Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
18 марта на российские экраны выходит «Никто» (Nobody) — второй фильм режиссера «Харкдора» Ильи Найшуллера и его первая картина, снятая не от первого лица. Сценарий написал автор «Джонов Уиков» Дерек Колстад специально для исполнителя главной роли — Боба Оденкерка, известного по сериалам «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Боевыми сценами занималась каскадерская команда компании 87North (бывш. 87Eleven), сделавшей «Уиков» и «Взрывную блондинку». Я уже посмотрел фильм и ниже расскажу, почему он достоин внимания.
18 марта на российские экраны выходит «Никто» (Nobody) — второй фильм режиссера «Харкдора» Ильи Найшуллера и его первая картина, снятая не от первого лица. Сценарий написал автор «Джонов Уиков» Дерек Колстад специально для исполнителя главной роли — Боба Оденкерка, известного по сериалам «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Боевыми сценами занималась каскадерская команда компании 87North (бывш. 87Eleven), сделавшей «Уиков» и «Взрывную блондинку». Я уже посмотрел фильм и ниже расскажу, почему он достоин внимания.

Главный герой «Никто» — очень крутой парень с темным прошлым, который пытается вести нормальную жизнь в американском пригороде. Но однажды ночью в его дом забираются грабители…

Кошмарная глупость Колстада как сценариста никуда не делась, но она смягчена вмешательством Найшуллера. Илья сам по себе — не то чтобы опытный сценарист («Хардкор» и видеоклипы), но он по крайней мере хочет увидеть в своем фильме нестандартные экшен-сцены, достойные подводки к ним и некую эмоциональную составляющую.

Пожалуй, самое визуально интересное тут — это начало, ряд очень быстро нарезанных сцен, демонстрирующих скучную жизнь глубоко закопавшегося в американский быт героя. Они и сами по себе создают характер (и персонажу Оденкерка, и фильму), и готовят ряд экшен-сцен и «триллерных» моментов, которые будут разворачиваться в этом окружении.

Самое неудачное — третий акт, где все персонажи ведут себя максимально нелогично ради того, чтобы обеспечить нас финальной перестрелкой. Но радует сам факт, что последняя битва тут есть — вспомните «Джона Уика» от этого же сценариста, который самоуничтожался на середине после сцены большой драки в ночном клубе.

Рецензия на «Никто» Ильи Найшуллера. «Джон Уик» здорового человека - фото 1

Но идут на фильм (если вы все-таки собираетесь смотреть «Никто» в кино) не из-за начала и не из-за конца — даже его трейлер построен из нарезки из середины. Это ряд сцен, в которых персонаж Оденкерка под давлением обстановки сбрасывает наконец камуфляж и начинает раздавать всем окружающим на орехи.

Тут опять-таки очень сильно чувствуется рука Найшуллера. Прежде всего в реалистичном изображении главных противников героя — клана русской мафии под предводительством Алексея Серебрякова. Зависающие в ночном клубе Malina индивидуумы в кой-то веки изображены без всякой клюквы. Это настоящие российские актеры, без акцента говорящие на русском и использующие аутентичный слэнг и нормы поведения. Видеть такое в американском кино вообще странно — ну, а в фильме Колстада, создателя пошлейшего образа Бабы Яги из «Уиков», это просто поражает.

Единственное, что Найшуллер пригласил в эпизоды массу актеров из своих предыдущих фильмов, и это несколько отвлекает от происходящего, а в отдельные моменты и вовсе скатывается в капустник. Скажем, самую потрясающую сцену с Кристофером Ллойдом в роли престарелого папы главного героя портят камео в ролях пары киллеров. Но, наверное, раздражать это способно только российского зрителя.

Нечто не-колстадовское ощущается и в работе с деталями. Скажем, в чудесной небольшой сцене, где закованного в наручники героя в худших традициях боевиков запирают в багажнике машины. В реальной жизни любой багажник имеет аварийную ручку и полезные предметы, которые герой может обратить против негодяев. В кино этого не происходило со времен «Расплаты» Мэла Гибсона — и «Никто» Ильи Найшуллера демонстрирует целый ряд сцен, в которых персонажи ведут себя не по-киношному, а так, как должны вести себя умные и опытные профессионалы в острых ситуациях.

