Рецензия на «Лего Фильм: Бэтмен»
Образ самовлюбленного и эгоистичного Темного Рыцаря, кичащегося своей мрачностью, так полюбился всем в «Лего Фильме», что про него решили снять отдельную картину – благо с персонажами и историями у этого товарища все в порядке, из пальца ничего высасывать не пришлось. Более того, создатели, вместо того, чтобы испытывать муки выбора, словно решили экранизировать не какую-то отдельную версию Бэтмена или конкретную историю, а сразу все почти восьмидесятилетнее наследие персонажа.
Тут есть не просто злодеи Бэтмена, тут есть ВСЕ злодеи Бэтмена – от Джокера до Человека-календаря, не просто одна из версий этих злодеев, а все версии, перемешанные в некий коктейль.
Бэйн выглядит как качок из «Бэтмена и Робина», но говорит голосом похожим на Харди в версии Нолана и носит похожую куртку. Это касается не только злодеев – Робина зовут Дик Грейсон, но его очки – очевидно от Робина из «Возвращения Темного Рыцаря», от Кэрри Келли. Что же касается самого Бэтмена, его костюмов и транспортных средств – они здесь тоже представлены все. Из комиксов, из мультфильмов, из киноэкранизаций и телесериала – настоящим знатокам сокровищ Бэт-пещеры точно будет от чего расплакаться.
Как и Дэдпул, Бэтмен стучится пару раз в четвертую стену, а создатели мультфильма сыплют шутками на тему других экранизаций Бэтмена еще более щедро, чем Рейнольдс – своими упоминаниями Fox, МакЭвоя и Джекмана. Чаще всего вспоминают сериал шестидесятых – его музыкальная тема мелькает тут и там, в паре сцен в воздухе появляются пузыри текста со звуками типа «Блэм!», которые сопровождали в телеверсии удары Адама Уэста, а в одном моменте нам и вовсе показывают кадры из сериала – наряду со сценами из экранизаций Бертона, Шумахера, Нолана и Снайдера в леговерсии.
Это с одной стороны нердгазм дорвавшихся до любимого персонажа создателей мультфильма – им дали поиграть с легендой у всех на глазах, с другой – признание в любви всем авторам, работавшим над героем Готэма столько десятилетий, с третьей – попытка деконструкции мифа Бэтмена, анализ его нездоровой психики, с четвертой – откровенное издевательство над всеми дырами и нелепостями бэт-канона. Спрей против акул? Подросток в цветастом костюме и коротких шортах? Ну, камон.
Трейлеры, если честно, меня скорее напугали, чем впечатлили. Бэтмен читает рэп, разражается ворохом средних шуток на тему тотального затворничества, гэг, гэг, смотрите в феврале. Все это выглядело бессвязно и не особо смешно, вымученно даже, и слабо смотрелось в сравнении с первым фильмом. Плюс – абсолютно было неясно, какой у фильма сюжет, и будет ли он вообще, или это просто бесконечный парад шутеек и мета-подколов, не связанных какой бы то ни было серьезной общей историей.
Оказалось, с сюжетом у фильма все более-менее в порядке. Он далеко не бессвязный, история хоть и простая, но последовательная и логичная. Альфред обеспокоен одиночеством Брюса и пытается привести того к осознанию простого факта – наш мрачный одиночка попросту боится отношений, боится снова стать частью семьи, так как близких можно потерять. Дворецкий подталкивает хозяина к тому, чтобы тот стал более открытым и человечным.
Джокер тем временем пытается выбить из Бэтмена признание, что именно Принц Клоунов – его главный злодей и что их связь – особенная.
Бэтмен ни в какую не хочет под этим подписываться, так как… ну вы поняли – никаких отношений, мне никто не нужен, я сам по себе. Разбитое сердце Джокера требует мести, и он готов на все, чтобы заставить Мышь пожалеть о своих словах.
Параллельно с этим Брюс учится заботиться о случайно усыновленном Дике Грейсоне, а Барбара Гордон принимает пост комиссара полиции у отца и первым делом решает поменять отношения хранителей правопорядка и Бэтмена на более равноправные и упорядоченные. Нарциссичному Уэйну этот поворот, естественно, не нравится, а вот сама Барбара – очень даже.
Обзоры фильма предупреждали о сумасшедшей динамике и бесконечном потоке шуток, в котором легко потеряться. Пока осмысливаешь одну, пропускаешь две следующие. Бешеный ритм в фильме однозначно присутствует, цунами из шуток тоже, но это не утомляет и не перегружает сенсоры – просто некогда скучать, сцены не провисают, сюжет не буксует, поэтому волноваться об этом не стоит.
