Рецензия на «Хэллоуин убивает»: все недостатки затянутых хоррор-франшиз в одном фильме
История франшизы
Слэшер режиссёра Джона Карпентера «Хэллоуин» 1978 года оказал настолько большое влияние на жанр ужасов, что попал в специальный Национальный реестр фильмов США. На сайте реестра картине посвящено целое эссе на английском языке, которое перечисляет его плюсы: технические инновации, сильный кастинг, яркие персонажи и, напротив, отстранённый и безликий злодей Майкл Майерс. После первого «Хэллоуина» последовала череда из 12 фильмов франшизы от разных режиссёров, включая ремейки «Хэллоуин 2007» и «Хэллоуин 2» от музыканта Роба Зомби («Грайндхаус»).
В 2015 году сын продюсера оригинальных фильмов Малек Аккад решил, что франшизу нужно переосмыслить. Для этого на роль продюсера пригласили Карпентера, который принимал все важные решения. Режиссёром новых фильмов стал Дэвид Гордон Грин («Тарантула», «Красные дубы»). Новый «Хэллоуин» принёс своим авторам 128 миллионов долларов и уступил по сборам в американском прокате только «Веному». На данный момент это самый прибыльный фильм из всей франшизы
«Хэллоуин» 2018 года — прямое продолжение фильма 1978 года. Все события сиквелов с 1981 по 2002 год игнорируются. Спустя 40 лет после событий оригинальной картины выжившая Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис из первого фильма) всё ещё живёт в страхе, что Майкл Майерс вернётся за ней. Этого не понимают ни её дочь Карен (Джуди Грир), ни внучка Эллисон (Энди Мэтичак). Но Лори оказывается права: во время перевозки из одной лечебницы в другую Майкл сбегает и возвращается, чтобы убить её. В финале Лори, Карен и Эллисон запирают маньяка в подвале и поджигают дом, но при этом Лори сильно ранена в живот.
Сюжет «Хэллоуин убивает»
Почти никто из персонажей «Хэллоуина» (2018) в итоге не умирает. Лори и полицейского Фрэнка Хоукинса (Уилл Пэттон) с тяжёлыми ранениями привозят в больницу, Карен и Эллисон остаются присмотреть за ними. Майерс не сгорает в подвале, а нападает на приехавших к дому полицейских и сбегает.
В это время в городе Хэддонфилде всё ещё празднуют Хэллоуин. В местном баре сидят несколько выживших после встречи с Майерсом: повзрослевший Томми Дойл (Энтони Майкл Холл), которого Лори нянчила в памятную ночь 1978 года; Линдси Уоллес (Кайл Ричардс), няня которой была убита Майерсом; психиатр Марион Чэмберс (Нэнси Стивенс), коллега лечащего врача Майкла, доктора Лумиса. Узнав о произошедшем, они решают покончить с кровавой резнёй в Хэддонфилде и остановить Майерса навсегда.
Плюсы: юмор и кровавые убийства
Первая треть фильма отчётливо напоминает хоррор-комедию. Пока в одном районе маленького городка Майкл Майерс режет пожарных, которые пришли тушить дом Лори, всего в нескольких кварталах идёт нелепая пьянка в баре. Оказывается, каждый Хэллоуин близкие жертв Майерса собираются якобы почтить их память, но в итоге в основном напиваются, дебоширят и говорят пафосные речи о добре и зле. Когда они узнают, что Майерс снова вышел на свободу, лидер компании Томми Дойл берёт биту и клянётся убить маньяка своими руками.
«Зло умрёт сегодня!» — Дойл повторяет эту фразу на протяжении всего фильма столько раз, что воспринимать её всерьёз невозможно. И смешных, нарочито дурацких элементов в «Хэллоуин убивает» много; темнокожий шериф города ходит в ковбойской шляпе; медбрат и его жена-врач, убегающие от Майерса в хэллоуинских костюмах… врача и медсестры. Полиция не может организовать даже закрытие больницы, а местные подростки буллят всех проходящих мимо героев, включая самого убийцу.
Отдельно хочется выделить пару из Большого Джона и Маленького Джона — женатой пары, живущей в старом доме Майерсов. Одного из них играет прекрасный комедийный актёр Майкл Макдональд («Клиника», «Бруклин 9-9»), и все сцены с его участием вызывают искренний смех.
Намеренно или случайно, но Джону Карпентеру и Дэвиду Гордону Грину также удалось собрать все самые смешные клише из слэшеров 80-90-х годов. Майерс неестественно долго и неоправданно жестоко убивает каждую жертву, чаще всего на глазах у его любимого человека — пока тот стоит как вкопанный и даже не пытается спастись. Ближе к финалу есть целая сцена, где героиня со сломанной ногой даже не пытается отползти или позвать на помощь, пока Майерс стоит этажом выше и ломает шею её парню.
