTube постоянно пугают тем, что забирают даже детей, – но потенциально зараженной героине дают просидеть в квартире еще сутки.
Если бы мы сами не жили в эпоху Covid-19, вопросов к кино было бы меньше. Но ровно в тех моментах, в которых удалось, например, «Заражение» 2011 года, Songbird безбожно проседает.
Чего только стоит диагноз через скан лица на смартфоне. А где мазки из носа и горла, где сдача крови на антитела? В 2020 году нас этой абстракцией уже не проведешь.
А еще, казалось бы, глупо искать антагониста в фильме о безжалостной болезни. Однако их здесь целых два. Причем грехи Гриффина связаны не с коронавирусом, а с тем, что он моральный урод. Персонаж хорошего актера Петера Стормаре то ли пересмотрел финал «Темного рыцаря» и репетировал злодейскую речь у зеркала, то ли просто поехал крышей из-за власти. Никакая актерская игра не смогла бы спасти его идиотскую мотивацию и нелогичное поведение.
Зарубежные критики предположили, что Songbird пытались сделать поучительной историей, предупреждением. Похоже на чистую лесть: с таким уровнем проработки сюжета, мира и персонажей создатели явно хотели поскорее все отснять и вернуться домой.
Обиднее всего то, что фильм Бэя – только первый тревожный звоночек. Чем дольше будет длиться пандемия, тем больше плохого эксплуатационного кино нас ждет. Попытки выехать на такой теме выглядят просто некрасиво: люди не покидают дома, теряют работу, не могут повидать близких. А сценаристы Голливуда тем временем не могут выдать хотя бы удобоваримый сценарий.
Если есть желание посмотреть фильм об эпидемии – «Заражение» по-прежнему остается лучшим вариантом. А на крайний случай всегда можно включить зомби-муви.