Уровень самих шуток воспринимается куда лучше в контексте, чем в трейлерах, поэтому улыбаться тут и впрямь можно весь фильм, хохотать в голос, впрочем, может и не выйти, но заряд хорошего настроения вам обеспечен. Что касается шуток не работающих или выбивающих из фильма – ничего действительно провального тут нет, единственное – песни показались мне откровенно скучными и неудачными. Возможно, проблема была в дубляже, но они выглядели неестественно и такого фурора как «DARKNESS! NO PARENTS!» (песня Бэтса про тьму и сиротство из «Лего Фильма») не произведут точно.
Что удивило меня больше всего, так это визуальный ряд. Фильм выглядит потрясающе красиво, дорого, эпично.
Казалось бы – ну какую впечатляющую картинку можно выжать из съемок мира, где все построено из пластмассовых блоков – даже огонь, вода и взрывы? И все же им это удается благодаря великолепной работе со светом, эффектами дымки и мороси, грамотной цветокоррекции.
Спин-офф однозначно превосходит первый «Лего. Фильм» в плане визуала. Экшен благодаря этому по-настоящему захватывает, несмотря на предельную условность происходящего, начиная с первой же большой сцены – захвата самолета Джокером. Не вспомнить монументальное начало третьего Нолановского Бэтмена невозможно.
В общем, все вроде великолепно. Ранние опасения (несмешные шутки, отсутствие сюжета, ощущение халтурной поделки) развеялись, визуально фильм поражает, юмор работает, пасхальные яйца, референсы и подколы в сторону комикс-проектов как DC, так и Marvel, летят очередями, сюжет вроде работает, ощущения по выходу из зала отличные. Так что не так?
У большинства критиков и зрителей, похоже, никаких «но» не нашлось, я же все не могу понять, что не дает мне покоя. Возможно, это именно тот случай, когда критик в силу профессиональной девиации начинает ждать от любого фильма чего-то, что тот давать и не обязан.
Мне не хватило глубины, все вышло как-то поверхностно, мультфильм вылетает из памяти с поразительной скоростью, зацепиться там особо не за что. Да, требовать глубины от детского мультфильма, «экранизации конструктора», сатирической комедии – это «ахаха». Но была же глубина во всех мультиках Pixar, была и в изначальном «Лего Фильме». И даже в бессвязных гэгах «Робоцыпа», съемками которого занимался в том числе и Крис МакКей, режиссер «Лего Фильм: Бэтмен», было что-то мгновенно узнаваемое, смелое, уморительное. Здесь же юмор и сценарий крайне рафинированные и обезличенные, чего-то человеческого и цепляющего за живое тут нет, несмотря на присутствие обязательных трогательных моментов, которые вызывают столь же официально-вежливое умиление. Но не пробивают.
Кому-то вся история с отцом и сыном в «Лего Фильме» может показаться слезливой, избитой и сделанной довольно топорно. Но сила не в этих вставках реальных актеров, не в твисте – пробирает там от переосмысления всего увиденного под воздействием этой сцены. Мы внезапно пониманием, кого олицетворяет Лорд Бизнес, почему он ходит на огромных ногах, почему такое значение придается порядку, инструкциям и совершенству, откуда такой страх от клея, уничтожающего весь смысл Лего – возможность разобрать что-то и построить из него нечто абсолютно новое, свое.
Когда мы видим эту проблему глазами мальчика и осознаем, какое отражение она нашла в выдуманном им мире – мы не можем не восхититься масштабом задумки и не проникнуться чувствами сына.
Именно этот переломный момент, добавляющий новый смысловой слой основному сюжету, и сделал из фильма любимчика критиков и наградных комиссий. У Бэтмена ничего подобного нет и в помине.
Я даже пересмотрел «Лего Фильм» для сравнения, пытаясь разобраться в своих претензиях – и да, он смотрится куда самобытнее (тут все же все основные персонажи – свои, а не пришедшие из других франшиз), а основной твист по-прежнему пробирает до слез. Впрочем, Бэтмен однозначно зрелищнее, динамичнее, смешнее и богаче на референсы, что для многих будет куда важнее.
Естественно, повторять один и тот же твист дважды (выпадение в реальный мир) было бы глупо, но «Лего Фильм: Бэтмен» вообще не заигрывает с идеей того, что эта история и персонажи существуют лишь в воображении какого-то ребенка, играющего в лего. Да, есть упоминания великих мастеров, намек на то, что Готэм стоит на столе и, если раздвинуть его панели, весь город провалится в Великое Ничто – так же называли пространство за пределами мира фантазии и в «Лего Фильме» (ными словами, Готэм рассыплется кучкой деталек по полу).
