Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
11 ноября на платформе Netflix вышли все 4 эпизода анимационного мини-сериала The Liberator, у нас получившего громоздкое название «Освободитель». Это история реального американского офицера Второй мировой, который провел рекордные 500 дней в практически непрерывных боях и прошел всю европейскую кампанию. Ниже я расскажу, почему на проект стоит обратить внимание — и почему его трудно назвать мультфильмом.
11 ноября на платформе Netflix вышли все 4 эпизода анимационного мини-сериала The Liberator, у нас получившего громоздкое название «Освободитель». Это история реального американского офицера Второй мировой, который провел рекордные 500 дней в практически непрерывных боях и прошел всю европейскую кампанию. Ниже я расскажу, почему на проект стоит обратить внимание — и почему его трудно назвать мультфильмом.

Насколько я знаю, The Liberator — первый мультфильм о боях Второй мировой (хоть и не первый военный мульт). Там используется ротоскопия — оцифровка живых актеров, известная в Советском Союзе как «эклер». На современных технологиях она дает совсем другой эффект, который нельзя сравнивать с классикой вроде Fire & Ice Ральфа Бакши.

В старых мультфильмах ротоскопия — прием, позволявший создавать настоящие шедевры, ничем не уступавшие полностью рисованным от руки лентам. В 2020 году оцифровываются не только движения и лица актеров (которые в «Освободителе» вполне узнаваемые), но, как я понял, и обмундирование с оружием, а потом под это все кладется примитивная гринскринная «подложка» с окружениями.

В итоге все выглядит не как мультфильм, а как «Город грехов» или ролики из FMV-игр конца девяностых. На крупных планах вообще трудно понять, что лица актеров рисованные, зато в батальных сценах нас ждут нелепые кадры с криво «бегущими» вверх по склону нацистами.

Чтобы хоть как-то замаскировать бюджетность анимации, Netflix использует толстый слой дешевых и ненужных фильтров вроде изморози и грязевых пятен на экране. Разумеется, это бедность происходящего только подчеркивает.

Но, со всеми этими оговорками: The Liberator — не про зрелищность и не про «красоту» войны, это практически документальное шоу совсем на другую тему. Ближе всего к «Освободителю» — гениальный фильм The Big Red One Сэма Фуллера, лучшее кино о Второй мировой войне и одно из лучших на военную тему вообще (да что там, просто лучшее).

Если вы не смотрели картину Фуллера, вам нужно немедленно это исправить. Она тоже построена целиком на реальных событиях (личных воспоминаниях режиссера-сценариста, с боями прошедшего Северную Африку и всю Европу) и тоже отказывается от какой-либо гламуризации событий. Там даже подход такой же бюджетный — пусть все снято на натуре и с живыми актерами, но роль всего европейского (и африканского) театра военных действий исполняет один и тот же пляж в Израиле.

В наше время высокобюджетных видеоигр, которые делают аттракционы из самых страшных страниц человеческой истории, непривычно видеть столько реалистичную и приземленную трактовку материала. Действие всех четырех серий «Освободителя» (за исключением одного-единственного флэшбэка на подготовку в США) происходит на передовой. При этом там полностью отсутствует героическая чушь, в которой наши бравые парни убивают сотню-другую гнусных нацистов, чтобы нравоучительно погибнуть большей частью личного состава в грандиозной финальной мясорубке.

Рецензия на «Освободителя». Отличный антивоенный мультсериал Netflix

Если вы, как и я, любите читать реальные наградные листы того времени, то знаете, что на войне происходило и то, и другое, и третье, происходило вообще что угодно и с кем угодно. Но это не отражает личного опыта десятков миллионов солдат, прошедших через еще более страшные и мучительные, но менее кинематографичные события.