Другое дело, что на каждое умное действие героев приходится идиотское. Та же сцена в багажнике возникает только потому, что злодей Серебрякова как раз перед этим отдал своим бандитам приказ захватить героя Оденкерка живым. Ну ничего, ну штамп — но это происходит СРАЗУ после того, как злодей читает досье героя и узнает, насколько крутым спецназовцем является наш мистер Никто!

Почему он отдает приказ «брать живьем», а «не стрелять издали на поражение»? Отсутствует даже минимальная мотивация решения, и этот бред еще больше режет глаз на фоне грамотных и тактически, и психологически действий Оденкерка по защите семьи и дома. Зато сцену в багажнике мы получили. Похоже, что для режиссера это главное.

Рецензия на «Никто» Ильи Найшуллера. «Джон Уик» здорового человека - фото 2

Другие сцены просто плохо написаны — скажем, момент, в котором жена главного героя обещает ему увезти детей «в безопасное место». Увезти детей в безопасное место — это то, что говорит режиссер сценаристу при работе над сценарием. На странице — и в итоге в фильме — это нужно формулировать совсем другими, человеческими словами.

Есть вопросы и к режиссуре. «Никто» — дебют Найшуллера в кино, снятом не от первого лица. До этого от третьего лица он снимал только сравнительно короткие клипы. В итоге допускаются грубые ошибки вроде резкого перехода от общего плана к ряду очень быстро смонтированных крупных. Если на общем плане герою вручают пистолет, а на крупном он прячет его в холодильник, это уже не просто придирка, а сюжетная проблема — нам непонятно, где именно герой спрятал пистолет, и в каком контексте может на него рассчитывать.

Но опять-таки это экшен-кино, на которое идут из-за двух-трех экшен-сцен, а не из-за связности и внятности повествования. Я бы даже не стал выдвигать к режиссуре Найшуллера претензий, если бы сцены с женой и детьми не были сняты достойно, а простые эпизоды с негромкими диалогами и меткими психологическими шутками не смотрелись бы настолько здорово. Надеюсь, что во втором не-снятом-с-точки-зрения-главного-героя фильме Найшуллера к ним добавится если не классическая раскадровка, то хотя бы более вменяемый монтаж.

Рецензия на «Никто» Ильи Найшуллера. «Джон Уик» здорового человека - фото 3

Крупных боевых сцен две — финальная и драка в автобусе из трейлера. О последней битве трудно рассказывать без спойлеров, но она действительно хорошо задумана и снята, пусть и похожа на аналогичную сцену из «Великого уравнителя» с Дензелем Вашингтоном. Трудно сказать, заимствует ли тут Найшуллер-режиссер или Колстад-сценарист — практически тот же сеттинг, аналогичные приготовления, что в The Equalizer… В целом — живо и даже с какими-то эмоциональными моментами.

Но гвоздь программы — драка в автобусе, где и Найшуллер, и каскадерская команда Литча и Стахелски, и сам Боб Оденкерк наконец-то демонстрируют свои умения. Это единственный эпизод, в котором скромный и бюджетный фильм выходит за рамки «видеокассетного боевика» (пусть и в самом лучшем смысле этого слова) и демонстрирует нечто современное, выдающееся. Что-то на уровне даже не «Уиков», но «Блондинки» или «Рейдов».

Герой пропускает столько же ударов, сколько и получает. Это хаотичная, реалистичная драка, в которой попавшие под руку предметы используются не для красоты, а для того, чтобы как можно быстрее нанести ближайшему сопернику как можно более жуткие телесные повреждения.

Более того, с ней связан и самый смешной момент фильма — тут опять же спойлеры! — в котором действие сначала намертво, казалось бы, останавливается, а потом запускается снова с еще более высоким градусом накала. Это действительно выдающийся фрагмент — даже не для Найшуллера, а для истории боевиков, — который сам по себе оправдывает затраты на поход в кинотеатр.

Вердикт

В итоге мы получили странный, но хороший фильм, который хочется назвать более грамотно сделанным первым «Джоном Уиком». И по режиссуре, и по сценарию, и в плане распределения экшен-нагрузки по хронометражу.

Но Аудитор Оденкерка — не такой яркий и запоминающийся персонаж, как Баба Яга Киану Ривза, так что мне трудно представить, что фильм соберет аналогичную кассу или станет началом целого франчайза. Это камерная вещь, представляющая интерес для сравнительно узкого круга любителей детально проработанных криминальных сюжетов, хореографии отдельных экшен-сцен или творчества самого Ильи Найшуллера.

Читай нас