Но никакого упоминания Эммета, Вайлдстайл и Витривиуса здесь нет, более того, мир Бэтмена подается именно как мир Бэтмена, персонажи – как живые люди, а не фигурки Лего, на их пластмассовости не делается такого аспекта, как в «Лего Фильме».
Тут нет сцен падений с километровой высоты, которые убили бы человека, но лего-фигурку заставляют лишь смешно ойкать, нет предметов из реального мира – клея, мячей, пластырей – нет стирания лиц ацетоном и прочих указаний на то, что наши персонажи – все же еще и пластиковые фигурки на чьем-то столе.
С одной стороны, это понятно, с другой – довольно странно, это ведь спин-офф, это тот же Бэтмен, что был в первом фильме, так почему правила вселенной одной лего-франшизы изменились так сильно? Мы обыгрываем то, что это игрушки или теперь просто рассказываем истории, используя конструктор, не акцентируя внимания на нем самом? Для такого self-aware фильма, как этот, довольно странно старательно не замечать того, что он игрушечный, и не шутить на эту тему.
Некоторые уже называют «Лего Фильм: Бэтмен» лучшей картиной о Темном Рыцаре со времен как минимум, э-э-э, «Темного Рыцаря» и с этим сложно спорить. Он однозначно вызовет меньше споров и будет принят большинством на «ура», в отличие от того же варианта Снайдера, который умудрился вызвать ожесточенные споры даже внутри отдельных людей – я ведь изначально призывал читателей дать фильму шанс, защищал его, а позже поставил на первое место в топе разочарований года вместе с «Отрядом самоубийц».
Картина о легобэтмене явно куда более работающая, менее противоречивая и удачная, но мне сложно вообще ставить ее в один ряд с киноэкранизациями и даже с полнометражными мультфильмами DC.
Мы хотим увидеть героев комиксов на большом экране, сыгранных живыми актерами или хотя бы качественно нарисованными, что они стали для нас хоть на йоту более живыми по сравнению с комиксами. Приобрели новое измерение. Мы хотим увидеть, как выглядит костюм Бэтмена, сделанный из реальных материалов, как играет свет на броне Бэтмобиля дождливой ночью, как звучит голос Джокера…
Леговерсия же, наоборот, делает шаг назад, упрощая знакомый по комиксам мир еще сильнее. Да, нам нарисовали парой ярких мазков психологический портрет Брюса и показали его прогресс – как он учится ценить других людей и открыто говорить о своих чувствах. Нам дали немного посочувствовать Робину, понять бремя Альфреда и… И на этом все, все остальные персонажи не получают развития и особой проработки. Даже Барбара тут служит стенкой, от которой отскакивают чувства и действия Бэтмена, но не самостоятельным персонажем. Вайлдстайл была более интересной.
И самое печальное – Джокер здесь состоит из одной единственной фишки – он одержим идеей заставить Бэтмена признать его своим главным врагом. Все. Что-то еще про этого Джокера сказать невозможно.
Остальных злодеев можно вообще не упоминать – их здесь десятки, как ожидаемых, так и крайне неожиданных (да, появление некоторых противников, которых не хочется спойлерить, было реально внезапным, это пошло фильму на пользу и еще задрало градус безумия), но большинство из них получают от силы по реплике.
Здесь есть Женщина-Кошка, но природа ее отношений с Бэтменом неизвестна, она появляется в паре кадров. Есть Харли, но она опять же никак не раскрывается, как и ее отношения с Пуддингом. Да, естественно, хронометраж не резиновый, чтобы всем бэкстори раскрывать, я этого и не требую, просто замечаю, что в плане глубины персонажей тут все очень туго.
В общем, этот фильм существует за счет эксплуатации уже существовавшего материала – как «Лего Фильма», так и персонажей Бэтмен-вселенной, а также за счет издевательства над последней. Ничего серьезно нового, своего, он не привносит ни в лего-франшизу, ни в эпос о Темном Рыцаре.
Но при этом – это хороший фильм, который полностью справляется со своей задачей – рассмешить, развлечь, удивить. Причем, максимально широкую аудиторию – на него можно идти одному, с девушкой, с детьми, пьяной компанией или сводить на него дедушку с бабушкой.
Всем будет весело, все выйдут улыбающимися. Даже старые снобы вроде меня поворчат об упущенных возможностях, но все равно получат свою дозу фана и о купленном билете не пожалеют.
Провалом это ни с какой стороны не назовешь, и все же я надеюсь, что третий фильм во франшизе, «Ниндзяго», будет держаться ближе к первому фильму, чем ко второму.