Рецензия на «Перевал Дятлова». Калейдоскоп жанров, который не смог стать цельной историей
Историю «дятловцев», погибших у горы Холатчахль, незаслуженно обходили вниманием в отечественном кино. Одна из самых известных российских загадок до сих пор не получила однозначного объяснения, которое бы всех устроило. Вариантов случившегося предлагалось больше десятка.
Можно было просто пройтись по форумам, посмотреть горячие обсуждения энтузиастов, которые периодически вспыхивают и снова затухают – и выбрать наиболее красивую версию. На экран они транслируются легко, начиная от самой реалистичной (и тогда мы получили бы сурвайвал-триллер) и заканчивая тайным советским заговором или каким-нибудь визитом с планеты Нибиру.
Создатели сериала «Перевал Дятлова» хорошо изучили тему и заигрывали с этими версиями, как могли. В первой половине сериала намеки были на все версии, как по методичке: НЛО в виде светящихся сфер, нацисты-сатанисты, способные оживлять трупы, строжайшая секретность со стороны КГБ.
Самые жирные намеки делались в сторону майора Костина с его необычным прошлым и на местных жителей, якобы боявшихся горы не просто так. В итоге оба направления так или иначе стали «обманками», чтобы удержать внимание зрителей.
Структура «Перевала Дятлова» сама подразумевает деление на две части. Каждая нечетная серия рассказывает о расследовании дела: выходит такой своеобразный «советский нуар» со следователем, который идет по следам «дятловцев».
Майор Олег Костин пытается продраться сквозь бюрократию, секретность и нежелание местных жителей открываться посторонним. Параллельно с этим он сражается с собственными демонами, преследующими его еще с войны.
А каждая четная серия посвящена самой тургруппе во главе с Игорем Дятловым. Более ранние по хронологии эпизоды специально стилизованы под советские фильмы — черно-белые, «ламповые», какие-то ностальгически светлые, в стиле «Девчат» или «Берегись автомобиля».
Две линии повествования местами переплетаются, но разделить их все же легко. Серии с «дятловцами» делают несколько реверансов в сторону истории Костина. Но как самостоятельное произведение, они вполне живучи и смотрятся цельно. А вот эпизоды с расследованием опираются на них, как на костыли.
История самого отряда Дятлова здесь действительно хороша, от первой серии со сборами до пугающей концовки. Местами она затянута и выбивается из заданного времени, а некоторым актерам не хватало опыта. Но небольшие шероховатости не мешают наслаждаться этой частью сериала.
Стилистически это начинается как очень теплый, добрый и трогательный рассказ о советских студентах. Помогают идеально подобранный саундтрек, живые песни у костра, красивые речи для поднятия боевого духа, невинные отношения между ребятами. В самых первых сериях есть тревожные звоночки вроде предостережения от женщины в доме охотника, но советские герои в них по понятным причинам не верят.
Возможно, история так хорошо работает как раз потому, что зритель изначально знает исход. Нам известно, что никто из этих смелых, добрых и отзывчивых ребят не переживет сериал. Более того, все пугающе кровавые детали их смерти известны из сухих отчетов патологоанатома. С печатью смерти на лицах «дятловцы» смотрятся еще трогательнее – их жаль, за них сложно не переживать.
Наивность происходящего очень плавно переходит в напряжение, радость от похода – в усталость и, в конце концов, отчаяние. Как будто мы получили советский хоррор, который заслуживали, но много десятилетий спустя.
Со всей нечетной частью сериала происходит с точностью до наоборот. Сюжетно в нем происходит не так много, однако отсылки к разным жанрам кино, сбивчивое повествование и постоянные флэшбэки не просто надоедают – случается серьезный перегруз. Создается ощущение, что режиссеры истории Костина пытались вместить два или три сериала в один.
Костин – советская версия Малдера (или агента Купера, кому как больше нравится), но слишком глубоко в дебри мистицизма он не уйдет. Обещанные зомби-нацисты из первой серии больше не возвращались. Вообще, Костин довольно быстро отметает мистические версии – если не считать дурных снов с восставшими «дятловцами».
Одновременно с этим Олега тяготит его военное прошлое, груз вины за смерть боевых товарищей. И на его флэшбэки смотреть даже печально: они неплохо поставлены и продуманы, но в контексте этой истории кажутся совершенно лишними.
Это могла бы быть действительно нуарная история о советском следователе, одержимом призраками прошлого. Костина могли бы отправить на любое дело – ничего бы не изменилось. Концовка сериала только подтверждает, что на самом деле его личные переживания никак не завязаны на перевале Дятлова.
Вместо одной цельной истории для Костина — пусть и с опорой на дело о погибшей группе — создатели просто наслаивают один жанр за другим. Дерзкий поворот с зомби и мистицизмом сменяется попытками докопаться до тайны огней в небе. Развязка оказывается такой скучной, что действие прыгает к романтической истории.
Сближение Костина и Кати постоянно прерывается новыми подвижками в деле. Классическая детективная история затем мутирует едва ли не в боевик с советским лагерем, жестокими тюремщиками и погоней за заключенными. И все это происходит на фоне военной драмы, которая тоже разворачивается в хронологическом порядке — до тех пор, пока мы не узнаем, как погиб лучший друг Костина с войны.
Пытаясь сказать всего понемногу, затронуть темы человеческой жестокости, и разрушительности войны, и важности взаимопомощи, и ада бюрократии в СССР, «Перевал Дятлова» не сказал почти ничего.
В итоге «Перевал Дятлова» похож на демонстрацию всех возможностей современных российских сериалов. Как если бы на «Минуту славы» (еще помните такую?) пришел жонглер, который одновременно с основным своим занятием глотал шпаги, стоял на гвоздях и прыгал через огонь. Проблема в том, что все это уметь одинаково хорошо просто невозможно.
Из этой несомненно красивой, но очень рваной и неровной презентации стоило выбросить два-три жанра. Нуарную историю с майором можно было бы оставить, но ее ценность меркнет без вьетнамских – то есть военных – флэшбэков.
А значит, самое лучшее, самое светлое в этой интерпретации однозначно стоит просмотра: грустная история о молодых ребятах, которые оказались не в то время не в том месте. И до последнего боролись за жизнь товарищей, пока это было еще возможно. Насколько их судьба зависела от древних богов манси – решать только зрителю.