Герои показывают вершины глупости: разделяются, идут в опасный дом в одиночку, не предупреждают друг друга о своих передвижениях, оставляют оружие на полу. Они будто умоляют, чтобы Майерс их убил. И тот с готовностью убивает, а потом делает из тел красивые инсталляции — надевает трупам на головы хэллоуинские маски или тыквы. Так что поклонники особенно кровавых убийств получат от фильма максимум удовольствия.
Вдобавок Майерс в «Хэллоуин убивает» обрёл настоящие сверхъестественные способности. Он не горит в огне, не умирает от прямых ранений, передвигается быстрее и бесшумнее всех — списать это на невнимательность героев невозможно. Скорее, Майерса просто возвели в ранг абсолютного зла, неубиваемого монстра, который может пережить любого героя франшизы.
Минусы
Серьёзный тон и клише
«Хэллоуин убивает» можно было бы воспринимать как издевательскую сатиру на все предыдущие слэшеры. В фильме был потенциал для того, чтобы проехаться по всем клише жанра, даже показать нелепость сюжетных ходов и решений тех, кто снимал хорроры раньше. Особенно интересной в начале фильма казалась сюжетная линия выживших, Томми Дойла и его команды, которые очевидно не смогли выстоять против Майерса, а тем более — убить его. Дойл не может даже разбить окно машины, в которой якобы сидит маньяк; он заслуживал того, чтобы Майерс спустил его с небес на землю и уничтожил всю компанию на радость зрителям.
Но в середине фильма вводится трагичная и неожиданно серьёзная побочная линия, которая тут же сбивает комедийный тон. С этой точки «Хэллоуин убивает» становится невыносимым: закрадывается подозрение, что режиссёр снимал всё это всерьёз. Но действия героев продолжают быть такими же нелепыми, как и в начале картины.
Мрачный «Хэллоуин» 2018 года был интересен взаимодействием главных героинь: трёх поколений сильных женщин, которые способны противостоять даже всесильному маньяку. Несмотря на разногласия и непонимание между собой, они скооперировались, загнали Майерса в хитроумную ловушку и почти справились с ним. Но в новом фильме Лори большую часть времени лежит на больничной койке, её дочь Карен — истерит, а внучка Эллисон спонтанно сбегает в команду мстителей Дойла и ведёт себя попросту глупо. Никто из протагонистов этого фильма не вызывает жалости, радости или желания болеть за их победу.
Пустой сюжет и глупый финал
По хронологии события «Хэллоуин убивает» происходят сразу же после истории из «Хэллоуина», так что начинается фильм обрывочно и хаотично. При этом за все 105 минут хронометража событий не так много. Лучше всего фильм описывает прямая цитата из него же: «Майкл убивает, пугает и идёт домой».
Убийца так и не приходит в больницу, где лежит его недобитая жертва, ни за кем толком не охотится — у него будто вообще нет цели. Майерс буквально проходится по району, оставляя за собой тела, чтобы вернуться в старый дом и постоять у окна. Все остальные герои сами едут за Майерсом, сами нападают на него и в итоге оказываются убитыми.
Но если до определённого момента юмор и красочные убийства спасают фильм, то финал окончательно перечёркивает все плюсы. Это затянутая, пафосная и абсурдная сцена битвы убийцы с жителями Хэддонфилда. На фоне звучит монолог Лори о природе Майкла Майерса — слабая попытка привязаться к изначальной задумке Карпентера и сценаристки первого фильма Дебры Хилл.
На создание образа Майерса Хилл вдохновил кельтский праздник Самайн, прародитель Хэллоуина, и идея действительно была в том, что «зло нельзя убить». Но Майерс из новых фильмов не пугает, не вселяет ощущение реального ужаса — словом, не ассоциируется с первородным злом. Поэтому в фильме не удались и главные герои, и главный антагонист.
Вердикт
«Хэллоуин убивает» как по нотам повторяет все худшие шаблоны средних слэшеров: тупость героев; бессвязный сюжет, состоящий из одних убийств; нелепые диалоги и неуместный пафос. Центральный образ первого «Хэллоуина» и всех сиквелов безнадежно испорчен — маньяк всё ещё креативно убивает, но напугать или хотя бы развеселить зрителей он не способен. В фильме нет буквально никого, кто мог бы ему противостоять.
Картину можно было бы воспринимать как самопародию, но для этого не хватает дополнительной деконструкции образов — Майерса, горожан и его главных противниц из семьи Строуд. К тому же, на этом франшиза не завершилась: в январе 2022 года начнут снимать триквел «Хэллоуин заканчивается». Поэтому новая часть франшизы смотрится скорее как надругательство над ней. И когда герои в фильме говорят, что зло нельзя убить, они будто имеют в виду режиссёров и продюсеров — киноделов, которые никогда не закончат снимать всё новые и новые посредственные картины о Майкле Майерсе.
Обложка и материалы в статье: NBC Universal