Глазами офицера Феликса Спаркса (его играет Брэдли Джеймс из «Мерлина») нам показывают ряд эпизодов из жизни пехотного батальона, который начал свою жизнь в Оклахоме и поэтому укомплектован гремучей смесью из мексиканцев, индейцев и белых оборванцев. Американский флэшбэк в духе «Грязной дюжины» даже наводит на мысль, что нас ждет жанровое кино об отважных парнях на задании, которые будут снимать скальпы с нацистов, а в конце взорвут большую пушку или поезд с немецкими командирами.

Этого опять-таки не происходит. Все крупные бои в «Освободителе» разворачиваются одинаково. Первое: Спаркс и его люди окапываются, как сумасшедшие. Второе: под ударом немецких танков и пехоты они вызывают артиллерийский огонь на себя. Выжившие вылезают из окопов и идут дальше.

Рецензия на «Освободителя». Отличный антивоенный мультсериал Netflix

В сериале есть место и личному героизму, и неуставным отношениям с расовой подоплекой, и даже внезапным сюжетным поворотам. Но они взяты из жизни, из хроник реального Спаркса, и поэтому отличаются от того, что мы привыкли видеть на экране, и градусом, и направленностью событий.

Ближе всего к «Освободителю» по формату лежат мини-сериалы Band of Brothers и The Pacific, где тоже по реальным документам восстанавливались хроники настоящих подразделений Второй мировой в Европе и на островах Тихого океана. Но там рассказывались совсем другие истории, где на первый план выходили будни солдат, их прошлое, психологическая картина того, как они меняются на протяжении бесконечных дней войны.

В «Освободителе» все происходит гораздо быстрее — оглянуться не успеешь, как наш капитан Спаркс уже подполковник. Причем чем выше ранг героя, тем дальше он оказывается от собственно боев — в этом главное отличие сериала Netflix от аналогов HBO и фильма Сэма Фуллера, где вся война подавалась с точки зрения рядового пехотинца.

Рецензия на «Освободителя». Отличный антивоенный мультсериал Netflix

И к славным ребятам из батальона привязываться не стоит — промо-материалы сериала не зря выделают ОДНОГО главного героя. Судьба Спаркса настолько же типична, насколько и уникальна, с ним происходят совершенно фантастические вещи, в которые никто не поверил бы, если бы шоу не было основано на карьере реального человека.

Сценарист Джеб Стюарт находит моменты настоящего кино и интересные драматургические трактовки самых разнообразных ситуаций: от первого ранения Спаркса до инцидента при освобождении концлагеря Дахау. Самая впечатляющая сцена во всем сериале вообще не связана с боевыми действиями и представляет собой разговор двух офицеров в одной комнате. Там все произошедшие в сериале события вдруг выстраиваются в серию аргументов «за» и «против» на грядущем послевоенном трибунале. Но есть и просто моменты прекрасного военного кино: скажем, сцена, в которой контуженный герой пытается достать из-под воды свой автоматический «Кольт» с фото жены на накладке на рукояти.

К сценарной работе тоже есть претензии — не всегда оправданные сцены с немцами, отступления в адрес третьестепенных героев, среди которых встречаются очень интересные, но заглядывающие на экран буквально на минуту-другую хронометража. Странный формат в четыре часовых серии позволил Стюарту уйти от сжатости полнометражного фильма, но не дал развернуться в полноценный сериал со всеми полагающимися филлерами. В результате мы проводим с главным героем больше времени, чем он того требует, а со второстепенными — меньше, чем они заслуживают.

Рецензия на «Освободителя». Отличный антивоенный мультсериал Netflix

Но «Освободителя» стоит посмотреть именно из-за этой его необычности. Анимация тут — скорее помеха, чем достоинство. Из тысяч военных историй, рассказанных на экране, эту выделяют смелый подход к трудному материалу, охват событий при сохранении общей динамики и ряд уникальных сцен и сюжетных поворотов, которые можно было взять только из биографии реально воевавшего человека.

Идеологически сериал ближе всего к «Дюнкерку» Нолана — при всех отличиях в формате и подходе. Настоящий подвиг тут не в том, кто и сколько убил нацистов, а в том, сколько жизней сумел сохранить главный герой. Включая и вражеские, и свою собственную.